Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Дача деда Макара»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Лазорик»
Экологический проект
«Огород на подоконнике»
Тема:«Дача деда Макара»
Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории:Шушура Лариса Александровна
Шавлова Светлана Ивановна.
Проект реализуется с детьми 2-3 лет.Направленность : экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.Предпосылка : привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.Вид проекта : познавательно – практический, среднесрочный с 01.02.2020 г. - 20.03.2020 г.Актуальность проблемы : Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит . Участники проекта : Воспитатель, воспитанники, родители . Описание предметно – развивающего пространства : – групповое помещение группы раннего возраста №2 « Карапузики».Оборудование для оформления «Огорода на подоконнике»:бумага самоклейка, картинки: солнышко, овощи - развивающее пособие : конструктор, бабочки, божьи коровки, посуда для посадки растений, лук - севок, семена салата, семена помидора, перца, укроп, петрушка, картофель, почва.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой.
Формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред.
Продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
Формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их .
Формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький.
Формировать представления о пространственных соотношениях.
Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
Формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты.
Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах.
Воспитательные :
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.
Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
Поощрять желания помогать взрослым.
Привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает).
Воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.
Развивающие :
Развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи.
Формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью.
Обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
Развивать интерес к растительному миру.
Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
Поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.
Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
10. Развитие интереса к действиям с карандашами, пластилином, акварелью.
11. Формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы.
12. Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: пластилином.
13. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.
14. Формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из пластилина лепят.
15. Развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок.
16. Развитие интереса детей к окружающему.
17. Вызвать у детей интерес к растениям через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
- привлечь родителей к организации и реализации проекта;
- обсуждение темы проекта;
- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.
Работа над проектом с детьми:
Познавательно – исследовательская деятельность (НОД):
- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один - много);
- наблюдение за посадкой, первыми всходами;
Развитие речи (беседы, чтение художественной литературы, разучивание потешек, стишков, отгадывание загадок);
Игровая деятельность(игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
Мероприятия
Цели
этап подготовительный
Ответственные
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода
Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования
1.2. Составление плана над проектом.
1.3. Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике».
Воспитатель
Реализация мероприятий по проектной деятельности
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта
Воспитатель
Воспитатель,родители.
Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
1.5. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука, бросового материала для оформления
Воспитатель,родители.
Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.
1.6. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Воспитатель,родители.
Просвещать родителей по данной теме.
1.7. Ознакомление с фотоматериалом по огороду детского сада
Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему «Огород на подоконнике».
Воспитатель.
Воспитатель,родители, дети.
2 этап – основной
2.1.Рассматривание иллюстрации о растениях, беседы с детьми.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.
Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др.
2.3. НОД: занятие по художественно – эстетическому развитию «Раскрасим лучок».
Воспитатель.
Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные).
Воспитатель.
2.4. НОД: Конспект занятия по сенсорному развитию (дидактическая игра) «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств,
2.5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами, фруктами.
2.6. Рассматривание иллюстраций, картинок.Рисование с детьми овощей и фруктов.
предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ.
Воспитатель.
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными, овощами, фруктами.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.
2.7. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Воспитатель.
Развивать смекалку, память, внимание.
2.8.Рассматрение муляжей, уточнение формы, цвета.
Формировать представления детей об овощах и фруктах.
Воспитатель.
Воспитатель.
3 этап – заключительный
3.1. Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный
Воспитатель, дети.
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
Обобщение опыта работы.
Создание фотоальбома «Огород на подоконнике»
Подвести итог проделанной работы.
Воспитатель,родители, дети.
Воспитатель,
Работа с педагогами:
Обобщение опыта работы по теме «Огород на подоконнике».
Предполагаемый результат:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы проекта:
1 Этап – подготовительный:
1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;
2. Изучение методических пособий и литературы по теме;
3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);
4. Обсуждение с родителями на тему: участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;
5. Составление перспективного плана мероприятий.
2 Этап – основной:
1. НОД;
2. Беседы;
3. Рассматривание картин, иллюстраций;
4. Чтение литературы;
5. Дидактические игры;
6. Художественно – эстетическое развитие (лепка, раскрашивание).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап - презентационный:
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
Этапы реализации проекта.
План реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный.
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о растениях. Обсуждение с родителями на тему: участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
Разбивка огорода на подоконнике. Принимали участия дети и воспитатель.
2 ЭТАП – исследовательский: дети участвовали в посадке растений.
Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картинки. Проводилась непосредственная образовательная деятельность, дидактические игры, беседы. Вели каждодневные наблюдения за ростом лука , петрушки, укропа, картофеля, перца, салата.
Раскрасим репку – акварелью
Раскрасим овощи по желанию
Лепка « Огурцы»
Дидактическая игра«Чудесный мешочек»
Дидактическая игра «Соберём урожай»
ООД по сказке
«Репка»
Игры с прищепками
Чтение художественной литературы
3 ЭТАП – заключительный. Подведение итогов.
Подведение итогов реализации проекта.
Выводы:В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности и выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; дети стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «огород на окне»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада. Родители стали принимать активное участие в профилактике простудных заболеваний детей народными средствами (лук, укроп, петрушка). Все эти мероприятия снизили уровень заболеваемости детей в группе, в зимний – весенний период