Развитие творческих способностей детей с помощью театрализованных игр
В последнее время в Республике Башкортостан заметно возрос интерес к изучению культуры родного края. Большая роль отводится в этом дошкольным учреждениям. Одной из важнейших задач детского сада – это воспитывать любовь к родному краю, к родному городу, развивать стремление изучить культуру своего народа, познакомить с башкирскими произведениями и авторами.
Для выполнения этих задач мы активно используем в своей работе одно из самых популярных и увлекательных направлений – театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство не только родного языка, но и других народов. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
В группе с детьми драматизируем башкирские и русские сказки, показываем разные спектакли. Оформлены атрибуты для показа следующих башкирских сказок: «Лев и заяц» пальчиковый театр, «Медведь и пчёлы» на фланелеграфе, «Кот озорник» картонажный театр, фартучный театр пополнился сказкой «Лиса-строитель», имеется «Волшебный куб» с помощью которого дети рассказывают ту или иную башкирскую сказку. Для показа русских сказок: картонажный театр «Лиса и Журавль», «Три поросёнка», на фланелеграфе «Сказка о глупом мышонке», шагающий театр «Кот, петух и лиса», настольный театр «Заюшкина избушка», теневые театры «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
В сказках дети знакомятся с трудом, бытом, обычаями народов. Они учат детей справедливости, честности, благоустройству. Знакомясь, с той или иной сказкой стараемся довести до их сознания главную идею произведения, учим оценивать поступки героев.
В нашей группе было знакомство с творчеством И.К.Чуковского и с его произведением "Муха-Цокотуха". В конце чтения сказки у нас было обсуждение "А какими были муха, паук, комар?" "Почему автор назвал Муху-Цокотухой?" "И чему учит эта сказка? "
И мы решили, чтобы ответить на эти и на многие другие вопросы, познакомиться поближе с творчеством этого автора и с произведением через проект.
Цель проекта:
- вовлечь дошкольников и родителей в совместную деятельность, направленную на формирование театральной деятельности;
- Формирование у детей дошкольного возраста интереса к театру, через постановку сказки.
Задачи:
- знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;
- пополнение знаний о творчестве детского поэта И.К.Чуковского;
- обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой;
- развитие интереса, любознательности, чувства сопереживания к мухе и желание ей помочь;
- воспитание в детях любви к творчеству детского писателя И.К.Чуковского;
- воспитание коллективизма, усидчивости, активности, уверенности;
- гендерное воспитание;
- уточнение артикуляции;
- совершенствование фонематического восприятия;
- расширение лексического запаса;
- совершенствование общей и мелкой моторики. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- содействовать укреплению связей детского сада и семей;
- улучшить художественное оформление группового помещения детского сада в период театрального месяца.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный (теоретический)
- обсуждение цели и задачи с детьми и родителями;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта;
- разработка сценария;
- подбор музыкального сопровождения
II этап - основной (практический)
внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов расширению знаний дошкольников о театре
- формирование знаний о видах театра. Говорим детям о театрах, о театрах города Уфы. В группе оформлена папка с иллюстрациями и кратким описанием театров;
- репетиция сказки
III этап – заключительный
- оформление результата проекта в виде презентации;
- организация выставки «Любимая сказка»;
- показ музыкального спектакля.
Пути реализации:
- пополнение содержания книжного уголка произведениями Корнея Чуковского;
- организация выставки;
- оформление группового помещения;
- изготовление декораций, афиши, билетов
Работа с родителями:
- беседа с родителями " Знакомство с проектом";
- разучивание текста;
- совместная деятельность детей и родителей, направленная на изготовление костюмов;
- встреча с родителями на спектакле
Конкретные ожидаемые результаты
- сформирован интерес к театральной деятельности;
- активное участие воспитанников и родителей в изготовление костюмов и разучивание ролей;
- развитие у детей активности и уверенности.
Так же познакомились с произведениями башкирской писательницы Фарзаны Губайдуллиной. Детям очень понравились ее произведения. В планах драматизация сказки «Гюльгизар», которая полюбилась детям. Они не только прослушали ее, но и придумывали свою концовку, рисовали понравившейся сюжет. Дети активно репетируют, родители придумывают костюмы.
Анализируя и сравнивая русские и башкирские сказки, дети делают выводы: что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, справедливость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
Так же организовываем совместно с музыкальным работником развлечения. В группе отрабатываем выразительность, дикцию.
Постоянно посещаем спектакли, которые ставят в детском саду приезжие артисты из театров.
Для родителей проводим консультации. Советуем с ребенком сходить в театр, но прежде знакомим с правилами поведения детей в театре. Говорим о том, что нужно объяснить ребёнку перед посещением театра. Подготовлена нами памятка для родителей «Как изготовить пальчиковый театр».
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.
Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх - драматизациях.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.