В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Путешествие в город мастеров"»
Проект «Путешествие в город мастеров»
Воспитатели: Бриль Т.В., Свирелкина Г.Г.
Старшая группа № 6 (5-6 лет)
Срок реализации проекта: 2013 – 2014 учебный год
Актуальность
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Так как проведенный мониторинг показал недостаточные знания детей в сфере знаний о профессиях взрослых мире природы, мы спланировали работу в данном направлении.
Выдвинута следующая гипотеза: Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий в мире природы будет эффективным, если: - осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру; - используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий - создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Цель: формирование представлений детей о мире современных профессий связанных с трудом людей в природе.
Задачи:
Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми профессиями.
Определить, какими качествами должны обладать люди той или иной профессии.
Создавать условия для знаний представлений, о трудовых действиях совершаемых взрослыми о результатах, об оборудовании, инструментах необходимых для работы;
Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
Участники проекта: дети старшей группы № 6, воспитатели группы, родители.
Внутренние связи: музыкальный руководитель, логопед.
Тип проекта: долгосрочный (с 01.09.13. по 20. 05.13.).
Направление: познавательно-речевое.
Ожидаемые результаты:
дети мотивированы на самостоятельное знакомство с рядом профессий;
умеют отражать в сюжетно-ролевой игре особенности профессий;
имеют представление о востребованных в обществе профессиях;
родители проявляют активность в воспитании и образовании детей.
Этапы:
1 этап – подготовительный (с 1.09.13. по 1.10.13.)
мониторинг, создание условий для реализации проекта.
2 этап – основной (с 1.10.13. по 1.05.13.)
Реализация системы содействия развитию знаний детей о профессиях взрослых в мире природы.
3 этап – итоговый (с 1.05.13. по 30.05.13.):
Сбор и обработка материалов (анкет, мониторинг);
Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
Обобщение материала проекта.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА:
Разработка метод. рекомендаций по ознакомлению детей с трудом взрослых (ст. дошк. возраст).
Создание конспектов занятий, презентаций по ознакомлению детей с профессиями.
Изучение календарей с целью изучения информации о профессиональных праздниках.
Изготовление коллажа календарь профессий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:
Экскурсии, беседы. Праздники. Занятия, сюжетно – ролевые игры. Различные виды трудовой деятельности. Чтение художественной литературы, конструирование, коллекционирование.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:
Беседы с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, альбомов “Кем быть?”.
Перспективный план
Месяц
Профессии
Форма работы
Сентябрь
Октябрь
Тема: «Овощевод (агроном)»
Цель: расширять знания о профессии овощевода, привить учащимся интерес и любовь к природе и сельскому хозяйству. Основные понятия: овощи, почва, парник, удобрения, посев, урожай
Региональное содержание: знакомство с сельхозугодиями Пермского края.
Рассматривание картин и иллюстраций
Презентация – «Профессия овощевод»,
Изготовление материалов для сюжетно-ролевой игры «Овощеводы»
Ноябрь Декабрь
Тема: «Зоотехник (фермер)»
Цель: познакомить с профессией зоотехника, привитие интереса к труду животновода.
Основные понятия: животновод, выращивание и уход.
Региональное содержание: знакомство с животноводческими хозяйствами Пермского края.
Рассматривание картин и иллюстраций
Презентация – «Профессия фермер»
Сюжетно – ролевая игра «Ферма»
Январь
Февраль
Тема: «Рыбинспектор»
Цель: сформировать представление о профессии рыбинспектора, формирование основ эколологической культуры.
Основные понятия: водоём, штраф, рыбоохрана.
Рассматривание картин и иллюстраций
Презентация – «Профессия рыбинспектор»
Раскрашивание раскрасок, конструирование. - Рассматривание коллекции «Полезные ископаемые»
- закреплять знания детей о полезных ископаемых и профессии шахтер.
Собираем коллекцию камней.
Рассматриваем коллекцию камней.
Д/игра «Выложи узор из камней»
- развивать мышление, внимание.
Д/игра «Чего не хватает»
- закреплять знания об объемных геометрических телах, развивать внимание.
- Д/игра «Назови действия»
- закреплять знания о профессиях (овощевод, фермер, шахтер, рыбинспектор); учить отвечать на вопрос «Что делает?»
- развивать мышление.
Март
Апрель
Тема 1. «Геолог (шахтёр)»
Цель: познакомить с профессией геолога (шахтёра). Показать опасность, сложность и важность труда шахтера.
Основные понятия: шахта, полезные ископаемые, опасность.
Беседа о профессии эколог, трудовая деятельность на участке детского сада, посадка деревьев совместно с родителями.
Формируемые интегративные качества: Проявляет интерес к профессиям геолога, овощевода, рыбинспектора и зоотехника. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает культуру трудовой деятельности, умеет бережно относиться к материалам и инструментам. Имеет представления о мире профессий, роли труда в обществе и жизни каждого человека. Владеет необходимыми знаниями о различных видах деятельности взрослых.