kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые родители, большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие. Предлагаю игры и упражнения, которые помогут совершенствовать эти процессы у вашего ребенка в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям "Правильно слышу - хорошо говорю! Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия"»

Р екомендации родителям


«Правильно слышу – хорошо говорю!

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия»


Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Фонематическое восприятие – способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а также чтения и письма.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут вам самостоятельно и продуктивно развивать у ребенка точное звуковое восприятие.


Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:


  • «Поймай звук»

Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит данный звук в звуковом, слоговом ряду, из цепочки слов.

Например, звук [з]:

з-р-д-к-в-м-щ-ц…

сы-зу-до-аш-жу-щу…

заяц-носорог-зонтик-коза-муха…


  • «Подбери слово на заданный звук»

Например, на звук [с]: сапоги, сани, сын, солдат, самовар и т.д.

  • «Интервью»

Ребенок должен отвечать на вопросы на один звук.

Например, на звук [с]:

– Как тебя зовут? (Саша)

– Что ты ешь? (суп)

– Какое животное тебе больше всего нравится? (свинья)

– Что ты носишь из одежды? (свитер) и т.д.

  • «Группировка слов»

 Ребенок должен называть с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды и т.д.


  • «Слоговой аукцион»

Подбираем слова на заданный слог, кто больше.

Например, на слог МУ: муравей, муха, мумия, музыка и т.д.


  • «Цепочка»

Взрослый произносит слово, а ребенок должен подобрать такое слово, чтобы оно начиналось на последний звук сказанного слова. 

Например, мак – кот – тюльпан – нос – слон – носорог и т.д.


  • «Какое слово отличается?»

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

Канава-канава-какао-канава

Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

Будка-буква-будка-будка

Винт-винт-бинт-винт

Минута-монета-минута-минута

Буфет-букет-буфет-буфет

Билет-балет-балет-балет

Дудка-будка-будка-будка

  • «Разведчики»

Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии  которых есть нужный звук на кухне, на балконе, в ванной, в коридоре и т.д.


  • «Телеграфисты»

Ребенок отстукивает или прохлопывает слова по слогам.

Например, ма – ши – на, че – ре – па – ха и т.д.


  • «Светофор»

Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук (в начале, в середине или в конце слова).

  • «Рифмушки»

Ребенок должен закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

– Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке (жук).

– Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка).

– Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь (двери).

– Мы собрали васильки, на головах у нас (венки).

– Как-то вечером две мышки унесли у Пети (книжки).

– Пес козе принес букет, сытный будет ей  (обед).

В дальнейшем можно просто подбирать рифмы к словам: врач – грач, плач, калач, силач, трубач и т.д.

Уважаемые родители! Даже, когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Желаем позитивного настроя и положительных результатов!



 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Баратова Елена Васильевна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проблемы письменной речи "
    ["seo_title"] => string(28) "probliemy-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419005388"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства