Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоциональным состоянием зависит очень многое:
личные и деловые взаимоотношения;
стрессоустойчивость;
ощущение наполненности, полноценности жизни.
Для эффективного эмоционального воспитания дошкольников возьмите на вооружение описанные нами игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоциональным состоянием зависит очень многое:
личные и деловые взаимоотношения;
стрессоустойчивость;
ощущение наполненности, полноценности жизни.
Для эффективного эмоционального воспитания дошкольников возьмите на вооружение описанные нами игры.
Игра 1. «Убеди меня»
Цель игры
Научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.
Как играть
Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.
Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.
Позвольте ребёнку переубедить вас.
На что обратить внимание
Будьте тактичны. Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.
Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.
Игра 2. «Командиры наоборот»
Цель игры
Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Как играть
Игра рассчитана на компанию из нескольких человек.
Выберите ведущего. Как правило, это взрослый, которому известен секрет игры.
Каждый из игроков должен придумать для ведущего задание:
прокукарекать;
зайти в тёмный чулан;
почесать кота за ушком.
Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.
Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главную «фишку»: выполнять задания предстоит не ему, а тем, кто их придумал.
На что обратить внимание
При повторном выполнении упражнения его воспитательная ценность существенно падает. Зная «фишку», ребята будут придумывать задания очень осторожно.
Вы можете изменить правила, превратив описанную игру в «ФАНТЫ»:
все игроки пишут задания на бумажках;
бумажки надо свернуть и кинуть в шляпу;
все игроки по очереди достают свёртки и выполняют то, что вытянули.
Игра 3. «История одного шарика»
Цель игры
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:
ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Игра 4. «Эстафета добра»
Цель игры
Научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.
Как играть
Все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу.
Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
«Мне очень нравится твоя улыбка».
«Ты слепил очень красивую гусеницу».
«Я рад, что мы с тобой друзья».
Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
На что обратить внимание
Приятности не должны повторяться.
Если один из игроков растерялся и не может придумать добрых слов, он выражает сожаление и просит помощи у остальных ребят:
«Ты очень хороший. Мне жаль, что я не могу сейчас поделиться с тобой добром. Друзья, помогите мне, пожалуйста».
Игра должна проходить в спокойной, дружеской атмосфере. Исключите соревновательный, азартный компонент.
Перед детьми не стоит задача продемонстрировать свою находчивость и придумать больше всех «приятностей». Их цель — подарить радость товарищам по этому упражнению, полезному для развития эмоционального интеллекта.
Игра 5. «Фантазёры»
Цель игры
Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Например, такие:
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
Если фантазировать на заданную тему получается не очень хорошо, помогайте маленькому фантазёру наводящими вопросами.
Если играете с группой детей, следите, чтобы ребята соблюдали очередность ответов и не перебивали друг друга. Учите их взаимному уважению.
Работа над развитием эмоционального интеллекта требует систематических целенаправленных усилий. Предложенные игры — лишь малая толика инструментов, востребованных в эмоциональном воспитании. Но самое главное — это ваша чуткость к ребёнку, к его душевным переживаниям, к его волнениям, страхам и радостям.