Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия"
Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия"
Уважаемые родители, большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие. Предлагаю игры и упражнения, которые помогут совершенствовать эти процессы у вашего ребенка в домашних условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия"»
Р екомендации родителям
«Правильно слышу – хорошо говорю!
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия»
Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем.
Фонематическое восприятие – способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а также чтения и письма.
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут вам самостоятельно и продуктивно развивать у ребенка точное звуковое восприятие.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:
«Поймай звук»
Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит данный звук в звуковом, слоговом ряду, из цепочки слов.
Например, звук [з]:
з-р-д-к-в-м-щ-ц…
сы-зу-до-аш-жу-щу…
заяц-носорог-зонтик-коза-муха…
«Подбери слово на заданный звук»
Например, на звук [с]: сапоги, сани, сын, солдат, самовар и т.д.
«Интервью»
Ребенок должен отвечать на вопросы на один звук.
Например, на звук [с]:
– Как тебя зовут? (Саша)
– Что ты ешь? (суп)
– Какое животное тебе больше всего нравится? (свинья)
– Что ты носишь из одежды? (свитер) и т.д.
«Группировка слов»
Ребенок должен называть с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды и т.д.
«Слоговой аукцион»
Подбираем слова на заданный слог, кто больше.
Например, на слог МУ: муравей, муха, мумия, музыка и т.д.
«Цепочка»
Взрослый произносит слово, а ребенок должен подобрать такое слово, чтобы оно начиналось на последний звук сказанного слова.
Например, мак – кот – тюльпан – нос – слон – носорог и т.д.
«Какое слово отличается?»
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
«Разведчики»
Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, на балконе, в ванной, в коридоре и т.д.
«Телеграфисты»
Ребенок отстукивает или прохлопывает слова по слогам.
Например, ма – ши – на, че – ре – па – ха и т.д.
«Светофор»
Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук (в начале, в середине или в конце слова).
«Рифмушки»
Ребенок должен закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
– Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке (жук).
– Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка).
– Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь (двери).
– Мы собрали васильки, на головах у нас (венки).
– Как-то вечером две мышки унесли у Пети (книжки).
– Пес козе принес букет, сытный будет ей (обед).
В дальнейшем можно просто подбирать рифмы к словам: врач – грач, плач, калач, силач, трубач и т.д.
Уважаемые родители! Даже, когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Желаем позитивного настроя и положительных результатов!