kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие фонематического слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие фонематического слуха

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Давайте посмотрим, как развивается фонематический слух, и что мы, как родители, можем сделать, чтобы «подстегнуть» его развитие.

Как происходит развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки.

Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Развитие фонематического слуха на первом году жизни

В норме с третьей недели жизни ребенок реагирует на резкие звуки, а в два месяца начинает прислушиваться к более тихим. Трехмесячный малыш поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. Вы можете заметить, что малышу нравится музыка. С четырех месяцев малыш начинает подражать звукам (появляется гуление, затем лепет), к полугоду малыш различает свое имя. К концу первого года жизни кроха различает часто употребляемые слова.

Развитие фонематического слуха на втором году жизни

На втором году жизни фонематический слух ребенка развивается очень активно. Ребенок уже различает все фонемы родного языка, хотя сама его речь далека от совершенства. К концу второго года малыш может на слух определить неверно произнесенный звук в речи взрослых или других детей и удивиться, почему мимо пролетел не «жук», а «лук».

Развитие фонематического слуха на третьем-четвертом годах жизни

К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

Развитие фонематического слуха на пятом-шестом годах жизни

На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (специалисты называют этот процесс фонематическим анализом), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом.  Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать.

Пяти–шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

Как определить уровень развития фонематического  слуха

Что должно вас насторожить:

  1. отсутствие гуления и лепета у малыша в возрасте 4 – 6 месяцев;
  2. отсутствие реакции на свое имя в возрасте 6-7 месяцев, на часто употребляемые слова – в возрасте одного года;
  3. замена звука на сходный с ним в своей речи и неразличение слов, близких по звучанию, в речи окружающих в возрасте 4 – 5 лет;
  4. сильное отставание речевого развития ребенка от общепринятых норм развития речи.

Еще раз подчеркнем, что виною многих речевых нарушений (неправильного звукопроизношения, задержки формирования связной речи и других) очень часто является неразвитость фонематического слуха (различения звуков на слух) и фонематического восприятия (определения звукового состава слова).

Для того чтобы проверить готовность ребенка к обучению грамоте и, соответственно, уровень развития фонематического слуха и восприятия, логопеды часто используют такой прием: ребенку говорят скороговорку — не быстро, а в обычном темпе, и просят повторить ее. Если ребенок путает буквы в словах, переставляет местами слоги, над развитием его фонематического слуха придется еще потрудиться.

Если у вас есть опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, сначала нужно проверить физический слух ребенка. Если с ним все в порядке, можно заниматься развитием фонематического слуха в виде игры дома. Однако помните, что в особо трудных случаях задержки фонематического восприятия вам может потребоваться помощь специалиста – логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического слуха»

Развитие фонематического слуха

Фонематический, или речевой, слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

Давайте посмотрим, как развивается фонематический слух, и что мы, как родители, можем сделать, чтобы «подстегнуть» его развитие.

Как происходит развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки.

Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 — 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.

Развитие фонематического слуха на первом году жизни

В норме с третьей недели жизни ребенок реагирует на резкие звуки, а в два месяца начинает прислушиваться к более тихим. Трехмесячный малыш поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. Вы можете заметить, что малышу нравится музыка. С четырех месяцев малыш начинает подражать звукам (появляется гуление, затем лепет), к полугоду малыш различает свое имя. К концу первого года жизни кроха различает часто употребляемые слова.

Развитие фонематического слуха на втором году жизни

На втором году жизни фонематический слух ребенка развивается очень активно. Ребенок уже различает все фонемы родного языка, хотя сама его речь далека от совершенства. К концу второго года малыш может на слух определить неверно произнесенный звук в речи взрослых или других детей и удивиться, почему мимо пролетел не «жук», а «лук».

Развитие фонематического слуха на третьем-четвертом годах жизни

К концу третьего года жизни ребенок различает на слух сходные фонемы и слова, близкие по звучанию. При произношении ребенок пытается сохранить слоговую структуру слов, хотя и выговаривает не все звуки, например, «ти-ти-та» вместо «кар-ти-на» или «до-до-дил» вместо «кро-ко-дил». Очень важно, что в этот период ребенок начинает слышать собственную речь: он может заметить неправильно произнесенный звук и исправить себя.

Развитие фонематического слуха на пятом-шестом годах жизни

На пятом году жизни ребенок учится определять последовательность и количество звуков в слове (специалисты называют этот процесс фонематическим анализом), может собрать слово из звуков (этот процесс называется фонематическим синтезом). Эти навыки являются необходимыми для овладения чтением и письмом.  Многие дети в этом возрасте сами начинают проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками: придумывают слова на определённый звук, называют первый и последний звуки в слове. Некоторые дети просят научить их читать, пытаются сами что-то писать.

Пяти–шестилетний ребенок также уже хорошо различает повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение ее темпа.

Как определить уровень развития фонематического  слуха

Что должно вас насторожить:

  1. отсутствие гуления и лепета у малыша в возрасте 4 – 6 месяцев;

  2. отсутствие реакции на свое имя в возрасте 6-7 месяцев, на часто употребляемые слова – в возрасте одного года;

  3. замена звука на сходный с ним в своей речи и неразличение слов, близких по звучанию, в речи окружающих в возрасте 4 – 5 лет;

  4. сильное отставание речевого развития ребенка от общепринятых норм развития речи.

Еще раз подчеркнем, что виною многих речевых нарушений (неправильного звукопроизношения, задержки формирования связной речи и других) очень часто является неразвитость фонематического слуха (различения звуков на слух) и фонематического восприятия (определения звукового состава слова).

Для того чтобы проверить готовность ребенка к обучению грамоте и, соответственно, уровень развития фонематического слуха и восприятия, логопеды часто используют такой прием: ребенку говорят скороговорку — не быстро, а в обычном темпе, и просят повторить ее. Если ребенок путает буквы в словах, переставляет местами слоги, над развитием его фонематического слуха придется еще потрудиться.

Если у вас есть опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, сначала нужно проверить физический слух ребенка. Если с ним все в порядке, можно заниматься развитием фонематического слуха в виде игры дома. Однако помните, что в особо трудных случаях задержки фонематического восприятия вам может потребоваться помощь специалиста – логопеда.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие фонематического слуха

Автор: Мазеина Мадина Фаритовна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Серия дидактических игр по развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза с использованием моделирования. "
    ["seo_title"] => string(133) "sieriia-didaktichieskikh-ighr-po-razvitiiu-foniematichieskogho-slukha-zvukovogho-analiza-i-sintieza-s-ispol-zovaniiem-modielirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180179"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425136718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Статья «Развитие фонематического слуха у детей»"
    ["seo_title"] => string(47) "statia_razvitie_fonematicheskogo_slukha_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "515245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560911204"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Дидактические игры для развития фонематического слуха, слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза "
    ["seo_title"] => string(120) "didaktichieskiie-ighry-dlia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha-sloghovoi-struktury-slova-zvukovogho-analiza-i-sintieza"
    ["file_id"] => string(6) "236846"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444160117"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тест на определение уровня развития фонематического слуха "
    ["seo_title"] => string(69) "tiest-na-opriedielieniie-urovnia-razvitiia-foniematichieskogho-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "221449"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1435301687"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Консультация для родителей "Что такое фонематический слух. Игры и упражения для развития фонематического слуха""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_chto_takoie_foniematichieskii_slukh_ighry_i_upra"
    ["file_id"] => string(6) "362090"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479961664"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства