Сказки, какое это волшебное слово, оно сразу переносит нас в волшебный мир, где добро всегда побеждает зло. Сказки любят дети всех поколений, и представить себе детство без сказок невозможно.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях. Сказка помогает формировать элементарные математические представления детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Белоснежка и семь гномов» и др.). Сказка помогает детям выбрать тему для сюжетного рисования, аппликации, конструирования. На занятиях по развитию речи проводится большая лексическая и грамматическая работа, работа по развитию связной речи, дикции, обогащению словарного запаса детей. Сказки помогают упражнять детей в правильном звукопроизношении.
На занятиях используются народные и авторские сказки, это могут быть и сказки о животных, о людях и т. д. После прочтения проводится непринуждённая беседа в связи с прочитанным. Дети сами раскрывают свои мысли и чувства, высказывают своё отношение к героям, к событиям, анализируют поступки героев. Обращается внимание на построение сказки: дети замечают и троекратное повторение, и повторяющееся начало (Жили - были…) и конец сказки, в котором есть определённое нравоучение. Инсценирование сказки помогает ребёнку эмоционально раскрыться. В распределении ролей участвуют сами дети. Инсценируют как сами, так и с использованием игрушек. Для развития памяти можно использовать на последующих занятиях иллюстрации к сказке и по ним воспроизвести сказку. Можно дать задание на дом – нарисовать иллюстрацию к сказке, а на занятии другие дети должны отгадать и рассказать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со сказками на занятиях по развитию речи. »
Работа со сказками на занятиях по развитию речи.
Сказки, какое это волшебное слово, оно сразу переносит нас в волшебный мир, где добро всегда побеждает зло. Сказки любят дети всех поколений, и представить себе детство без сказок невозможно.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях. Сказка помогает формировать элементарные математические представления детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Белоснежка и семь гномов» и др.). Сказка помогает детям выбрать тему для сюжетного рисования, аппликации, конструирования. На занятиях по развитию речи проводится большая лексическая и грамматическая работа, работа по развитию связной речи, дикции, обогащению словарного запаса детей. Сказки помогают упражнять детей в правильном звукопроизношении.
На занятиях используются народные и авторские сказки, это могут быть и сказки о животных, о людях и т. д. После прочтения проводится непринуждённая беседа в связи с прочитанным. Дети сами раскрывают свои мысли и чувства, высказывают своё отношение к героям, к событиям, анализируют поступки героев. Обращается внимание на построение сказки: дети замечают и троекратное повторение, и повторяющееся начало (Жили - были…) и конец сказки, в котором есть определённое нравоучение. Инсценирование сказки помогает ребёнку эмоционально раскрыться. В распределении ролей участвуют сами дети. Инсценируют как сами, так и с использованием игрушек. Для развития памяти можно использовать на последующих занятиях иллюстрации к сказке и по ним воспроизвести сказку. Можно дать задание на дом – нарисовать иллюстрацию к сказке, а на занятии другие дети должны отгадать и рассказать.
Материалы к занятиям
Игровые упражнения
«Как мы знаем сказки» (отгадать сказку по опорным словам)
Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея. («Золушка»)
Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, рукавичка или горшок. («Теремок» или «Рукавичка»)
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка. («Царевна-лягушка)
Выберите правильный ответ
1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?
каша варится;
мука мелется;
дело делается.
2. От кого ушёл Колобок?
от бабушки с дедушкой;
от внучки с Жучкой;
от лисы.
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...
телёночка;
козлёночка;
поросёночка.
4. Серый Волк помог Ивану Царевичу добыть...
Жар-Птицу, златогривого коня и Елену Прекрасную;
Жар-Птицу, златогривого коня и Бабу-Ягу;
роликовые коньки, попугая и водяной пистолет.
5. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч, а кличку - Косолапый?
волк;
медведь;
зайка.
6. Что Баба-Яга делала с маленькими детишками?
Читала им сказки и давала пирожков на дорогу.
Жарила в печке.
Солила в бочке.
7. Тянем-потянем - вытянули репку... А между кем её делить? Кто лишний?
Дедка
Бабка
Внучка
Жучка
Лисичка
Кошка
Мышка
8. Сколько козлят съел волк в сказке "Волк и семеро козлят"?
Семь.
Шесть.
Семь козлят и маму-козу в придачу.
9. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр.
Прислонилась к горячей печке.
Загорала на солнце без панамки.
10. Как Пузырь, Соломинка и Лапоть задумали переплыть реку?
Пузырь и Соломинка сели в Лапоть, как в лодку.
Соломинка перекинулась через реку, как мостик.
Дождались ветра и полетели на пузыре, как на воздушном шаре.
11. Кто из этих красавиц мог за одну ночь сшить рубашку, испечь каравай и соткать ковёр?
Варвара Краса
Василиса
Настасья Микулишна
12. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?
Кафтан намочило.
А в рот не попало.
Усы слиплись!
13. Какую кашу сварила лиса в сказке "Лиса и журавль"?
пшеничную,
рисовую,
манную.
14. Где спрятался седьмой козленок из русской сказки «Волк и семеро козлят»?
в печке,
под лавкой,
под кроватью.
Загадки о сказках и сказочных героях для детей!
Толстяк живет на крыше. Летает он всех выше. Варенье обожает. И с Малышом играет. (Карлсон)
Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор ... (Айболит).
Она красива и мила, А имя ей от слова "зола". (Золушка)
Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя)
На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился ... (Колобок).
Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек - копытца. Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
У отца был мальчик странный, Необычный - деревянный. Но любил папаша сына. Что за странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?.. (Буратино).
С букварем шагает
В школу мальчуган,
Попадает вместо
Школы в балаган. (Буратино)
Красна -девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
Колотил да колотил. По тарелке носом - Ничего не проглотил И остался с носом... (Лиса и журавль)
А дорога - далека, А корзина - нелегка, Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок... (Маша и медведь)
Нет ни речки, ни пруда - Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Ах, ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко... (Петушок - золотой гребешок)
По тропе, шагая бодро, Воду сами тащат ведра! (По щучьему велению)
Конспект интегрированного занятия по развитию речи
Тема: «Заюшкина избушка»
Цели:
развитие речи, логического и образного мышления, памяти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие фонематического слуха;
совершенствование умения разыгрывать знакомую сказку с помощью игрушек-самоделок;
формирование таких нравственных качеств, как сочувствие,
готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.
Материалы к занятию: иллюстрации к сказке, игрушки - заяц, лиса, медведь, собака, петух; слоги, две тарелки, продукты в корзине, цветные карандаши, альбомные листы; картонная морковка с начинкой из настоящих конфет.
Ход занятия.
I. Повторение.
- Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким словам?
- Тянут - потянут…(«Репка»)
- Высоко сижу… («Машенька и медведь»)
- Яблонька, спрячь нас…(«Гуси-лебеди»0
- Молодцы, сказки знаете. Сегодня мы познакомимся с новой сказкой «Заюшкина избушка».
II. Чтение сказки. (Использовать иллюстрации.)
III.Беседа по сказке. - Кто обидел зайчика?
- Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему?
- У зайчика появилось много друзей. Сколько?
- Кто пришел на помощь первым? Каким по счету пришел медведь?
- Какие слова говорила лиса? (Повторить.)
- А что было бы, если бы петушок не прогнал лису?
- Почему зайчик пустил лису? А кому верите вы?
- Можно ли верить незнакомому человеку?
- Как начинается сказка?
- Как заканчивается?
- Что победило в сказке - добро или зло?
- Чему учит нас сказка? Дети отвечают на каждый вопрос.
IV. Закрепление антонимов. Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса… Собака трусливая, а петух… Зимой было холодно, а весной… Зайчик маленький, а медведь… Весна пришла, а зима… - Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем. Давайте сделаем «Звериную зарядку». V.Физкультминутка. Раз - присядка, Дети приседают. Два - прыжок, Подпрыгивают,
Это заячья зарядка. Кладут ладошки на голову - ушки на макушке.
А лисички, как проснутся, Кулачками трут глаза. Сразу любят потянуться, Потягиваются, отводят руки назад. Обязательно зевнуть, Зевают, прикрывая рот ладонью. Ну и хвостиком вильнуть. Двигают бедрами из стороны в сторону. Ну а мишка - косолапый, Слегка сгибают руки в локтях. Широко расставив лапы, Ставят ноги на ширину плеч. То одну, то обе вместе - Переступают с ноги на ногу. Долго топчется на месте. Раскачивают туловищем. А наш Петя-петушок, Ставят руки на пояс. Подняв красный гребешок, Поднимают голову вверх. Важно по двору шагает, Шагают, высоко поднимая колени. Свою песню распевает. А теперь вдохните через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропеть « Ку-ка-ре-ку». VI. Инсценирование сказки.
Дети с помощью игрушек обыгрывают сказку.
VII. Составление слов из слогов. - Почему-то зайчик наш грустный. Он хочет мне что-то сказать.
- Ребята, зайчик сказал, что лиса, убегая из домика, все разбросала, а он ведь готовится к школе. Он просит, чтобы вы помогли ему составить слова из слогов.
Дети у доски составляют из слогов слова собака, лиса, весна, зима и др. -Молодцы! Помогли зайчику.
- Ты доволен, зайчик? Опять грустный?
- Что теперь ты хочешь? (Слушаю, что говорит зайчик.)
- Он хочет кушать. Ребята, у меня корзинка с продуктами.
- Отдадим их зайчику. Но зайчик любит только овощи и фрукты. Давайте, разложим их в две тарелочки. В одной будут овощи и фрукты, в названии которых есть звуки [р], [р’], в другой - [л], [л’].
Дети выполняют задания. VIII. Рисование. - Зайчик хочет еще что-то нам сказать. (Слушаю зайку.)
- Зайчик просит, чтобы вы раскрасили его и петушка.
Раздать листочки, на которых изображен контур зайца и петушка.
Дети рисуют. Затем все рассматривают рисунки и отмечают, у кого получилось красивее. - Какие красивые получились герои сказки!
-Смотрите, а зайчик наш стал веселым. Он хочет угостить нас морковкой. Детям вручается сюрприз – большая картонная морковка, внутри которой лежат конфеты.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}