Одной из форм детской деятельности, способствующей всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста, являются праздники. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды праздника способствуют созданию у ребенка положительных эмоций, возникновению чувства причастности к творческому процессу, ощущению значимости мероприятия для сверстников и взрослых, для всего детского сада.Одной из форм детской деятельности, способствующей всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста, являются праздники. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды праздника способствуют созданию у ребенка положительных эмоций, возникновению чувства причастности к творческому процессу, ощущению значимости мероприятия для сверстников и взрослых, для всего детского сада.
Просмотр содержимого документа
«Проведение праздников в детском саду»
Проведение праздников в детском саду
Одной из форм детской деятельности, способствующей всестороннему развитию личности детей дошкольного возраста, являются праздники. Художественное оформление и эстетика предметно-пространственной среды праздника способствуют созданию у ребенка положительных эмоций, возникновению чувства причастности к творческому процессу, ощущению значимости мероприятия для сверстников и взрослых, для всего детского сада. Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребёнка, синтез практически всех видов искусств. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Новый праздничный музыкальный материал включается в музыкальные занятия примерно за 1,5 месяца до праздника. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире, способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольный период как таковой ещё нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки её развития.
Ответственными за подготовку праздника являются музыкальный руководитель, воспитатели группы, старший воспитатель. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальными номерами, разучивает и закрепляет их знание детьми, проводит репетиции с взрослыми, сводные занятия с детьми. Воспитатели готовят атрибуты, оформление к празднику, разучивают с детьми тексты песен, стихи и роли в сценках, отрабатывают трудно дающиеся элементы танцев и упражнений, готовят совместно с родителями костюмы. Старший воспитатель координирует работу педагогов.
При составлении сценария особое внимание следует уделить подбору музыкального и литературного репертуара. Произведения, используемые на празднике, должны быть высокохудожественными, интересными и доступными для детей. Качество детского исполнения во многом определяется доступностью музыкального материала, его соответствием возрастным возможностям детей. Чрезмерное усложнение репертуара приводит к отрицательному результату и снижает воспитательный эффект выступлений. Только свободная, естественная исполнительская деятельность вызывает у детей удовольствие, приносит им эстетическое удовлетворение.
Для детей группы раннего возраста подбираются в основном детские пляски, не требующие долгого разучивания, и песни, в которых мало текста, так как дети в такой группе ещё плохо говорят. У детей группы раннего возраста праздники и развлечения по продолжительности занимают 15-20 минут.
Начиная с группы младшего возраста, репертуар усложняется тем, что добавляются песенки, в которых уже достаточно слов, так как дети уже лучше разговаривают и с удовольствием поют и разучивают их. Пляски по сложности перекликаются с плясками детей раннего возраста. Продолжительность праздников в группе младшего возраста составляет 20-25 минут.
В средней группе дети уже хорошо разговаривают, поэтому в сценарии праздников включается больше песен, танцевальный репертуар отличается разнообразием, т. к. у детей этого возраста хорошо развит опорно-двигательный аппарат. Продолжительность праздника составляет около 30 минут.
Для детей старшего дошкольного возраста подбирается более сложный и содержательный сценарий, т. к. продолжительность праздника составляет 40-45 минут. Такая продолжительность позволяет ввести в сценарий больше персонажей, игр, танцев и песен.
В подготовительной группе продолжительность праздника составляет 45-50 минут. Благодаря такой продолжительности утренника, в сценарий включаются больше персонажей. Танцы отличаются разнообразием музыкально-ритмических движений. Разучиваются песни, подготавливаются сольные выступления.
При составлении сценария необходимо обеспечить: яркое и торжественное начало праздника; развертывание сюжета праздника, в котором отражается его основная идея (детские выступления, игры, песни, танцы, чтение стихов и т. д., развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема; кульминация, в которой вручаются подарки и призы.
Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети поняли, что это за праздник, воспитатель рассказывает, о том кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т. д., и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. Определяются лица, отвечающие за каждый участок работы: за оформление зала, подготовку костюмов, изготовление атрибутов и т. д. Особенно внимательно следует отнестись к выбору ведущего: им должен быть находчивый и веселый педагог, обладающий высокой культурой общения, хорошо знающий воспитанников, умеющий свободно и непринужденно держаться. Ведущий (А чаще всего это воспитатель) должен не только хорошо знать (а не читать) сценарий утренника, последовательность сменяющихся видов деятельности, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения, уметь «заполнять собой» возникшие паузы быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). А также, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, объявившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы, которую определяют: непринужденность, естественность поведения детей, заинтересованность происходящим, радостные и добрые эмоции, рождаемые действиями персонажей праздника. Излишняя заорганизованность отрицательно сказывается на детях. Ребенок - прирожденный актер, также нуждается в поддержке, вниманием и бурными аплодисментами. Воспитатели учат стихи или слова в группе, но для ребенка важно отношение мамы или папы к происходящему. Необходимо показать свой интерес, значимость для вас его выступления. Вместе с ним возможно выучить стихи и сделать «контрольный прогон» несколько раз. Важно избегать завышенных требований к ребенку, и ориентироваться на его возможности. Никогда не сравнивать одного ребенка с другими детьми. Стараться делать как можно меньше замечаний, избегайте постоянной критики, угроз и запугиваний.
Изначально ориентировать застенчивого ребенка его на участие. Главная цель артиста-новичка – это не лучший номер во всей программе, а участие. Повторять ребенку, что его выступление – настоящий подарок для все и мамы с папой, независимо от того, как он выступит. Говорить, как вы рады, что он, наконец, тоже будет выступать.
Таким образом, каждый праздник является итогом большой работы, как педагога, так и самих детей, поэтому важно учитывать эмоциональное состояние детей, не допускать их переутомления в процессе подготовки номеров, иначе может произойти «эмоциональное выгорание» и ребенок подойдет к празднику уставшим, опустошенным, не ощущающим радости праздничного действа.
Чем больше на празднике будет сюрпризов, неожиданностей, тем больше праздник будет соответствовать своему главному назначению: праздник — это всегда радость!
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей, и дети с замиранием сердца ждут начала действия. праздник начинается. проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
Последний этап - это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы "привязать " к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
Закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
При сохранении всех лучших традиций проведения праздничных утренников, сложившихся в отечественной системе дошкольного образования, на наш взгляд, представляется перспективным преодоление некоторых стереотипов:
-отход от сложившейся модели праздничного утренника как спектакля или эстрадного шоу для родителей;
-запрет излишней заорганизованности, когда детей изматывают постоянными репетициями;
-подготовка праздника в естественной обстановке, а не натаскивание на музыкальных занятиях;
-тесный контакт с родителями (даже совместная с собственным ребенком подготовка выступлений для праздника, основанный на взаимопонимании общих задач и целей в нравственно-эстетическом воспитании детей.