kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке  речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.»

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Правильная для слуха речь – своего рода музыка!

Аристотель

Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке  речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

  • Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

  • Умение определять позицию звука в слове;

  • Умение определять последовательность звуков и их количество.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

При нарушенном звукопроизношении у детей его стойкое исправление может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма(2).

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных). Затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка руководствоваться слуховым восприятием. Итак, ребёнок начинает  с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:

  1. полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;

  2. становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;

  3. ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.

  4. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

  5. Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.

В своей практике коррекционно – речевой работы с детьми дошкольного возраста применяю,  разработанные специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.

В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы(4):

 I Этап – узнавание неречевых звуков;

 II Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

 III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

 IV этап – дифференциация слогов;

 V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

 

I этап – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

При значительных нарушениях фонематического  слуха у детей  старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать с таких упражнений как:

« Отгадай, что звучит».

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д..

Ход игры.

Логопед за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком, и т. д. и предлагает ребёнку отгадать,  каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к педагогу.

« Шумящие мешочки».

Оборудование: пары одинаковых мешочков или коробочек с крупой, пуговицами, скрепками и т. д.

Ход игры. Ребёнок должен найти пару мешочку или коробочке, послушав их звучание.

« Похлопаем».

Ход игры. Ребёнок повторяет за логопедом ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, два хлопка.

Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

« Узнай свой голос».

Оборудование: диск с записью голосов близких людей ребёнка и голос самого ребёнка.

Ход занятия. Логопед предлагает ребёнку послушать запись голосов людей. Ребёнок должен угадать, кто говорит.

« Три медведя».

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки « Три медведя» (Михайлы  Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).

Ход игры. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая то Мишутке, то Настасье Петровне или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку с изображением сказочного героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу

« Слушай и выбирай».

Оборудование: предметные картинки « ком», « сом»,  «лом»,  «дом».

Ход игры. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

« Съедобное – несъедобное».

Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребёнок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка

конфета – котлета – ракета

диван – банан – барабан

пироги – сапоги – утюги

лимон – вагон – бульон

мёд – компот – плот

виноград – мармелад – фотоаппарат

пирожок – творожок – горшок

калач – кулич – циркач

жакет – букет – пакет

IV этап - дифференциация слогов

Для этого Т. А. Ткаченко создала специальную систему упражнений(2), которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.

V этап – дифференциация фонем

На этом этапе можно предложить следующие игры:

« Похлопаем».

Оборудование: карточки с изображением символов звуков.

Ход игры. Логопед называет и многократно повторяет гласный или согласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный символ звука и т. п.). Затем взрослый медленно, чётко, с  паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – З – Ы – Х и т. д.

«Повтори».

Оборудование: картинки с изображением символов звуков.

Ход игры. Логопед предлагает ребёнку повторять сочетания гласных звуков.

При затруднениях можно использовать зрительные символы звуков Т. А. Ткаченко:

А) по два:                                   б) по три:                                  в) по четыре:

АО                                               АИУ                                          АОУИ

УА                                               ИАО                                          ИОУА

АИ                                               УИА                                          ИЫОУ

ИО                                               ОИЫ                                         ОУИЫ

 

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

« Сколько звуков».

Ход игры. Логопед называет один, два, три, звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.

« Где звук живёт».

Оборудование: схема слова (прямоугольная карточка с изображением трёх  квадратов – « начало»,  «середина» и « конец» слова), символ звука.

Ход игры. Логопед проговаривает ряды слов, а ребёнок должен положить символ заданного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Более сложный вариант: ребёнок должен определить позицию звука в слове (в начале, середине или в конце слова расположен заданный звук) и положить символ звука в соответствующее место на схеме слова.

«Кто больше».

Оборудование: призовые фишки.

Ход игры. В эту игру лучше играть с двумя – тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук. За каждое придуманное слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Автор: Стрельникова Екатерина Михайловна

Дата: 17.12.2022

Номер свидетельства: 620647

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия""
    ["seo_title"] => string(80) "rekomendatsii_roditeliam_pravilno_slyshu_khorosho_govoriu_igry_i_uprazhneniia_na"
    ["file_id"] => string(6) "547545"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587483125"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "доклад на тему: "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"."
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-na-tiemu-individual-naia-rabota-s-diet-mi-po-vospitaniiu-chistogho-i-pravil-nogho-proiznoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "315266"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459857348"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "НОД «Цветик - речецветик» с использованием ИКТ для детей старших и подготовительных групп"
    ["seo_title"] => string(80) "nod_tsvetik_rechetsvetik_s_ispolzovaniem_ikt_dlia_detei_starshikh_i_podgotovitel"
    ["file_id"] => string(6) "519649"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568386681"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Развитие фонематического слуха"
    ["seo_title"] => string(36) "razvitiie_foniematichieskogho_slukha"
    ["file_id"] => string(6) "371106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482126823"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства