Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №61 комбинированного вида»
«Путешествие в весенний лес»
(конспект НОД, младшая возрастная группа)
Автор-состовитель:
Евсеева Вера Федоровна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ №61
Ленинск-Кузнецкий 2017
«Путешествие в весенний лес»
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах, (круг, квадрат, треугольник), о сезонных явлениях весной: яркое солнце, ледоход, прилетают перелетные птицы, расцветают цветы;
- Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме и цвету;
- Познакомить детей с перелетной птицей – скворец;
- Обогатить словарь детей: круг – круглый, квадрат – квадратные, треугольник – треугольные, скворец, скворечник, перелетные, ледоход.
- Воспитывать заботливое отношение к природе, к птицам.
Материал и оборудование: декорации весеннего леса – деревья: береза, елка, солнечный диск, «река» из голубой бумаги, разделенная на три «ручейка», логические блоки Дьенеша, крупные плоские геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник разного цвета, карточки с изображением птиц: дятел, сорока, воробей, скворец; запись музыки.
Для аппликации, на каждого ребенка: лист с изображением дерева, заготовки: квадрат, треугольник, круг, клей, кисточка, салфетки, клеенка, подставка для кисточек.
Ход:
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель предлагает послушать загадку.
Поет снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в весенний лес, посмотреть, что изменилось с приходом весны. Закрывайте глаза.
(дети закрывают глаза, звучит музыка. Воспитатель выставляет декорации весеннего леса.)
Воспитатель: Посмотрите, дети, какая красивая лесная полянка. Сколько здесь растет разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растет?
Дети: Береза, рябина, елка.
Воспитатель: А какие они по величине?
Дети: Есть высокие, низкие. Они разные.
Воспитатель: Какое дерево самое низкое?
Дети: Елочка.
Воспитатель: А вот и птицы собрались на лесной полянке. Какие птицы здесь.
(воспитатель показывает птиц «сидящих» на деревьях)
Дети: Дятел, сорока, воробей.
Воспитатель: А это, ребята, скворец. (показывает картинку с изображением скворца).Это перелетная птица. Она прилетает к нам с приходом весны.
Послушайте, какими звонкими песнями встречают птицы приход весны. Они радуются теплу, солнышку. (звучит запись: «Голоса птиц»)
Воспитатель: Ребята, птицы на нашей полянке не поют. Солнышко осталось без лучиков, все они упали на землю, чтобы согреть ее после зимы. У меня остался один солнечный лучик (показывает треугольник) посмотрите на него: какого он цвета?
Дети: красного.
Воспитатель: Какой формы?
Дети: треугольной.
Воспитатель: Поможем солнышку, найдем среди геометрических фигур такие же лучики. Берите по одному и раскладывайте их вокруг солнышка.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какие вы чудесные помощники! Видите, как радуются солнышко и улыбается вам! И птицы запели свои песенки (снова звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть с воробышком.
Физминутка «Воробьишка»
Воробьишка Чик-чирик скакать по кругу
По снежочку на двух ногах,
Прыг, прыг, прыг: руки за спиной.
По снежочку остановится, попеременно топать ногами
Крылышками ритмично хлопать
Хлоп, хлоп, хлоп. руками по бокам.
После игры звучит шум ледохода во II части записи.
Воспитатель: Послушайте, что-то шумит впереди. Давайте пройдем дальше по лесу.
(Дети идут вперед и встречаются с «рекой»)
Воспитатель: Благодаря вашей помощи солнечное тепло разломало лед на реке на маленькие льдинки (показывает блоки Дьенеша). Эти льдинки создают шум, который мы с вами слышали. Называется это явление ледоход. Повторите это слово и запомните. (Дети повторяют хором и индивидуально).
Льдинки будут плыть до тех пор, пока не растают. Посмотрите, ребята, а здесь река разделилась на три узких ручейка: по первому поплывут льдинки только круглой формы, по второму – квадратной, по третьему – треугольной. Помогите льдинкам, берите по одной и «плывите» с ней в нужный ручей!
(после выполнения задания воспитатель с детьми уточняет форму льдинок в каждом ручейке).
III часть.
Воспитатель: С приходом весны в лесу расцветают цветы. Давайте «посадим» цветы и на берегах нашей реки!
У каждого цветка есть серединка и лепестки, это серединки наших цветов (показывает круг). Какой формы серединки?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А лепестки мы сейчас подберем. Составьте цветы так, чтобы лепестки у каждого из них были одной формы: круглее, квадратные или треугольные.
(Дети выполняют задание. После выполнения все вместе рассматривают цветы и называют форму лепестков своего цветка: круглые, квадратные или треугольные).
Воспитатель: как хорошо вы потрудились! Какие красивые цветы! А сколько цветов вы посадили на берегах реки?
Дети: Много.
Воспитатель: Солнышку помогли поднять лучи с земли, на реке льдинки, разобрали, на берегах реки цветы посадили!)
А какие птицы встретились нам в лесу?
Дети: Дятел, сорока, воробей, скворец. (При затруднении с ответами детей воспитатель показывает картинки, называет птиц сам)
IV часть.
Воспитатель: Многие птицы строят себе гнезда сами. Для скворцов домики делают люди. Называются такие домики – скворечники (показ скворечника). Вешают их на деревья. Давайте сделаем скворцам домики – скворечники.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи стенки скворечника?
Дети: квадрат.
Воспитатель: На какую фигуру похожа крыша?
Дети: На треугольник.
Воспитатель: на какую фигуру похож вход в скворечник?
Дети: На круг.
Воспитатель приглашает детей к «столам - пенечкам»
Воспитатель: У каждого из вас есть дерево (показывает силуэт ствола дерева, наклеенный на листе бумаги. На него мы и повесим скворечник. Показ воспитателя.
Воспитатель: К стволу приклеим квадрат. На него приклеим кружок к середине квадрата. Сверху квадрата приклеим треугольник.
Домик готов. Кого теперь можно здесь поселить?
Дети: Скворца.
Воспитатель:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его скворец.
А теперь вы для скворцов постройте скворечники. Дети выполняют аппликацию. Воспитатель следит, чтобы дети работали аккуратно, ровно располагали детали. Готовые работы рассматривают все вместе. Дети рассказывают, для кого они его «построили».
Воспитатель: Интересно было в весеннем лесу, но нам пора возвращаться домой. Закрывайте глаза. (Звучит музыка. Воспитатель убирает декорации весеннего леса). Дети садятся на стульчики.
Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Что интересного мы увидели в весеннем лесу? Кому помогали?
Дети: Встретили солнышко. Помогли ему поднять лучи с земли.
Собирали льдинки на реке.
Посадили цветы.
Скворцам построили домики – скворечники.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры нам помогали?
Дети: Круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Вы отлично справились: ответили на все мои вопросы, нашли лучики для солнца, распределили льдинки по ручейкам, посадили цветы, построили скворечники. За это скворцы принесли вам угощение. Угощайтесь!
Литература:
- Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду [Текст]: метод. Пособие/ А.Н. Ермолова – Ярославль; Академия развития; Академия, К°; Академия Холдинг, 2001, -144с.
- Демина, Т. Лучики для солнышка [Текст]: Журнал дошкольное воспитание №6, 2016г: математические развитие детей 3-4 лет/ Т.Демина. – ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2016г. – с.30 – 32.