Развитие временных представлений у старших дошкольников.
Развитие временных представлений у старших дошкольников.
Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие временных представлений у старших дошкольников.»
Развитие временных представлений у старших дошкольников.
Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и др.). Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.
Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей [6; 9].
В разных видах деятельности “чувство времени” выступает, то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости. По мнению Ф. Фребель, первые временные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом.
Т.Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений:
адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодна-завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т.д.);
Т.А. Мусейибова в своей работе указывает, что дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления “теоретического” знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отношения времени. В своей работе автор опирается на психологические основы восприятия времени, изучаемые Б.Г. Ананьевым, который указывает, что отношение времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается и в области отражения пространственно-временных отношений объективной действительности. Полученные Т.А. Мусейибовой данные свидетельствуют о недостаточном осознании детьми старшего дошкольного возраста различных единиц измерения времени и элементарно-практическом использовании их в жизни: определить, например, какой сегодня день недели, какой был вчера, будет завтра, определить число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить относящиеся к нему месяцы и др. Особенно отчетливо обнаружилось отсутствие у детей понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения времени, количественной ее характеристики и взаимосвязи с другими единицами или мерами измерения времени (т.е. что в неделе, например, 7 дней, а в месяце 4 недели, в году 12 месяцев и т.д.). С ее точки зрения, задача обучения должна заключаться, прежде всего, в том, чтобы старший дошкольник овладел знанием отдельных единиц измерения времени. Это знание должно базироваться на чувственном отражении временных отрезков различной длительности, т.е. на прочной сенсорной основе не лишенной по возможности и эмоциональной окраски. Чувственная, логическая и диалектическая их взаимосвязь – таково непременное условие развития временных ориентировок так называемого “чувства времени” у детей дошкольного возраста на высшем, “логико-понятийном” уровне отражения и ориентировки во времени. Автор утверждает, что совершенствующееся у детей отражение временных отношений должно получать выражение в разнообразной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, в сфере его взаимоотношений с окружающими сторонами объективной действительности.
Интересна система обучения ориентировки во времени, предложенная в конце 70-х годов Р.Чудновой, которая предложила широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, а также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные модели “Части суток”, “Дни недели”, “Времена года”. Данные модели являются символами года и сезонов. При использовании данных моделей и иллюстрированного материала автор учитывает возрастные психологические особенности детей.
В свою очередь Т.Д. Рихтерман также раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, уточняет задачи, предлагает интересные приемы работы. Однако она предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе с использование картинок, с отражением деятельности детей в различные части суток, затем предлагает пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показателям: цвет неба, положение Солнца на небосклоне, степень освещенности дня. Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом, рекомендует также интересные приемы работы с использованием этой модели. Как обобщение знаний о времени, автор предлагает знакомить детей старшего дошкольного возраста с календарем как системой мер времени [5].
Т.Д. Рихтерман отмечает, что время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. В старшем дошкольном возрасте такое явление как “операторное время” уже осознается ребенком. “Операторное время” понимается ею как осознание параллельности событий во времени, помогающее детям глубже осознать всеобщий характер времени.
Е.И. Щербакова, продолжая работу Т.Д. Рихтерман, изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий, таких как сутки, неделя, год и некоторых свойств времени – одномерность, текучесть, необратимость, периодичность; а также первичной практической ориентировки во времени. Исследования Е.И. Щербаковой показали, что плоскостное изображение временных эталонов – в виде замкнутых циклов – искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее. Это, по ее мнению, главный тормоз понимания и активного овладения временными отношениями. Исходя из этого, она поставила задачу: выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Ею была решена задача создания модели времени, которая была бы проста по форме и доступна детскому пониманию по содержанию. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени. Также Е.И. Щербаковой была создана модель “дни недели”, аналогичная первой, но отличалась тем, что ее размеры больше и один виток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель “времени года” отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением. Мы считаем, что данные модели могут помочь педагогам сформировать у детей представления о времени и их основных характеристиках, так как они отражают динамичность реального момента, которую дошкольники осознают с трудом, и представляют детям возможность заглянуть в “лабораторию времени”, увидеть и понять его суть [7; 8].
Анализ научной литературы показал, что все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения, служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. Учитывая данный подход к формированию временных представлений у дошкольников, можно выделить следующие этапы этого процесса:
знакомство ребенка с термином и понятием (утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год);
выведение “формулы” изучаемого объекта;
закрепление полученных знаний в различных видах деятельности с помощью разнообразных средств обучения;
определение важности полученного знания;
подведение итогов, ознакомление с временной последовательностью, переход к новому понятию.
Анализ действующих программ нового поколения (“Детство”, “Радуга”, “Программа воспитания и обучения в детском саду”, “Математические ступеньки” и др.) показал, что в основном формируются следующие представления, связанные с частями суток, днями недели, временами года, календарем, часами, с чувством времени. Программы предполагают создание условий (в частности, используя моделирование, например, модель последовательного ряда и др.) для установления детьми временной последовательности при планировании и организации своей деятельности (рассматривание явления, объекта, картины, выполнения операций в трудовой, спортивной и другой деятельности).
Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений у старших дошкольников. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник – второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. Для закрепления и уточнения знаний проводить дидактические игры: “Неделька, стройся””, “Назови скорей”, “Назови соседей”, “Покажи соответствующую цифру” и др. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников следует использовать на занятиях и вне модель недели, картинки с характерными видами деятельности в этот день недели и др.
При знакомстве с временами годы можно употребить модель времен года:
каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белая,лето красивое – красное и т.д.
каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т.п.
Для закрепления времен года можно использовать не только дидактические игры, но и упражнения, проводимые не только на занятии, но и в повседневной жизни. Например, “Составь картинку”, характерную для этого время года.
Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, картины художников можно задавать вопросы: “Это весна или осень?”, “Бывает так в декабре?”, “Скоро ли наступит здесь зима? и т.д.
Формирование и развитие представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах на занятиях (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), а также на занятиях по развитию речи, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности в уголке математики, где созданы все условия для закрепления полученных временных представлений.
Содержание работы, направленное на развитие и уточнение временных представлений, способствует не только развитию временных представлений у старших дошкольников, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи. Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем. Завершающей частью работы является серия заданий, в которых необходимо не только понимание, но и использование ребенком сложных речевых конструкций. Это задания типа:
“Вставить в предложение пропущенное слово”:
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.
Чиполлино полол грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …
“Закончи предложение”:
Перед понедельником идет воскресенье, а после среды …
Летом солнце светит ярко, а зимой – …
Если сегодня вторник, то завтра будет …
И вопросы типа:
Что короче: день или неделя?
Что длиннее (час или сутки, ночь или сутки)?
Какое время года бывает перед осенью?
Какой день недели бывает перед средой?
Какой наступает после пятницы? и т.д.
Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует использовать на занятиях и в совместной деятельности в математической зоне загадки, пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки. Например, прочитав стихотворение о Мухе-чистюхе Я. Бжехва:
Жила-была Муха-чистюха. Всё время купалась Муха. Купалась она в воскресенье В отличном клубничном варенье. В понедельник – в вишневой наливке. Во вторник – в томатной подливке. В среду – в лимонном желе. В четверг – в киселе и смоле. В пятницу – в простокваше, В компоте и в манной каше… В субботу, помывшись в чернилах, Сказала: “Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала, Но, кажется, чище не стала”.
Детям можно задать следующие вопросы: В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как называется день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она делала на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день? Почему этот день называется “среда”? Как называются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Почему?
Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”, В. Каверина “Песочные часы”, Е. Шварца “Сказка о потерянном времени”, В. Даля “Старик-годовик”. Прочитав сказку “Старик-годовик”, дети по количественным признакам могут определить: Каких птиц выпускал старик-годовик, какие у них имена, почему у этих волшебных птиц по 4 крыла, что это за 7 перьев в каждом крыле и почему: “Одна половина белая, а другая – черная”.
В процессе ознакомления с временными представлениями старших дошкольников можно использовать музыкальные произведения, например, альбом П.И. Чайковского “Времена года”.
В соответствии с возрастом и реализуемой программой следует обогащать развивающую предметно-пространственную среду, в которой имеется математическая зона (уголок математики), где расположены различные модели (суток, дни недели, времена года), дидактические игры (“Когда это бывает”, “Назови скорей”, “Неделька стройся”, “Дни недели” и др.). Показателями результативности выступает: активность ребенка в построении среды и позиции в ней. Способность разворачивать деятельность, пользоваться знаками, схемами, отражающими временные отношения, самостоятельно использовать литературные тексты и живописные произведения в различных видах деятельности. Взаимодействуя с реальными предметами, старшие дошкольники более глубоко осваивают разнообразные характеристики времени (текучесть, длительность, измеряемость и др.). Именно интегрированные модели позволяют детям быстрее усвоить характеристики времени. Сочетание литературных и живописных произведений, дополняя друг друга, обеспечивают ребенку, с одной стороны, зрительно обнаруживать время, а с другой стороны, словесно обозначать его, используя для этого специфическую и образную лексику.
Следует продумывать совместную деятельность ребенка с родителями по развитию временных представлений у старших дошкольников в условиях семьи. Наряду с беседами, тематическими консультациями следует предлагать систему дидактических игр и задания для детей, которые родители могут провести дома. Например:
постепенно знакомить ребенка со временем; заучивать вместе с ним названия месяцев или дней недели;
в игре, в совместном чтении связывать то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом – купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают);
побуждать ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года;
в процессе чтения просить ребенка рассказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень;
рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавать вопросы: “Какое это время года? Почему ты так думаешь?”, “Бывает так в декабре?”, “Скоро ли наступит здесь зима? и т.д.
проводить дидактические игры (“Закончи предложения”, “Неделька, стройся!”,“Когда это бывает?”, “Догадайся, какое время года?” и др.).
Таким образом, развитию временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.