ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАССМАТРИВАНИЕ ИГРУШЕК) ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
-активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены;
- развивать речь, наблюдательность, внимание, мыслительную активность, логическое мышление, память; внимание, выдержку;
-формировать уважительное отношение к сверстникам: внимательно слушать своих товарищей, не перебивать.
-учить участвовать в беседе, понятно для слушателей точно отвечать на вопросы и задавать их.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап (2 минуты) | Формирование интереса у детей к теме занятия. | Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А какое время года? А какие признаки зимы вы знаете? (3-4 человека) Молодцы. | Словесный (беседа, вопрос) | Зима. Выпадает много снега. Мороз, вьюга. | Дети активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
2. | Основной этап | |
2.1. | Этап постановки проблемы (5 минут) | Формирование у детей представления о предстоящем занятии. | Ребята, сегодня возле наших дверей я нашла вот этот сундук, что там лежит, я уже знаю, а вы хотите узнать? «Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина). Давайте с вами посмотрим, что у нас есть у машины. Это у нас что такое круглое? Правильно, ребята, ещё у машины есть кузов. «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок). А смотрите, что у нашего мишки есть. У него есть туловище, большая голова, лапы, которыми он есть мед и конечно ушки. «Что все это значит? Дочка, а не плачет. Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла). А у куклы у нас что есть? Туловище, ноги, руки и голова. Кукла создается по подобии человека. «Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик). Ребята, назовите одним словом, что же лежало в сундуке? (3-4 человека) | Словесный (беседа, вопросы, художественное слово) | Даа. Машина. Колеса. Медведь. Кукла. Мячик. Игрушки. | Отгадывают загадки, активно участвуют в беседе. |
2.2. | Этап ознакомления с материалами (4 минуты) | Учить называть слова ласковым образом. | А теперь давайте поиграем в игру. Хотите? Игра «Расскажи какие» Я вам буду показывать игрушку, а вы мне будете говорить какая она, например, Мишка какой? Плюшевый. Готовы? Мишка какой? Мячик какой Машинка какая? Кукла какая? Молодцы, ребята, у вас хорошо получилось описать игрушки. А когда я была маленькая, у меня тоже была любимая игрушка – кукла Мальвина. Мне ее подарили на день рождения. Когда я ее увидела, она мне сразу очень понравилась. До сих пор помню, как я была счастлива и довольна. Она была большая, пластмассовая, волосы у нее были голубые, платье красного цвета. Со своей любимой куклой я никогда не расставалась. Я очень любила катать ее в коляске, укладывать спать, одевать ее в разную одежду. Я эту куклу очень любила и берегла. Давайте с вами поиграем. Хотите? Я вам буду говорить слово, а вы должны будете сделать его ласковым, например, солнце-солнышко, готовы? Игровое упражнение: Назови ласково. Лист-… Дождь -… Ручей -… Лужа -… Цветок -… Ветер -… Туча -… Зонт -… Дерево -… Собака -… Молодцы, а теперь давайте с вами подойдем к столу. Из какого материала сделаны эти игрушки? (3-4 человека) Потрогайте их руками и скажите, из какого материала они сделаны. Например: Эта кукла сделана из пластмассы. Эта машина сделана из металла. Этот кубик сделан из пластмассы. Этот мячик сделан из резины. Этот мишка сделан из плюша. (проведение игры «Из чего?» | Словесный (беседа, вопрос) Игровой | Да. Да. мягкий, плюшевый, коричневый, легкий. круглый, мягкий, маленький, красный. новая, твердая, синяя, скоростная красивая, интересная, добрая. Да. Да. Листочек. Дождичек. Ручеек. Лужица. Цветочек. Ветерок. Тучка. Зонтик. Деревце. Собачка. | Отвечают на вопросы, участвуют в играх. |
2.3 | Этап практического решения проблемы (7 минут) | Развивать воображение. Учить составлять рассказ описывая игрушку. | А теперь, ребята, давайте с вами проведем физкультминутку. Повторяйте за мной. Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Раз - нагнулся, Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки) А теперь вы мне расскажите про свои любимые игрушки, как вы с ними играете. (рассказывают про любимые игрушки) Ребята, к игрушкам нужно относится очень бережно, чтобы они не ломались и долгое время радовали нас. Стихотворение Н. Найдёновой "Наши игрушки". Много игрушек в детском саду, Наши игрушки стоят на виду: Кот в сапогах, длинноухие зайки, И барабан, и балалайки. Куклы нарядные в косах сидят, Куклы на зайцев и мишек глядят. Мы наши игрушки не бьем, не ломаем, Их у товарищей не отнимаем. Наши игрушки стоят на виду, - Все у нас общее в детском саду. | Словесный (беседа, вопрос, художественное слово) Практический Игровой | Повторяют за воспитателем. | Выполняют физкульт-минутку, активно участвуют в беседе. |
3. | Заключительный этап (2 минуты) | Подвести итоги занятия. | На этом красивом стихотворении мы с вами заканчиваем. Давайте с вами вспомним, чем же таким мы с вами сегодня занимались? Игрушки рассматривали? А какие мы рассматривали игрушки? А в какие игры мы с вами играли сегодня? Миша, что тебе больше всего понравилось на занятии? (3-4 человека) Ребята, вы большие молодцы. | Словесный (беседа, вопросы) | Играли в игры и рассматривали игрушки. Из чего. Мне больше всего понравилось рассказывать про любимую игрушку. | Дети отвечают на вопросы. |