Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов ДОУ «Эффективные технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».»
Рекомендации для педагогов ДОУ «Эффективные технологии развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоциональногоинтеллекта, эмоциональнойотзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Эмоциональный интеллект – это ментальная способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – это целенаправленный психолого-педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя, а также научиться управлять своими эмоциями в трудных ситуациях.
Работа по развитию эмоционального интеллекта у детей в ДОУ проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности. На начальном этапе мы изучили у детей эмоциональное состояние по методике «Цветовыбор» А.Е. Лутошкина, провели наблюдение в режимные моменты, в процессе образовательной, спортивной, игровой деятельности по методике Л.П. Стрельниковой, Т.А. Данилиной. В ходе наблюдений был сделан вывод, что в целом эмоциональный фон в группах ДОУ благополучный. Дошкольники в большинстве испытывают позитивные эмоции: радость, интерес, восторг, удовольствие. Однако, у некоторых наблюдались негативные эмоции: злость, грусть, тревога. В связи с этим работа была направлена на то, чтобы помочь детям справиться с негативными переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Эффективно внедрили в образовательный процесс программу «Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников» И.А. Пазухиной.
Все занятия строили в доступной и интересной для детей форме. Для этого использовали: упражнения на мышечную релаксацию, которые снижают уровень возбуждения и напряжения; дыхательную гимнастику, действующую успокаивающе на нервную систему; мимическую гимнастику, направленную на снятие общего напряжения; двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений руками под текстовку, способствующие межполушарному взаимодействию.
При работе с дошкольниками первоначально развивали умения произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения, различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно), одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
Как известно, наиболее эффективным методом развития и управления эмоциями у детей является игровая деятельность, игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, и она способна осуществлять позитивные изменения в эмоционально-волевой сфере ребёнка.
Важным этапом в работе по развитию эмоционального интеллекта является настрой детей на образовательную деятельность. Для этого были подобраны игры и игровые упражнения, направленные на концентрацию внимания, наблюдательности, воображения: «Встаньте все те, кто…», «Что изменилось?», «Опиши друга».
Во время проведения занятий применяли сюрпризный момент: использовала сказочных героев - кукол Бибабо, которые приглашали детей поиграть и рассказать о своём настроении. Дети по очереди рассказывали, что они чувствуют, с каким настроением пришли в детский сад, или угадывали эмоцию смайликов, и негативные эмоции постепенно заменялись позитивными.
Во время проведения занятий проводили игры малой подвижности на снятие эмоционального напряжения: «Я радуюсь, когда…», «Угадай эмоцию». Игра «Море волнуется» направлена на управление своим поведением, концентрацию внимания. Детям предлагается изобразить море, которое в зависимости от погоды может быть самым разным. В игре «Затейники» у детей развивается выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием. Для этого используются словесные подсказки-образы: улыбнись, как будто ты увидел чудо; отдохни, как ребёнок, который много трудился, но помог маме; испугайся как заяц, увидевший волка.
На развитие эмоционального интеллекта особое внимание оказывали дидактические игры: «Зоопарк настроения», «Конструктор эмоций», «Эмоциональное лото».
В коррекционно-развивающую деятельность включали игры на снятие эмоционального напряжения, например: «Эмоции, чувства, настроение. Какой ты сегодня?», «Путешествие в мир эмоций», направленные на развитие у детей способностей управлять своими эмоциями, различать и понимать эмоции других.
Провели работу с педагогами по формированию эмоционального интеллекта и созданию условий для эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста, используя активные методы: беседы, консультации, семинары-практикумы.
В своей работе использовали наиболее активные формы и методы работы с родителями: родительские собрания, консультации, давали рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей.
Таким образом, коррекция негативных эмоциональных состояний у детей способствовала снижению таких проявлений, как страх, злость, печаль и привела к более активному проявлению эмоций радости и интереса. Дети стали лучше управлять своим поведением, более общительными, легче воспринимать и понимать эмоции окружающих людей.
На сегодняшний день доказана центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы ребенка признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». Поэтому, начинать развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии.