Просмотр содержимого документа
«Проект «Огород на подоконнике»»
Проект «Огород на подоконнике»
У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорит, что там растет.
Огуречная рассада
И укропчик и лучок
Смотрят все на огород
И уходят, открыв рот.
Вид проекта: групповой, практично-ориентированный, долгосрочный.
Цель, направление деятельности проекта: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Краткое содержание проекта:
План реализации проекта:
Подготовительный этап.
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, рассказы, сказки про овощи;
- родительское собрание;
- приобретение необходимого оборудования;
- разбивка огорода на подоконнике;
- изготовление табличек, указателей с названиями растений.
2. Исследовательский этап.
- рассмотрение семян;
- опытно-исследовательская деятельность (строение растений) «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост растений»;
- ведение календаря наблюдений за ростом и развитием растений в течение всего проекта;
- занятия с детьми «В мире растений», «Все начинается с семечки», «Посев семян», «Первые всходы»;
- Д/н «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?»;
- разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
- рассмотреть иллюстрации;
- беседы, как выращиваются овощи на огороде.
3. Заключительный этап.
- проведение итогов реализации проекта;
- оформление выставки рисунков детей (от семечки к росту);
- выставка поделок из овощей «Вот так овощи»;
- праздник «Овощи с нашей грядки»;
- конкурс: «Вкусные блюда из овощей» - фотоконкурс с родителями;
- проведение конкурса «Угадай название овоща»;
- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация, совместно с родителями и детьми.
Место проведения: группа.
Сроки проведения: сентябрь-март.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели группы.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма проведения:
Групповое обсуждение
Познавательные беседы
Рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки)
Трудовая деятельность
Консультации с воспитателем
Самостоятельная работа ребенка
Экспериментирование
Другие формы работы:
Дидактические игры
Развлечение «Путешествие в страну витаминов»
Праздник «Овощи с нашей грядки»
Занятие по изобразительной деятельности – лепка овощей из соленого теста
Форма проведения презентации:
Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»
Фотоконкурс «Вкусное блюдо из овощей».
Работа с родителями:
- провести родительское собрание, участие в проекте;
- предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки;
- домашнее задание – с детьми выполнить рисунки овощей и их описание;
- принять участие в конкурсе «Разговор о правильном питании» - презентация.
Критерии оценки выполнения проекта:
Интерес детей
Умение использовать полученную в ходе экспериментирования информацию в практической деятельности
Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели
Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться познавать красоту растительного мира;
- у детей сформируются знания о росте овощей в комнатных условиях;
- желание участвовать в совместной трудовой деятельности, стремление быть полезным окружающим, добиваться результата.
Анализ проблемы
Разрабатывая данный модифицированный проект, мы исходим из того, что экологическое воспитание старших дошкольников возможно при определенных условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( в частности об овощных культурах) и выполнение с детьми определенных норм поведения в природе.
Проблема:
Для детей характерно неустойчивое отношение к растениям. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять к объектам небрежность. При этом действуют неосознанно, механически. Дети, в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред. У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому относят преимущественно животных, у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных в основном движение, питание; у растений – рост). Тем не менее, растения способны изменяться, и данный объект природы доступен непосредственному восприятию детей. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам поможет экологический проект. Реализация проекта, осуществляется поэтапно в течение месяца, в процессе как повседневного обучения с детьми, так и на специальных занятиях.
Реализация проекта способствует не только формированию экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетического развития), оказывает оздоровительное влияние.
Проект может быть использован воспитателями массовых групп и направлен на выполнение государственного стандарта по дошкольному образованию по развитию естественнонаучных и экологических представлений детей.
Тип проекта: Практично-ориентированный, долгосрочный, групповой.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Задачи:
- учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- развивать, познавать творческие способности;
- воспитать бережное отношение к своему труду.
Ресурсы:
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайды, открытки).
Модель «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений».
Таблички - указатели с названиями растений.
Контейнеры для рассады.
Рассада растений, семена, садово-огородный инвентарь.
Материалы для изобразительной деятельности.
План работы
№ п/п
Мероприятия
Сроки выполнения
1.
Беседа об овощах,
рассматривание наглядного, иллюстрированного материала (фотографии, слайды, открытки).
Сентябрь
2.
Подготовка почвы.
Сентябрь
3.
Посадка семян в грунт.
Ноябрь
4.
Изготовление табличек-указателей с названиями растения.
Декабрь
5.
Уход за растениями (полив, рыхление, прополка), первые всходы.
В течение вегетации
6.
Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений.
В течение проекта
7.
Познавательное занятие с детьми «Витаминный калейдоскоп».
Февраль
8.
Развлечение «Овощи с нашей грядки».
Сентябрь
9.
Разучивание стихов, загадок, песен.
В течение проекта
10.
Изготовление игры «Чьи детки? Найди по зернышку».
11.
Лепка овощей из соленого теста. Использование поделок для сюжетно-ролевой игры.
12.
Лепка «Стоит на огороде теремок»
13.
Д/и «Вершки и корешки», «Веселый повар», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Есть у нас огород», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть».
14.
Изготовление мешочков для семян (матрешки) – родители.
Ноябрь
15.
Изготовление папки «Мой любимый овощ».
Октябрь
16.
Выставка фото - работ «Вкусное блюдо из овощей» - родители с детьми.
Сентябрь
17.
Объемная аппликация «Овощи».
Февраль
18.
Оформление папки «Мы сажали огород».
Март
19.
Выставка поделок из овощей «Вот так овощи!»
Сентябрь
20.
Проведение викторины «Что растет на грядке?»
Сентябрь
21.
Оформление горшочков для злаковых: овёс, рожь, пшеница (Петушок, Ананас, Львенок).
Март
22.
Папка «Огород на окне»
Март
23.
Сбор урожая – картофель, томат, огурец
Март
Практический этап.
Посадка семян. Дети разделились на 4 группы. Определились, какая группа, за каким растением будет ухаживать, наблюдать.
Подготовка почвы.
Изготовление табличек – указателей с названием растений.
Посадка рассады в заранее подготовленные грядки.
Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Дети каждой группы анализируют свою работу: насколько аккуратно и старательно она выполнена. Делают общий вывод.
Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений» в течение всего проекта.
Ведение папки «Огород на окне».
Презентация.
Разговор о правильном питании» - родители, дети, воспитатели.
Выставка поделок из овощей «Вот так овощи».
Съемка фильма «В царстве овощных культур»
Технологическая карта проекта «Овощи с нашей грядки»
Этапы
Деятельность
детей
Деятельность руководителей
Деятельность родителей
Результаты каждого
этапа
Поисковый
Научиться ухаживать за растениями.
Создать поисковую ситуацию. Проявляет, обговаривает, мотивирует проблему.
Домашнее задание. Беседа с детьми дома «Что растет у нас на даче».
Будем выращивать овощи на нашем подоконнике.
Аналитический
Узнают из источников информации различные сведения об овощах; приносят семена растений; определяют свою роль и место в осуществление проекта по желанию. Изготовление совместно с воспитателем календаря наблюдений за ростом и развитием растений.
Формирует цель, задачи, помогает составить поэтапный план работы, определяет ресурсы.
Помогают собирать информацию (иллюстрации, стихи, загадки, кулинарные рецепты), приобретают семена.
Определены цели и задачи, составлен план работы.
Практический
Посадка семян. Посадка рассады в заранее подготовленные ящики. Уход за растениями (полив, рыхление, прополка). Ведение «Календаря наблюдения за ростом и развитием растений». Сбор урожая: картофеля, томата, огурцов.
Организует посадку, инструктирует по технике безопасности, наблюдает, помогает при необходимости.
Подготовка почвы. Изготовление табличек – указателей с названием растения. Приобретают удобрения. Изготовление игры: «Чьи детки», чьё семечко»
Выполнение плана; самоконтроль и самооценка; сбор урожая.
Презентационный
Участвуют в изготовлении поделок из овощей «Вот, так овощи». Принимают участие в викторине «Её высочество картофель». Фильм «В царстве овощных культур »
Организует место и проведение презентации. Готовит детей к выступлению.
Изготовление поделок из овощей на выставку «Вот так овощи». Принимают участие в викторине .
Фиксирование результата работы. Проведение выставки «Огород на подоконнике»,«Вот так овощи»
Контрольный
Проводится самооценка; высказывают свое мнение о проделанной работе.
Подводит детей к оценке и самооценке.
Книга отзывов (запись со слов детей). Папка «Про каждый овощ ваш расскажем». Библиотека об овощах.
Формы организации детской деятельности
Детская деятельность
Организация совместной деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность
Беседы с детьми об овощах и фруктах:
Выращивание овощей в полях, огородах, теплицах;
Выращивание овощей во влажных тропических странах.
Опытническая деятельность
- «Вершки-корешки»
- размножение семенами, черенками
- размножение картофеля (глазками и клубнями)
- чем отличается овощеводство от плодоводства и цветоводства
- пыльца
- насекомые
- семена; как работает семя
- витамины
Игровая деятельность
Словесно-дидактические игры:
Загадай, а мы отгадаем, что изменилось
Угадай овощ по описанию
Игра-подражание «Кто живет на огороде».
Узнай овощ
Четвертый лишний
Хорошо-плохо
Что растет на грядке? Поможем незнайке
Найди такой же
Сядет тот, кто найдет овощ
Волшебный мешочек
Мы сажаем овощи
Почтальон принес посылку
Созрело - не созрело
Овощехранилище
Н/п игры (Настольно-Печатные игры)
Ботаническое лото
Разрезные картинки
Поймай шмеля
Сюжетно-ролевые игры
Путешествие в мир овощей
Магазин
Стоял на огороде теремок
Чьи детки?
Коммуникативная
Составление рассказов об овощах
- мой любимый овощ
- правила поведения в природе
- пословицы, поговорки, приметы
- загадки об овощах
- как растет семя
- куда отправляются овощи
- что нужно добавить в борщ, в винегрет
- дары осени
- кроссворды
Художественно-продуктивная
- раскраска с овощами
- мой любимый овощ
- волшебный овощ
- рисование пальчиками
- пластилиновая пластика
Аппликация
Плакат «Витаминчики»:
- овощи
- книжки-малышки
- овощи из ткани
- объемные книжки
Лепка
- пластилиновая пластика
- лепка из слоеного теста
- горшочки-овощи
- жители теремка
Труд
Волшебная корзинка
- украсили горшок:
ракушками
кнопками
- книжки-малышки
- маски-витаминчики
- овощи для с/р игры «Магазин»
Чтение художественной литературы
Хитрый огурец Я.М.Пинясов
О девочке, которая наступила на хлеб Г.Х. Андерсен
Легкий хлеб
Не мешайте мне трудиться Е.А.Благинина
Где найти мне витамины М.Петрушин
Лук от семи недуг
Чиполлино
Всякому овощу своё время
Музыка.
- Праздник картошки: «Её высочество картошка»
- Осенний праздник. Тематическое развлечение «Что растет в огороде»
Работа с родителями (использование презентаций, интерактивной доски)
Беседа о важности данной проблемы. Домашнее задание для родителей
- подготовка информации по теме
- фото, видео материал
- экологические истории (вместе с детьми)
- мастер-классы
- участи в реализации проекта
- презентации «Здоровое и правильное питание»
Физическое воспитание
- эстафета «Собери овощ»
- дыхательная гимнастика «Вдыхаем запах овощей»
- подвижная игра «Найди свой овощ»
Продуктивная деятельность
- книжки-самоделки об овощах
- экологическая библиотека об овощах
- кроссворды «Овощи»
- альбом «Знакомые незнакомцы»
- гербарии
Конкурсы
- на лучшее стихотворение об овощах
- конкурс знатоков природы, кроссворды
- викторина «Стоит в огороде теремок»
Планируемый результат: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. Сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Ожидаемые качественные результаты
Результаты
Показатель
Индикатор
Способ подтверждения результатов
1.Повышение уровня знаний дошкольников
Увеличение количества дошкольников, получивших знания
24 человека
Диагностика
2.Создание искусственной и модельной экосистемы или лаборатории для родителей по экологическому воспитанию дошкольников
Увеличение количества родителей, заинтересовавшихся поставленной проблемой
30 человек
Листы регистрации
3.Организация лектория «Огород на подоконнике»
Увеличение количества мероприятий
17 человек
Листы регистрации
4.Проведение акции среди родителей и детей: «Цветок в подарок», «В лесу родилась ёлочка и пусть она растёт»
Увеличение количества родителей и детей имеющих позитивное отношение к природе
17 человек
Конкурс «Упадет в землю зёрнышко»
Викторина «Вот у нас какой на вкус…»
5.Организация взаимодействия с родителями
Родительский лекторий
День открытых дверей
Увеличение количества родителей оказывающих помощь в решении поставленной проблемы
24 человека
Экспресс опрос
6.Организация информационных центров в каждой возрастной группе
Увеличение ресурсов
15 человек
Фото и видео материал
7.Организационная тема выставок:
Плакат:
- Поделки весёлых овощей (прил.материал)
- Поделки масок овощей
- Книжки-малышки
- Горшок овощей (оформление горшочка)
- Папка «Огород на подоконнике»
- Поделки овощей для игры «Магазин»
- Изготовление игры «Угадай зёрнышко», «Чьи детки»
Увеличение ресурсов
18 человек
Фотоматериал:
- Презентация
- Фильм «Огород на подоконнике»
Схема «паутинка» по проекту «Огород на окне»
Овощеводство
Открытый грунт:
- поле
- огород
Теплицы:
- защищенный грунт
Капуста
Морковь
Томат
Огурец
Лук
Плодоводство (сад)Цветоводство(газон, клумба и др.)
- яблоня - розы
- груша - ромашки
- вишня - тюльпаны
- черешня - пионы
- слива
- смородина
Устойчивость проекта
Публикация данного проекта в сети Интернет.
Организация мини-музея «Огород на подоконнике»
Передвижная фотовыставка «Папка «Огород на подоконнике»»