kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для детей по театральному искусству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для детей по театральному искусству»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Кысыл-сыр

Муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)


Принято на заседании Утверждаю:

Педагогического совета и.о. директора МБУ ДО ДДТ

От «07» сентября 2019г. ________Ш.М. Даукежанова

Протокол № 3 от «07» сентября 2019г. Приказ №__«__»______2019г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«МиМ»


Возраст обучающихся: 6-18 лет

Срок реализации: 4 года обучения







Автор-составитель:

Микулянич Наталия Васильевна,

педагог дополнительного образования









п. Кысыл-Сыр, 2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию обучающихся, реализации их творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Следовательно, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению.

Направленность образовательной программы: художественная. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна образовательной программы опирается на гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования, является то, что данная программа не рассчитана на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой обучающийся получит возможность отожествлять себя с театральным персонажем (перевоплощаться), а также научиться находить соответствующие выразительные средства для передачи образа в движении, мимике, жестах, интонациях. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Актуальностью программы является творческая деятельность, направленная на социализацию и развитие коммуникативных способностей детей, так как появляются необходимые условия для осознания себя в качестве личности, повышается самооценка.

Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Педагогическая целесообразность образовательной программы состоит в том, что каждый ребенок, овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.

Программа опирается на практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской театральной школы К.С. Станиславским, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к юным актерам.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Обучающие:

- ознакомить учащихся с терминологией театра;

- обучить учащихся элементарным актерским навыкам; совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, драматических сказок, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга;

- научить детей четкой дикции, внятному произношению слов, активной артикуляции;

- обучить детей играть полноценный спектакль в коллективе.

2. Воспитательные:

- формировать культуру поведения учащихся на сцене и за кулисами;

- привить детям чувство коллективизма;

- воспитать у учащихся коммуникативные способности, умение общаться, взаимодействовать, доводить дело до конца и т.д.

3. Развивающие:

- развивать у детей умение передавать основные эмоции мимикой, позой, жестом, движением;

- формировать у учащихся творческое мышление, воображение, память;

- вырабатывать речевой аппарат, пластическую выразительность детей.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому учащемуся из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Возраст детей, режим занятий.

Программа предназначена для обучающихся с 6 до 18 лет. В театральное объединение принимаются дети и подростки 6-18 лет по желанию, без предварительного отбора.

Занятие кружка/ группы

I г/о

II г/о

III г/о

IVг/о

1 гр.

2 гр.

3 гр.



4 гр.

5гр.

Всего часов в неделю:



Всего в год:

102ч.

102ч.

136ч.

136ч.

136ч.

ИТОГО:

612ч.


Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 4 года обучения.

Формы работы и методы занятий

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли, праздники. Постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Обучение детей проводится по утвержденному календарно-учебному графику. В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты

В конце обучения,

Обучающиеся должны знать:

- историю театра и театрального искусства;

- теоретические основы актёрского мастерства;

- этапы работы над спектаклем;

- законы сценического действия;

- теоретические основы сценической речи;

- принципы построения литературной композиции.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

- представлять движения в воображении и мыслить образами;

- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

- создавать точные и убедительные образы;

- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

Обучающиеся должны приобрести навыки:

- внутренней и внешней техники актёра;

- словесных действий в спектакле;

- сценической пластики;

- речевого общения.

Способы проверки оценки освоения образовательной программы

1.Педагогическое наблюдение.

2.Собеседование.

3.Самооценка.

4.Отзывы детей и родителей.

5.Коллективное обсуждение работы.

6.Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.

7.Анкетирование.

8.Тестирование

9.Творческая практика.

10.  Сценарии постановок.

11. Постановки.

12.Коллективная рефлексия.

Динамические срезы и мониторинг образовательной программы

Мониторинг образовательной программы осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы. С целью диагностики учебных результатов используются:

  • Наблюдение;

  • Анализ творческой работы;

  • Собеседование (индивидуальное, групповое);

  • Итоговые (обобщающие) занятия;

  • Устные опросы.

Диагностические срезы проводятся два раза в учебный год: декабрь и май месяцы. За основу взята методика, разработанная Кленовой Н.В., кандидата философских наук, зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Буйловой Л.Н., кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Московского института открытого образования. Мониторинг проводится по годам обучения. В заключение для оценки усвоение данной программы проводится анализ мониторинга.

Форма подведения итогов программы – театрализованные постановки этюды, мини сценки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 1 год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

Образовательный продукт

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Театральная игра

27

5

22

Игра

Тренинг

3

Актерское мастерство

27

5

22

Тренинг

Этюд

4

Сценическая речь

15

4

11

Артикуляционная гимнастика

Тренинг

5

Сценическое движение

20


3


17


Тренинг

Пантомима

6

Проектная деятельность

10

4

6

Постановка

7

Конкурсы


2

-

2

Выступление


Итого:

102ч


на 2 год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

Образовательный продукт

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Театральная игра

27

6

21

Игра

Тренинг

3

Актерское мастерство

28

5

23

Тренинг

Этюд

4

Сценическая речь

17

4

13

Артикуляционная гимнастика

Тренинг

5

Сценическое движение

25

4

21

Тренинг

Пантомима

6

Творческая мастерская

30

5

25

Репетиционно- постановочная работа

7

Проектная деятельность

6

2

4

Постановка

8

Конкурсы


2

-

2

Выступление


Итого:

136ч.



на 3 год обучения

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

Образовательный продукт

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Актерское мастерство

32

6

26

Тренинг

Этюд

3

Сценическая речь

14

4

10

Артикуляционная гимнастика

Тренинг

4

Сценическое движение

30

4

26

Тренинг

Пантомима

5

Творческая мастерская

48

5

43

Репетиционно- постановочная работа

6

Проектная деятельность

5

1

4

Постановка


7

Конкурсы


6

-

6

Выступление


Итого

136ч.



на 4 год обучения

Наименование разделов

Всего часов

Теория

Практика

Образовательный продукт

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Актерское мастерство

32

5

27

Тренинг

Этюд

3

Сценическая речь

18

3

15

Артикуляционная гимнастика

Тренинг

4

Сценическое движение

28

5

23

Тренинг

Пантомима

5

Творческая мастерская

45

5

40

Репетиционно- постановочная работа

6

Проектная деятельность

6

1

5

Постановка

7

Конкурсы


6

-

6

Выступление


Итого:

136ч.



1-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Всего часов:1 из них: теория –1.

Теория: Введение в программу. Режим и план работы творческого объединения. Цели и задачи обучения. Техника безопасности. Перспектива творческого роста. История театра. Общественно-воспитательная роль театра.

Раздел 2. Театральная игра (27ч)

Теория: 5ч. Практика: 22ч.

Тема. Я и мир.

Теория: Объяснение темы «Я и мир».

Практика: Упражнения «Зернышко». «Капитаны», «Цепочка» и др.

Тема. Я наблюдаю мир.

Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.

Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий»,  «Ладонь», «Фотография», «Три точки» и др.

Теория: Беседа о предметах городов, улиц.

Практика: Упражнения: «Изображение предметов улиц, городов», «Внутренний монолог», «Этюды на предлагаемые обстоятельства» и др.

Я и мир литературного творчества

Теория: Объяснение темы «Я и мир литературного творчества». Понятие обряда. Возникновение обряда.

Практика: Подготовка и проведение обряда «Масленицы».

Теория: Понятие фольклор. Возникновение фольклора. Разновидности фольклора.

Практика: Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки др.

Тема. Мир художественных произведений.

Теория: Понятие художественное произведение.

Практика: Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.

Раздел 3. «Актерское мастерство» (27ч)

Теория:5ч. Практика:22ч.

Тема . Введение в актерское мастерство.

Теория: Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.     

Тема: Работа актера над собой. Тренинг. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.

Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.

Тема. Творческое оправдание и фантазия.

Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.
Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Тема . Сценическое отношение и оценка факта.

Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.
Практика: Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема. Работа актера над образом. Логика действия

Я – предмет.

Теория: Объяснение темы «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.

Практика: Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину).

Раздел 4. Сценическая речь (15ч)

Теория:4ч. Практика:11ч.

Тема. Содержание и понятие орфоэпии. Тренинг.

Теория:  Содержание и понятие орфоэпии. Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма и говор.     

Практика: упражнения для устранения ринолалии. Биппи… Пибби… и т.д., чёткое произношение не сложных скороговорок, чтение маленьких детских стихов.

Тема: Дыхание Виды дыхания.

Теория: Понятие дыхание. Правила при выполнении дыхательной гимнастики.  Практика: Дыхательная гимнастика.

Тема. Системы дыхания.

Теория: Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата.

Практика: Упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и.т.д.

Тема. Звуки

Гласные звуки.

Теория: Понятие гласные звуки. Гласный звукоряд.
Практика: Голосовые упражнения на гласные звуки
А, О, У, И, Э, Ы  Для начала звуки артикулируются без голоса  перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э         АО        АОЭ…

Тема. Согласные звуки.

Теория: Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие.
Практика: Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные скороговорки.

Тема. Дыхание и голос.

Теория: Понятие дыхание и голос. Типы и вид дыхания. Роль дыхания в воспитании речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа постановки речевого голоса.  Практика: Виды дыхательных упражнений, гимнастика.

Тема . Дыхание и звук.

Теория: Понятие дыхание. Понятие звук. Виды звуков.  Практика: Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука.

Тема . Голос и дикция.


Теория: Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат.

Практика: певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки.

Раздел 5. Сценическое движение (20ч)

Теория:3ч. Практика:17ч.

Тема. Введение в предмет. Развитие психических и психофизических качеств.

Теория: Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы.

Практика: Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.

Тема. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.

Теория: Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы. 

Практика: Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.

Тема. Упражнения в равновесии. Различные виды одиночного балансирования.

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночного балансирования.

Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др.

Тема: Парные и групповые упражнения.

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах парных и групповых упражнениях.

Практика: Упражнения: «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром», кувырки, кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Упражнения на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические, гимнастические, импровизация борьбы)

Тема .Упражнения на парное равновесие.

Теория: Объяснение темы.

Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др., парные и групповые упражнения.

Тема: Тренинги. Развивающий тренинг.

Теория:  Объяснение темы. Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке.

Практика: Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др.).

Тема . Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.

Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии.  Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».

Практика:  Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.

Раздел 6. Проектная деятельность - 10 ч.

Теория: 4ч.

Практика: 6ч.

Конкурсы – 2ч.

2-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Всего часов:1 из них: теория –1.

Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ. Познакомить о правилах и умения вести себя в общественных местах. Режим и план работы творческого объединения.

Раздел 2.Театральная игра (27ч.)

Теория;6ч. Практика:21ч.

Тема. Предметы в моем доме.

Теория. Беседа о предметах в моём доме.

Практика: Упражнения: «Изображения предметов», «Внутренний монолог» и др.

Тема: Я слышу мир.

Теория: Объяснение темы «Я слышу мир».
 Значение в театральном искусстве игры.

Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы», «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного», и др.

Тема: . Я осязаю и обоняю мир.

Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.

Практика: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.

Тема. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).

Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.

Практика: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес» и др. 

Тема .Я и мир предметов.

Теория: Объяснение темы «Я и мир предметов».

Практика: Упражнения: «Изучение комнаты», «Первая буква», «Любимое место в мире», «Я – предмет» и др.

Раздел 3. «Актерское мастерство» (28ч)

Теория:5ч. Практика:23ч.

Тема: Работа актера над собой. Тренинг. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.

Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: на воображаемые предметы.

Тема: Творческое оправдание и фантазия.

Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.

Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Тема:Сценическое отношение и оценка факта.

Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.
Практика: Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема: Работа актера над образом. Сценическое общение Логика действия. Я – предмет.

Теория: Объяснение темы «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.

Практика: Этюды на тему: «Я – предмет»

Тема: Я – животное.

Теория: Объяснение темы «Я – животное».

Практика: Этюды на тему «Я – животное». (изобразить любое животное на выбор).

Раздел 4. Сценическая речь (17ч)

Теория:4ч. Практика:13ч.

Тема: Звуки. Артикуляционная гимнастика. Тренинг.

Теория:  Объяснение техники артикуляционной гимнастики.     

Практика: упражнения для усиления подачи звуков.
Произношение не сложных скороговорок, чтение маленьких детских стихов.

Тема: Дыхание. Виды дыхания.

Теория: Понятие дыхание. Правила при выполнении дыхательной гимнастики.  Практика: Дыхательная гимнастика.

Тема Системы дыхания.

Теория: Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата.

Практика: Упражнения: свеча, паровоз, оса, насосы, шарик, и.т.д.

Тема: Сила звука и эмоциональная выразительность.

Теория: Объяснение темы.

Практика: Голосовые упражнения на усиление звука.
А, О, У, И, Э, Ы  Для начала звуки артикулируются без голоса  перед зеркалом, а затем переходить к громкому звучанию. Постепенно увеличивая число повторений: А … Э         АО        АОЭ…

Тема: Совмещение речи и движения

Теория: Объяснение темы.

Практика: Использование стихотворных текстов в движении. Не сложные скороговорки – говорим и двигаемся.

Раздел 5. Сценическое движение (25ч)

Теория:4ч. Практика:21ч.

Тема: Возрастные походки.

Теория: Объяснение темы. 

Практика: Комплексные упражнения для развития мышечных групп всего тела: Этюдные упражнения.

Тема: Различные виды одиночного и парного балансирования.

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночного балансирования.
Практика: Тренинг

Тема: Акробатические упражнения

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночных, парных и групповых упражнениях.

Практика: Упражнения кувырки, кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические, гимнастические, импровизация борьбы).

Тема: Движения в рапиде

Теория: Объяснение темы.

Практика: Этюдные упражнения в рапиде на предлагаемы обстоятельства

Тема. Игровые упражнения (выполнение упражнений в процессе игры)

Теория: Объяснение правил выполнения упражнений.
Практика: упражнения в выпадах, в приседе, на развитие внимания, тренировочный бег и др.

Тема: Тренинги.

Развивающий тренинг.

Теория:  Объяснение темы. Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке.

Практика: Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др.).

Тема этюды на пластическую выразительность

Теория:  Объяснение темы. Понятие «пластика».

Практика: Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность.

Тема: Хаотичное движение в пространстве

Теория: Объяснение понятия психофизические качества актёра.

Практика: Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений.

Раздел 5: Творческая мастерская. (30ч)

Теория:5ч. Практика:25ч.

Тема: Сценическое произведение с одним персонажем.

Теория: Объяснение темы. Выбор темы.

Практика: Работа над эпизодом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения персонажа.

Тема: Работа над стихотворным текстом.

Теория: Объяснение темы. Выбор стихотворного материала.

Практика: Читка. Выбор стихотворного произведения для инсценировки. Постановочные репетиции.

Тема: Работа над образом по методу физических действий.

Теория: Объяснение темы. Этапы процесса оценки: собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера персонажа.

Практика: Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе, в пустыне и т.д.)

Тема: Домашние этюды «на образ».

Теория: Объяснение понятия образ.

Практика: Поиск убедительного варианта сценического образа для духовного и физического перевоплощения.

Тема: Репетиционно- постановочная работа.

Теория: Выбор и читка произведения. Распределение ролей. Читка по ролям. Определение характера и образа персонажа. Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

Практика: Этюдно-постановочная работа. Групповые, парные и индивидуальные репетиции.

Раздел 6. Проектная деятельность - 6 ч.

Теория: 2ч.

Практика: 4ч.

Конкурсы – 2ч.


3-й год обучения


Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Всего часов:1 из них: теория –1ч.

Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ. Режим и план работы творческого объединения. Перспектива творческого роста.

Раздел 2. Актерское мастерство(32ч.).

Теория:6ч. Практика:26ч.

Тема: Работа актера над образом по методу физических действий.

Теория: Объяснение темы. Этапы процесса оценки: собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера персонажа.

Практика: Этюдные импровизации.

Тема: Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.

Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием.

Тема. Чувство правды и контроль.

Теория: Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой.

Практика: Упражнения: «Ждать», «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др.

Тема: Сценическая задача и чувство. Сценическое действие.

Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия.

Практика: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.

Тема. Сценический образ как «комплекс отношений».

Теория: Объяснение темы. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом направлении.

Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др.

Раздел 3. Сценическая речь(14ч.)

Теория:4ч. Практика: 10ч.

Тема: Техника речи и ее значение.

Теория: Резонаторы. Значение резонирования. Роль слуха в воспитании речевого голоса. Практика: Упражнения для тренировки дыхания и дикции.

Тема: Дикция.

Теория: Понятие дикция. Понятие артикуляция и характеристика гласных звуков. Согласные звуки, их значение для формирования слова.

Практика: Виды артикуляционных упражнений, гимнастика.

Тема: Дыхание и звук.

Теория: Понятие дыхание. Понятие звук. Виды звуков.

Практика: Практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль звука.

Тема: Голос и дикция.

Теория: Голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата. Понятие речевой аппарат.

Практика: Певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки.

Тема: Логика речи.

Теория: Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы нового понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения.

Практика: Чтение смысловых отрывков.

Раздел 4. Сценическое движение (30ч)

Теория:4ч. Практика:26ч.

Тема: Акробатические упражнения.

Теория: Понятие акробатика.

Практика: кувырки, кувырки назад и вперед, стойка «свечкой», мост, каскад; упражнения на взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения. Упражнения на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (упражнения акробатические, гимнастические, импровизация борьбы).

Тема: Упражнения на парное равновесие.

Теория: Объяснение темы.

Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др., парные и групповые упражнения.

Тема: Игровые упражнения (выполнение упражнений в процессе игры).

Теория: Объяснение правил выполнения упражнений.

Практика: упражнения в выпадах, в приседе, на развитие внимания, тренировочный бег и др.

Тема: Развивающий тренинг

Теория: Объяснение темы. Подготовка костно-мышечного аппарата актера и определение степени готовности к активной работе на уроке.

Практика: Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию и реакцию и др.).

Тема: Пластический тренинг.

Теория: Объяснение темы. Понятие «пластика».

Практика: Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность.

Тема: Специальный тренинг.

Теория: Объяснение понятия психо-физические качества актёра.

Практика: Упражнения на развитие чувства пространства, формы, чувство партнёра, инерции движений.

Раздел 5: Творческая мастерская. (48ч)

Теория:5ч. Практика:43ч.

Тема: Первое впечатление.

Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе.

Тема: Застольный период.

Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение действительности литературного материала.

Практика: Работа над образом. Читка по ролям.

Тема: Репетиции в выгородке.

Теория: Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.

Практика: Работа над образом.

Тема: Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия).

Теория: Объяснение темы. Театральные жанры.

Практика: Работа в режиме текущего момента. Регулярный показ спектаклей разного жанра по мере их постановки.

Раздел 6. Проектная деятельность - 5ч.

Теория: 1ч.

Практика: 4ч.

Конкурсы – 6ч.


4-й год обучения

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Всего часов:1 из них: теория –1ч.

Теория: Инструктаж по ТБ и ПБ. Режим и план работы творческого объединения. Перспектива творческого роста.

Раздел 2. Актерское мастерство(32ч.).

Теория: 5ч. Практика:27ч.

Тема: Творческое оправдание и фантазия.

Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.

Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», «Фантастическое существо» и др.

Тема: Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.

Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».

Практика: Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.

Тема: Работа актера над собой. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе.

Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием.

Тема: Сценическое отношение и оценка факта.

Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.

Практика: Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема: Оценка и ритм.

Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости.

Практика: Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает» др.

Тема: Мысль и подтекст.

Теория: Объяснение темы. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер).

Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др.

Тема: Станиславский о этюдах.

Теория: Понятие этюд. Виды этюдов.

Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.

Раздел 3. Сценическая речь(18ч.)

Теория:3. Практика:15ч.

Тема: Темпо-ритм речи.

Теория: Понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе.

Практика: чтение смысловых отрывков.

Тема: Логический разбор как первый этап в работе над освоением текста.

Теория: Логический разбор как первый этап в работе над освоением

текста. Критерии выбора художественного материала.

Практика: чтение смысловых отрывков.

Тема: Логика речи.

Теория: Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом общении. Практика: чтение смысловых отрывков

Тема: Дыхание и голос. Типы и вид дыхания

Практика: Виды дыхательных упражнений, гимнастика.

Раздел 4. Сценическое движение (28ч)

Теория:5ч. Практика:23ч.

Тема: Развитие психических и психофизических качеств.

Теория: Введение в предмет «Сценическое движение». Объяснение темы.

Практика: Общие двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость и др.

Тема: Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнениями.

Теория: Понятие мышечно-двигательный аппарат. Объяснение темы. Практика: Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног: упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.

Тема: Различные виды одиночного балансирования.

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах одиночного балансирования.

Практика: Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» и др.

Тема: Парные и групповые упражнения.

Теория: Объяснение темы. Рассказ о различных видах парных и групповых упражнениях.

Практика: Упражнения: «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром» и др.

Тема: Приемы падений. Пощечина (сценическая)

Теория: Объяснение темы. Объяснение правил выполнения падений. Понятие сценическая пощёчина. Техники нанесения сценической пощечины

Практика: Прыжки с приземлением на 1 и 2 ноги, прыжки с падением на бок, прыжки с препятствиями, падения вперед, набок, назад; падение сверху и др. Отработка пощечины.

Тема: Жонглирование.

Теория: Объяснение темы. Техника жонглирования.

Практика: Упражнения на тренировку ритмичности, ловкости, координации движения. Жонглирование двумя, а по мере овладения, тремя мячами размером с теннисный шарик, бросание 2х мячей каскадом, одной рукой, перебрасывание 3х мячей из руки в руку и др.

Раздел 5: Творческая мастерская. (45ч)

Теория:5ч. Практика:40ч.

Тема: Первое впечатление.

Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе.

Тема: Застольный период.

Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение действительности литературного материала.

Практика: Работа над образом. Читка по ролям.

Тема: Репетиции в выгородке.

Теория: Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.

Практика: Работа над образом.

Тема: Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия).

Теория: Объяснение темы. Театральные жанры.

Практика: Работа в режиме текущего момента. Регулярный показ спектаклей разного жанра по мере их постановки.

Раздел 6. Проектная деятельность - 6ч.

Теория: 1ч.

Практика: 5ч.

Конкурсы – 6ч.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс при реализации программы включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в театральном объединении осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью обучающихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу).

Формы контроля:

- опрос на занятии;

- проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий.

- участие в школьных концертах, конкурсах.

Используемые педагогические методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий;

Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступления учащихся;

Частично-поисковый: поиск информации.

Практический: выполнение заданий, актерское мастерство (индивидуально и в группах).

Критический анализ. Самооценка.

Подведением итогов учебной деятельности объединения являются следующие формы:

1. Драматический спектакль по мотивам русской народной сказки, современных писателей, писателей-классиков;

2. Музыкальный спектакль на стихи детских писателей;

3. Концертно-исполнительская деятельность;

4. Тестирование творческих способностей;

5. Открытое занятие для родителей

6. Для особо одаренных детей участие в конкурсах.

Текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом занятии и по полугодиям через разыгрывание музыкальных и драматических произведений, публичные выступления.

Итоговый контроль - проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень освоения образовательной программы, динамика усвоения практических навыков, техника актерского исполнения и сценического мастерства.

Для обучающихся театрального объединения наиболее привлекательным элементом является показ спектакля, участие в мероприятиях, а также конкурсы и фестивали.

Для выявления у ребенка артистических способностей, предлагаем разыграть игровую ситуацию, при этом наблюдаем, как ребенок двигается, проявляет эмоции, чувства, выразительность, фантазию, меняет силу голоса, тональность. Во время музыкальных номеров смотрим на пластичность, на умение слышать и понимать настроение произведения.

Также можно использовать театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – в выразительных движениях мышц лица, в пантомимике - выразительных движениях всего тела, в вокальной мимике - выразительности речи.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1 Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.

2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

3.  Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.

4.  Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.

5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.

6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 1978.

8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

9.  Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.

10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007. - № 3. - с. 52-57.

11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

12.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.

13.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.

14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.

15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.

Для обучающихся и родителей:

1.Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.

2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004.

3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.

4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.

5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.

6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.

7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.

8.  Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.

9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.

10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка для детей по театральному искусству

Автор: Микулянич Наталия Васильевна

Дата: 18.03.2020

Номер свидетельства: 543198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Методическая разработка для театральной студии"
    ["seo_title"] => string(48) "metodicheskaia_razrabotka_dlia_teatralnoi_studii"
    ["file_id"] => string(6) "603479"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1648400107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Учебно – методическая разработка для дополнительной образовательной программы  «Школа имиджа»"
    ["seo_title"] => string(100) "uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-dlia-dopolnitiel-noi-obrazovatiel-noi-proghrammy-shkola-imidzha"
    ["file_id"] => string(6) "284354"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453972922"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка   «Изготовление напольной вазы в технике папье-маше» "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-izghotovlieniie-napol-noi-vazy-v-tiekhnikie-pap-ie-mashie"
    ["file_id"] => string(6) "132515"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416341076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Программа внеурочной деятельности "Театральная студия "Непоседы"" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-naia-studiia-nieposiedy-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "194796"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427813109"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая   разработка общешкольного мероприятия "Фестиваль талантов" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-obshchieshkol-nogho-mieropriiatiia-fiestival-talantov"
    ["file_id"] => string(6) "224037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438347031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства