kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная  работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения.

(из опыта работы учителя –логопеда)

        Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе, что обозначено в требованиях ФГОС.

       Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

       Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

       Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

        Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков. Задача логопеда– развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти.

       Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя   3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. М.Ф.Фомичёва в своих методических пособиях предлагает такой «набор» артикуляционных упражнений: «трубочка-улыбка», «качельки», «часики», «маляр», «заведи моторчик» и т.д.

       Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому  я применяю  систему расслабляющих упражнений, которые помогают снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти. Материал для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподношу детям в виде сказок,   весёлых полянок, стишков, загадок. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

      У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение        

         Дополнением к общеизвестным  упражнениям по развитию мелкой моторики рук являются такие виды развивающей деятельности как:

-сборка картинок пазлов;

-построение цветовой композиции с помощью мозаики по представлению и образцу;

-работа с капроновыми плетёными верёвочками  для завязывания узелков, для перебирания уже завязанных узлов пальцами, выкладывание букв по шаблону и представлению и т.д

        Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное  звуко- и голосообразование.

         Например, некоторые школьники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.                          Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

         Для развития речевого дыхания использую такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «душный футбол». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается»), пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т.д.).

                Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания  на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения.     Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.      Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми я слежу за своей речью, говорю не торопясь, чётко произношу слова, соблюдать нормы литературного произношения.

       Формирование правильного произношения у детей - это очень сложный процесс. В основе системы индивидуальной работы лежит дифференцированный подход, учитывающий особенности развития речи и речевого аппарата каждого ребёнка. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребёнка должен быть положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и  изучения превращается в интересную игру.

     На индивидуальных занятиях дети также учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, отстукиванием на барабане, шумовыми эффектами наполненных различной крупой, пуговками, мелкими камушками, пузырьков. Также ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом,  прыжками. 

      Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах использую считалки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

В проведении индивидуальных и групповых занятий большую помощь мне оказывает приложение к журналу «Логопед» с методическими и практическими материалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад на тему: "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения".»



Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения.

(из опыта работы учителя –логопеда)

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе, что обозначено в требованиях ФГОС.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения и от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков. Задача логопеда– развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать вглубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти.

Так как речь связана с движениями речевого аппарата большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. М.Ф.Фомичёва в своих методических пособиях предлагает такой «набор» артикуляционных упражнений: «трубочка-улыбка», «качельки», «часики», «маляр», «заведи моторчик» и т.д.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому я применяю систему расслабляющих упражнений, которые помогают снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти. Материал для тренировки мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляции преподношу детям в виде сказок, весёлых полянок, стишков, загадок. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение

Дополнением к общеизвестным упражнениям по развитию мелкой моторики рук являются такие виды развивающей деятельности как:

-сборка картинок пазлов;

-построение цветовой композиции с помощью мозаики по представлению и образцу;

-работа с капроновыми плетёными верёвочками для завязывания узелков, для перебирания уже завязанных узлов пальцами, выкладывание букв по шаблону и представлению и т.д

Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование.

Например, некоторые школьники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Для развития речевого дыхания использую такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «душный футбол». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Цветок распускается»), пропевание гласных звуков с движениями («Рубим дрова», «Пускаем облачко», «Поймаем лучик» и т.д.).

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми я слежу за своей речью, говорю не торопясь, чётко произношу слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Формирование правильного произношения у детей - это очень сложный процесс. В основе системы индивидуальной работы лежит дифференцированный подход, учитывающий особенности развития речи и речевого аппарата каждого ребёнка. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребёнка должен быть положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и изучения превращается в интересную игру.

На индивидуальных занятиях дети также учатся воспроизводить ритмический рисунок хлопками, отстукиванием на барабане, шумовыми эффектами наполненных различной крупой, пуговками, мелкими камушками, пузырьков. Также ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками.

Для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах использую считалки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

В проведении индивидуальных и групповых занятий большую помощь мне оказывает приложение к журналу «Логопед» с методическими и практическими материалами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Клочнева Светлана Сергеевна

Дата: 05.04.2016

Номер свидетельства: 315266


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства