Просмотр содержимого документа
«Проект "Умные игры"»
Проект
«Умные игры»
Козлова Елена Сергеевна,
воспитатель I младшей группы № 2
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
Тип проекта: образовательный
Срок реализации: долгосрочный (9 месяцев)
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Актуальность
В настоящее время происходят изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС дошкольного образования закладывается большой потенциал для познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Значение приобретает проблема умственного развития детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее значимый вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Сенсорное воспитание, является основой интеллектуального развития ребенка в младшем дошкольном возрасте.По результатам наблюдения на начало года выявилось, что у детей недостаточно сформированы представления о сенсорных эталонах (величине, форме, цвете) А так как в младшем возрасте сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, эта проблема на данный момент актуальна.
Данную проблему мы попытались решить в проекте «Умные игры»,
Цель которого: формирование сенсорных способностей у младших дошкольников через дидактическую игру.
Задачи:
1. Организовать предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
3. Развивать у детей тактильные ощущения, зрительное восприятие, пространственные представления.
4. Способствовать развитию мышления, воображения, внимания, памяти у детей, сообразительности, способности к волевому усилию при достижении поставленной цели.
5. Воспитывать интерес у детей к дидактическим играм.
6. Развивать родительскую компетенцию в вопросе сенсорного воспитания ребенка
Ожидаемые результаты.
Формирование устойчивого интереса детей к играм, способствующим сенсорному развитию.
Формирование у детей умения обследовать предметы, выделяя их признаки; соотносить предметы по форме, цвету и величине.
Разработка методического сопровождения по сенсорному развитию (составление перспективного плана, картотеки игр для данного возраста).
Повышение родительской компетенции о сенсорном развитии детей.
Обогащение предметно-развивающей среды группы (дидактические игры и сенсорный уголок).
Механизм реализации проекта
1 этап
подготовительный
Ознакомление с методической литературой;
Составление плана работы с детьми;
Подготовка наглядной информации для родителей;
Разработка конспектов занятий по воспитанию сенсорной культуры ребёнка;
Анкетирование родителей по сенсорному развитию детей.
2 этап основной: реализация проекта
Месяц
Содержание деятельности с детьми
Содержание деятельности с родителями
Форма представления результатов
Сентябрь
НОД по рисованию «Овощи»
Информационный калейдоскоп «Сенсорные игры для умственного развития ребенка».
Конспект НОД, информационный материал, картотека дидактических игр, фотоотчет
Д/и «Овощи»
Д/и «Спрячь мышку»
Д/и «Магазин»
Октябрь
НОД по аппликации «Лебёдушка»
Буклет «Как влияют дидактические игры на процесс развития сенсорных эталонов детей 2-3 лет»
Конспект НОД,
картотека дидактических игр, информационный материал, фотоотчет
Д/и «Матрёшкино новоселье»
Д/и «Сбор фруктов»
Д/и «Составь фигуру»
Ноябрь
НОД по лепке «Яблоки и груши»
Мастер-класс «Изготовление дидактических игр по сенсорному развитию детей»
Конспект НОД, мастер-класса, картотека опытов,
картотека дидактических игр, фотоотчет
Опыт «Заварка чая с лимоном»
Д/и «Чего не хватает»
Д/и «Чудесный мешочек»
Декабрь
НОД по познавательному развитию «Рассматривание меха и пальтовых тканей»
Папка-передвижка «Играем вместе с детьми»
Конспект НОД,
картотека дидактических игр, информационный материал, фотоотчет
Д/и «Найди все фигуры как эта»
Д/и «Чем похоже, чем отличается»
Д/и «Украсим ёлочку»
Январь
Д/и Домино
Родительская гостиная «Опыт семейного воспитания по сенсорному развитию дошкольника»
Картотека дидактических игр, фотоотчет
Д/и «Кто скорее соберёт»
Д/и «Что лежит в мешочке»
Февраль
Опыт «Окраска воды»
Памятки «Организация дидактических игр»
Картотека опытов,
конспект НОД,
картотека дидактических игр, информационный материал, фотоотчет
НОД по ФЭМП Геометрическое лото
Д/и «Придумай сам»
Д/и «Сравнение шарика и куба»
Март
НОД по аппликации «Украсим салфетку»
Картотека игр на сенсорное развитие
Конспект НОД, картотека дидактических игр, фотоотчет
НОД по аппликации «Узор по кругу»
НОД по конструированию «Башня»
Д/и «Найди предмет такой же формы»
Апрель
НОД по познавательному развитию «Ознакомление с деревом и резиной»
Рекомендации «Как изготовить дидактическую игру в домашних условиях»
Конспект НОД, информационный материал,
картотека дидактических игр, фотоотчет
НОД по лепке «Миски трёх медведей»
Д/и «Орнамент»
Д/и «Чудесный мешочек»
Май
Д/и «Цвет и форма»
Круглый стол «Использование игровых технологий для развития
сенсорных способностей дошкольников»
Картотека дидактических игр, информационный материал, фотоотчет
Д/и «Посади огород»
Д/и «Составь предмет»
Конструирование из песка
этап Заключительный
Подведение итогов проекта.
Обобщение опыта и презентация проекта.
Список использованной литературы:
Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет.
Доронова Т.И. Развитие эстетического восприятия и продуктивные виды деятельности.
Ерофеева Т.И. Знакомимся с величиной: пособие для детей 3-4 лет.
Ерофеева Т.И. Знакомимся с формой: пособие для детей 3-4 лет.