Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки»
Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки»
Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки»»
Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки»
В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания -чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…
Ш.А. Амонашвили
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие индивидуальность человека.
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «Живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольной Организации и Семьи. Поэтому возникла необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в дошкольной организации.
Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:
объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
обеспечивать педагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
повышать педагогическую культуру родителей.
Опыт работы детского сада с родителями воспитанников в течении показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Реализация программы «Социокультурные истоки» основана на идее активного воспитания. Каждый взрослый (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.
Занятия проводятся в активных формах на основе методологии Истоковедения. Это нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.
Каждое занятие имеет определенную структуру:
Вначале занятия педагог произносит Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора;
Далее родителям предлагается познакомится с книгой для развития, а затем выполнить ряд заданий для осмысления, для того чтобы понять, как заниматься по ней дома вместе с детьми. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми.
Итогом работы по каждой теме является активное занятие: ресурсный круг, работа в паре, четверке, микрогруппе. Это необходимо для создания благоприятной для общения, доверительной обстановке, что позволяет развивать стержневую основу личности и систему духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также способствует приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
Каждое активное занятие предлагает активные этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями:
Во время проведения подготовительного этапа предлагает родителям прочитать «Слово к родителям» в книге для развития по теме, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. На подготовительном этапе происходит присоединение к теме. Данный этап необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации участников на предстоящую работу.
Основной этап направлен на осмысление главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого участника. На этом этапе поочередно задаются вопросы по теме. Дается некоторое время на их осмысление и поиск ответов. Участники высказываются по кругу по часовой стрелке. Принимаются все ответы, замечания по поводу неточных ответов – отсутствуют. Выслушав все мнения участников, педагог обобщает высказывания и акцентирует внимание на положительном социокультурном опыте.
Заключительный этап включает в себя рефлексию (совместное положительное оценивание результатов работы). Родителям предлагается высказать свое мнение по обсуждаемой теме. У родителей развивается способность анализировать собственный опыт. В анализе акцент делается на положительные результаты, определяется то, чему предстоит научится в будущем. Педагог подчеркивает важность результатов совместной работы. В процессе разговора появляется мотивация на дальнейшую работу с книгой.
Итоговый вопрос, который задается участникам на заключительном этапе, наводит всех на важный результат всего разговора, на получение и осмысление социокультурного опыта.
Благодаря открытой коммуникации, каждый имеет возможность обмениваться своими знаниями. Родители учатся слушать и слышать друг друга, делиться имеющимся опытом в воспитании детей, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения.
Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, дает возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители. Спокойная интонация располагает родителей к доверительному разговору. Педагог видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круге. Он делится с родителями своими мыслями, чувствами, с пониманием выслушивает собеседников, подтверждает словом, взглядом, жестом. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками процесса способствует появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждые имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.
Осмысление содержания Книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Размышления о жизненным ценностях, о их роли в жизни каждого человека становятся воспитательным ориентиром для родителей в сложном современном мире. Родители благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появления мотивации к взаимодействию.