kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы на тему «Приобщение дошкольников к культурному наследию Поморья на основе интеграции образовательных областей программы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. «Приобщение дошкольников к культурному наследию Поморья на основе интеграции образовательных областей  программы»

    Пусть ребенок чувствует красоту

    и восторгается ею, пусть в его сердце и

    в памяти навсегда сохранятся образы,

    в  которых воплощается Родина»

    (В.А.Сухомлинский)

          Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений.

       Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.

        Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре.

    Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.

    Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней".

    А,  корни,  как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?

    Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

         В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Детство", "Истоки" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и  парциальных программ, проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании, практически совсем не затрагивается.

    Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.), необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

    В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства своего родного края.

     В связи с этим возникает проблема приобщения детей дошкольного возраста к истории и традициям своего родного края – Поморья.

    Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена диагностика эффективности работы детского сада по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Выпускники детского сада имели низкий уровень  сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно -  прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы  заключается в необходимости формирования и развития у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

        Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируются  нравственно-этические чувства, не воспитывается любовь к малой Родине. Данные исследования помогли разработать систему работы  « Приобщение дошкольников  к культурному наследию Поморья», основанную на  приобщении детей  к национальной культуре  родного Поморского края  в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы на тему «Приобщение дошкольников к культурному наследию Поморья на основе интеграции образовательных областей программы» »

«Приобщение дошкольников к культурному наследию Поморья на основе интеграции образовательных областей программы»

Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, определенных умений.

Обращение к народным истокам и фольклорному искусству русского народа на современном этапе является предметом пристального внимания педагогов и воспитателей ДОУ.

Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.

Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней".

А, корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?

Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Детство", "Истоки" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ, проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании, практически совсем не затрагивается.

Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.), необходимо вести работу с детьми и в обозначенном направлении.

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства своего родного края.

В связи с этим возникает проблема приобщения детей дошкольного возраста к истории и традициям своего родного края – Поморья.

Прежде чем приступить к решению данной проблемы, была проведена диагностика эффективности работы детского сада по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Выпускники детского сада имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно - прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что  у них  недостаточно формируются  нравственно-этические чувства, не воспитывается любовь к малой Родине. Данные исследования помогли разработать систему работы « Приобщение дошкольников к культурному наследию Поморья», основанную на  приобщении детей  к национальной культуре  родного Поморского края в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приоритетные направления:

Приоритет «коллективного».

(участие всех детей, быстрая социализация вновь пришедших детей, традиционное гостеприимство, сочетание личной свободы ребенка с авторитетом взрослого).

Приоритет духовных ценностей.

(северные народные песни, пляски, хороводы, игры, приметы, говор, малые фольклорные формы народов Поморья, северные ремесла и промыслы, календарные праздники, традиционные северные посиделки).

Отсутствие избирательности и насилия.

(в любом мероприятии участвуют все желающие дети - читают стихотворения, выступают в роли солистов при исполнении песни, играют ведущие роли, а не только те дети, у которых это получается лучше).

Отмена вульгаризации и выхолощенности.

(отсутствие заученности материала и «вышколенности» детей, нет зарегламентированности, приветствуется детская непосредственность и импровизация, творчество; предметно – развивающая среда служит не просто ярким оформлением, а является функциональной и содействует достижению цели по приобщению дошкольников к культуре Поморья).

Применение народных методов воспитания и образования.

( в соответствии с циклограммами жизнедеятельности человека)

Интеграция с другими видами детской деятельности.

Одна из форм взаимосвязи и взаимопроникновения различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, культурно – досуговая, чтение художественной литературы): творческие мастерские, экскурсии в музеи, чтение произведений северных писателей – сказочников, северные народные игры, северная роспись, раскрашивание сарафанов с северным орнаментом, беседы – обсуждения и т.д.

Погружение в атмосферу.

(создание обстановки, атмосферы, максимально погружающей и приближающей ребенка к быту, культуре, традициям наших предков).

Взаимодействие со структурами.

( школьный музей, Сурский музей народного быта, Сурский ДДТ, Сурские школьные мастерские, библиотека, Новолавельский ДК, администрация поселения МО «Лавельское», Совет ветеранов и т.д.)

Интерактивная форма проведения мероприятий.

Предполагает активное «взаимодействие» дошкольников с предметами (например, в музее «Светелка - рукодельница» девочки не только рассматривают женский сарафан, но могут его примерить, спеть в нем песню, сплясать, нарисовать на бумаге свой сарафан и т.д.).

Музейная педагогика.

Организация мини – музеев «Солнышко», «Валеночки», «Деревянная игрушка».

Цель работы:

Приобщение дошкольников к национально-региональной культуре и традициям родного поморского края.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:



  • Создать педагогические условия в ДОУ для приобщения старших

дошкольников к истокам северной народной культуры;

  • Развивать у дошкольников устойчивый интерес к северной народной культуре;

  • Развивать у детей практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции областей образовательной программы;

  • Формировать у детей дошкольного возраста эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда.

Участники:

  • Дети;

  • Родители;

  • Воспитатели;

  • Музыкальный руководитель;

  • Приглашенные участники (гости).

Продолжительность работы:

  • 5 месяцев

Направления работы:

Работа проводилась в системе и комплексно по трем направлениям:

1. работа с детьми,

2. работа с родителями

3. работа с педагогами

Принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип сочетания научности и доступности

  • Принцип интеграции

  • Принцип природосообразности

  • Принцип ненасилия

  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

  • Принцип позитивного взаимодействия


Формы работы:

Интерактивные занятия;

Посещение музея;

Познавательные беседы;

Оформление в ДОУ мини – музея и выставок;

Творческая и продуктивная деятельность;

Праздничные и предпраздничные посиделки;

Работа с родителями.


Методы:

Словесный;

Наглядный;

Практический (упражнения, экспериментирование, проектирование);

Интерактивный;

Информационно – коммуникационные технологии;

 ЭТАПЫ РАБОТЫ:


Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме, анкетирование педагогов и родителей, диагностика детей.

Основной этап – познавательный, практический. Проведение комплексно - тематических занятий (НОД), бесед в сочетании с ИКТ, оформление выставок народного быта, экскурсии, изготовление народных игрушек, поделок в творческой мастерской.

Заключительный этап – подведение итогов и результатов проведенной работы, диагностика.

 

Прогнозируемый результат.

- Обогащение и систематизация знаний у детей об истории родного края и его культурных ценностях.

- Сформированность устойчивого интереса у дошкольников к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данной теме.

Реализация данной системы работы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории и культуры родного Поморского края.

Следовательно, данная работа способствует формированию не только познавательного интереса дошкольников, но и имеет социальное значение.


ВЫВОД:

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. А как известно, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через познание традиций, истории родного края, можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.









ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:


  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

  2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

  3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

  4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

  5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  6. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  7. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

  8. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ

Сфера

Дополнительно:

10. Измайлов А. Э. «Народная педагогика» М., 1991.

11. Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным

творчеством» СПб., 2001

12. Маханёва М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста» М., 2004

13.Чебан А. Я. и др. «Знакомим дошкольников с народной культурой»

М., 2011

14. Федорова Г. П. «На золотом крыльце сидели. Игры, занятия,

частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста» - СПб.

2006

15. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском

саду» СПб. 2008



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жабченко Ольга Николаевна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122223


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства