kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие эмоциональной сферы у дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром и совершенствования экологической культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями  ФГОС дошкольного образования,  содержание программ должно обеспечивать развитие личности ребенка, в частности,  социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка, на развитие у него эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие эмоциональной сферы у дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром и совершенствования экологической культуры»»

Автор:

воспитатель детского сада

51 "Улыбка" - филиала АН ДОО "Алмазик"

«Развитие эмоциональной сферы у дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром и совершенствования экологической культуры»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая восприни­мать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, лег­ко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, содержание программ должно обеспечивать развитие личности ребенка, в частности, социально-коммуникативное развитие направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка, на развитие у него эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривыч­ные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с кото­рыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоциональ­ного комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осоз­навать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, вос­питатели, родители.

Наша работа по коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста проводилась в течение трех лет. В Исследовании развития эмоциональной сферы дошкольников была задействована методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой. Данная методика состоит из двух диагностических серий. Показатели развития эмоций, диагностируемые данной методикой: восприятие экспрессивных (мимических) признаков, понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений. Общая оценка результатов осуществляется при помощи суммирования баллов, полученных ребёнком по каждому заданию методики, по итогам данного суммирования делался вывод об уровне развития эмоциональной сферы детей (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

На начало проведения нашей работы у 6 детей из 20-ти (30%) по итогам первого диагностического среза выявлен низкий уровень развития эмоциональной сферы. Для данных детей характерно: не развитость навыков определения, дифференциации, словесного обозначения эмоций и эмоциональных состояний, переживаемых человеком в той или иной ситуации; неадекватность произвольной мимической имитации по образцу.

У 12 детей (60%) был изначально выявлен уровень развития эмоциональной сферы ниже среднего. Для данных детей характерны трудности в понимании инструкции, самостоятельном выполнении задания. Дети правильно определяют, дифференцируют и называют эмоции и эмоциональные состояния человека с учетом происходящей с ним ситуации с использованием различных видов помощи. Отмечаются затруднения произвольной мимической имитации по образцу в сочетании со слабой активизацией нижнего или верхнего типичного выражения лица.

Средний уровень развития эмоциональной сферы был выявлен только у 2 детей (10%). Эти дети понимают инструкцию, выполняют задания самостоятельно или с помощью экспериментатора.

Таким образом, у большинства детей отмечается нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков эмоций, затруднения в воспроизведении отдельных эмоций, недостаточность представлений об эмоциональном процессе, включая его причины и последствия. Наблюдаются трудности в дифференциации и идентификации эмоций.

В связи с этим нами была проведена работа по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Для достижения поставленной цели были выбраны такие средства как ознакомление с окружающим миром и совершенствование экологической культуры.

Данное направление интересно тем, что обладает широким спектром возможностей воздействия на эмоциональную сферу ребенку. Взаимодействие педагога с ребенком в рамках ознакомления с окружающим миром несет в себе большой потенциал методов работы. Это и экскурсии и работа в рамках живого уголка, создание зеленого уголка в группе. Эти методы хорошо подходят для развития таких качеств как сопереживание, соучастие, ответственность.

При проведении нашей работы особое внимание уделялось темам, связанным с вопросами окружающего мира. Таким как ознакомление с природой родного края, развитие ответственного и доброжелательного отношения к растениям и животным.

В результате мы получаем хорошие результаты в направлении развития эмоциональной сферы детей.

Таким образом, работая в системе, нами были получены следующие результаты - у старших дошкольников к 2013 году наблюдается следующая положительная динамика:

- дети успешнее распознают эмоциональные состояния у людей,

- дети чаще демонстрируют правильное понимание эмоционально выразительных движений,

- дети самостоятельно разыгрывают небольшие эпизоды из произведений, отражая при этом эмоциональное состояние героев,

- дети демонстрируют умение определять настроение героев, обосновывать свое мнение, проявляют чувства сопереживания,

- дети успешно характеризуют эмоциональное состояние героев художественных произведений,

- дети успешно определяют эмоциональное состояние героев на картинках, высказывают свое отношение к происходящему,

- дети адекватно выражают свои эмоции.

Анализируя численные результаты мы можем говорить о выраженной положительной динамике развития эмоциональной сферы детей в данной группе.

Только у 1 ребенка (5%) выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. У 13 детей (65%) выявлен уровень развития эмоциональной сферы выше среднего. И у 6 детей (30%) выявлен высокий уровень развития эмоциональной сферы.

Таким образом, уровень развития эмоциональной сферы большинства детей значительно вырос. А значит, у нас есть возможность говорить, что работа над развитием эмоциональной сферы дошкольников посредствам ознакомления с окружающим миром и совершенствования экологической культуры является эффективной. И применение этих средств может занять достойное место в работе педагогов дошкольного образования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гусакова Альбина Николаевна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства