Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.»
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Правильная для слуха речь – своего рода музыка!
Аристотель
Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
Умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
Умение определять позицию звука в слове;
Умение определять последовательность звуков и их количество.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
При нарушенном звукопроизношении у детей его стойкое исправление может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма(2).
В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных). Затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка руководствоваться слуховым восприятием. Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить».
Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза происходит определенные стадии:
полное отсутствие дифференциации звуков речи. Нет понимания речи. Стадия определяется как дофонематическая;
становится возможным различие акустически далеких фонем, в то время акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребёнок слышит звуки иначе, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются;
ребёнок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится искаженное, неправильно произнесённое слово. Сосуществование двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного и формирующего нового.
Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.
Завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребёнка правильны. Признак перехода – различение правильного и неправильного произношения.
В своей практике коррекционно – речевой работы с детьми дошкольного возраста применяю, разработанные специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия.
В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы(4):
I Этап – узнавание неречевых звуков;
II Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов;
V этап – дифференциация фонем;
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап – узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
При значительных нарушениях фонематического слуха у детей старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать с таких упражнений как:
« Отгадай, что звучит».
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д..
Ход игры.
Логопед за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком, и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к педагогу.
« Шумящие мешочки».
Оборудование: пары одинаковых мешочков или коробочек с крупой, пуговицами, скрепками и т. д.
Ход игры. Ребёнок должен найти пару мешочку или коробочке, послушав их звучание.
« Похлопаем».
Ход игры. Ребёнок повторяет за логопедом ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок. Ритмический рисунок постепенно усложняется. Например: два хлопка, пауза, три хлопка, пауза, два хлопка.
Следующий этап игры: малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
« Узнай свой голос».
Оборудование: диск с записью голосов близких людей ребёнка и голос самого ребёнка.
Ход занятия. Логопед предлагает ребёнку послушать запись голосов людей. Ребёнок должен угадать, кто говорит.
« Три медведя».
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки « Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки).
Ход игры. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая то Мишутке, то Настасье Петровне или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку с изображением сказочного героя. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
Ход игры. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
« Съедобное – несъедобное».
Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию. Ребёнок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
диван – банан – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон
мёд – компот – плот
виноград – мармелад – фотоаппарат
пирожок – творожок – горшок
калач – кулич – циркач
жакет – букет – пакет
IV этап - дифференциация слогов
Для этого Т. А. Ткаченко создала специальную систему упражнений(2), которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
V этап – дифференциация фонем
На этом этапе можно предложить следующие игры:
« Похлопаем».
Оборудование: карточки с изображением символов звуков.
Ход игры. Логопед называет и многократно повторяет гласный или согласный звук, который ребёнок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный символ звука и т. п.). Затем взрослый медленно, чётко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – З – Ы – Х и т. д.
«Повтори».
Оборудование: картинки с изображением символов звуков.
Ход игры. Логопед предлагает ребёнку повторять сочетания гласных звуков.
При затруднениях можно использовать зрительные символы звуков Т. А. Ткаченко:
А) по два: б) по три: в) по четыре:
АО АИУ АОУИ
УА ИАО ИОУА
АИ УИА ИЫОУ
ИО ОИЫ ОУИЫ
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
« Сколько звуков».
Ход игры. Логопед называет один, два, три, звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
« Где звук живёт».
Оборудование: схема слова (прямоугольная карточка с изображением трёх квадратов – « начало», «середина» и « конец» слова), символ звука.
Ход игры. Логопед проговаривает ряды слов, а ребёнок должен положить символ заданного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
Более сложный вариант: ребёнок должен определить позицию звука в слове (в начале, середине или в конце слова расположен заданный звук) и положить символ звука в соответствующее место на схеме слова.
«Кто больше».
Оборудование: призовые фишки.
Ход игры. В эту игру лучше играть с двумя – тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук. За каждое придуманное слово ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.