Предварительная работа: проведение серии занятий, формирующих у детей математические знания и умения.
Материалы к занятию: «письмо», картинка «замок с геометрическими фигурами», набор цифр, числовые домики на каждого ребенка, веер цифр, геометрические фигуры, счетные палочки, круги из бумаги, ножницы, указка, мольберт, мяч.
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы №12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашем Математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
- Ребята, поможем королеве Математике и ее жителям страны?
Тогда отправляемся путешествовать в Математическое королевство. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: Я вам предлагаю отправиться путешествовать в Математическое королевство на самолете.
Как называется человек, который управляет самолетом? (пилот).
- Пилоты, к полету готовы? (Да).
- Наливаем бензин (с-с-с).
- Заводим моторы (р-р-р).
-Полетели. (Дети идут по кругу). Ласково светит солнышко, проплывают белые пушистые облака, дует лёгкий ветерок.
- Самолеты на посадку.
Учитель-дефектолог: Мы попали с вами в Математическое королевство.
Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет - догадаться какая из фигур лишняя? Круг - не имеет углов).
Учитель-дефектолог: А где находиться круг? (Пространственное расположение) Квадрат? Ромб? (Ответы детей)
Учитель-дефектолог: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. (Дети садятся за столы)
Итак, 1-ое задание:
«Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Как можно помирить цифры?
- Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
(Дети выкладывают числовой ряд)
Учитель-дефектолог: Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Назовите число, которое больше числа 3, 5.
- Назовите число, которое больше числа 6 на 1.
- Назовите число, которое меньше числа 7 на 1.
- Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. Ребята, цифры просят вас заселить их в числовые домики. А сколько жильцов можно поселить в доме - вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем. (Деятельность детей)
- Вместе с цифрами живут и математические знаки. Какие знаки вы знаете? (+, -, =, больше, меньше)
Учитель-дефектолог: Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений. Отправляемся дальше.
3-ое задание: «Реши задачу»
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенек потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
- Составь решение этой задачи (4+1=5)
- Саша, прочитай выражение.
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало? (шесть кошечек)
- Составь решение задачи и прочитай. (5+1=6)
3. Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (три щенка)
- Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)
Учитель-дефектолог: А сейчас, ребята, нас ждет физ. минутка! Будьте внимательны!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола руками коснитесь
Сели - встали, сели - встали
И на месте поскакали.
Учитель-дефектолог: Итак, отправляемся дальше в путь.
Следующее задание - нужно назвать слово наоборот. Поиграем с мячом, я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и называете слово противоположное моему и возвращаете.
Большой – маленький,, далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, зимний – летний, сладкий – горький, быстрый – медленный, сильный – слабый, черный – белый, толстый – тонкий.
И с этим заданием вы справились!
Учитель-дефектолог: Ребята, а сейчас нас ждет игра, но не простая. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- утром солнышко встает;
- днем ярко светит луна;
- вечером дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
- солнышек на небе два?
- лапок у кота пять?
- пальцев на одной руке 5?
Молодцы, вы были внимательными!
5-ое задание:
Учитель-дефектолог: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.
Учитель-дефектолог: В королевстве Математике живут не только цифры, но и геометрические фигуры. И сейчас мы с вами будем работать с ними. А вот с какими, вам предстоит отгадать.
Игра «Узнай меня».
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)
Я не многоугольник, меня можно катать (круг)
У меня нет углов, но я не круг (овал)
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)
Учитель-дефектолог: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Ребята, вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
- Возьмите столько палочек, сколько раз ударю в бубен и сделайте из них геометрическую фигуру. (Треугольник)
- Отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник,
- сколько треугольников получилось? (два)
- Возьмите столько палочек, сколько раз ударю в бубен и сделайте из них геометрическую фигуру. (Квадрат)
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.
- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
- Ребята, треугольник, и ромб, и прямоугольник – как одним словом называется все это?
Учитель-дефектолог: Ребята, мне геометрические фигуры сказали, что злой волшебник заколдовал жителей страны Математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет колдовать, и превратится в доброго волшебника. Как будем делить круг на 2 и 4 4 части? Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? (, четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!
Учитель-дефектолог: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране Математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь, и дарит вам подарки. Они нас ждут в группе.
(дети возвращаются на самолете в группу)
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
- Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
- Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…