Просмотр содержимого документа
«Программа "Радуга красок"»
Парциальная образовательная программа
По художественно-эстетическому развитию «Радуга красок»
возраст детей 6- 7 лет
воспитатель: Оленникова А.А.
1квалификационная категория
2018год.
№ П/п
Содержание
Стр.
I.
Пояснительная записка.
3
1.1
Цель и задачи
4
1.2
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
4
1.3
Планируемые результаты освоения Программы
7
II.
Содержание образовательного процесса.
8
2.1.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
8
2.2.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
20
2.4.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
23
III.
Организация образовательного процесса.
24
3.1
Расписание НОД
24
3.2.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
24
3.3.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
26
3.4.
Материально-техническое обеспечение программы.
28
3.5.
Приложения.
29
I. Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа разработана на основе ООП МКДОУ Кыштовского д/с «Солнышко», в соответствии с ФГОС ДО.
Программа «Радуга красок» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях
Срок реализации Программы 1 год.
Парциальная программа художественно-эстетической направленности по развитию детей 5-6 лет разработана в соответствии с:
Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013
1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Основной образовательной программой МКДОУ д\с «Солнышко»,
утвержденной 31.08.2016г.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 2018 - 2019 учебный год.
Программа предназначена для детей 6-7 лет и расчитана на 34 недели.
Цель и задачи.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.
Задачи программы.
Развивающие:
Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение.
Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).
Учить получать различные оттенки красок основных цветов.
Учить использованию различных материалов
Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.
Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать
композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.
Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации рабочей программы.
Возрастные особенности детей шестого года жизни (6-7лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое
пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год: сентябрь, май.
К концу учебного года ребёнок:
уверен в действиях и ответах в течение НОД;
активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
завершает работы декором;
умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
умеет использовать трафареты и печати при работе;
завершает работу декором;
умеет убирать за собой рабочее место.
II. Содержание образовательного процесса.
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей. Занятия кружка проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.
Комплексно-тематическое планирование.
Сентябрь
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
1.Диагностика
1час
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
2.«Красивый букет»
(Печатание растений)
1 час
Развивать интерес к нетрадици-онным техникам рисования, вооб-ражение.
Учить детей работать с хрупким материалом – засушенными лис-тьями.
Воспитывать аккуратность.
Засушенные листья, краски- гуашь, кисти, листы бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)
Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие).
Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаги. Дети выполняют задание, рассматривают отпечатки и рассказывают, что получилось.
Мини –выставка.
3.«Загадки»
(Ниткография)
1час
Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.
Учить получать изображения с помощью нитей и красок.
Воспитывать аккуратность.
Нитки №10, цветная тушь или гуашь, листы белой бумаги А 4, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)
Обсуждение: чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки?
Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом., делятся впечатлениями.
Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения работы.
Октябрь
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
5.«Осень»
(Мягкая роспись
по ткани)
1 час
Развивать художественное восприятие.
Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности.
Воспитывать аккуратность.
Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка.
Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Рассмотреть образец воспитателя. Объяснить последовательность работы. В конце сделать выставку.
6.«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)
1 час
Развивать ритмичность движений.
Продолжать учить детей рисовать пальчиками.
Воспитывать чувство сопережива-ния.
Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)
Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. После работы дети рассказывают о своих шарфиках, какое варенье «сварили».
Контурное изображение зайчонка, чёрная и белая бумага, чёрная и белая гуашь, настольная лампа, кисти, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)
Краткий рассказ воспитателя о том, как зай-чонок шел в гости, за ним все время кто-то бежал. Это его тень.
Показать с помощью лампы как появляется тень. Предложить нарисовать силуэтный портрет зайчонка. Объяснить последовательность рисования.
Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь, кусочки поролона.
банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого)
Краткий рассказ о лисичке, которой очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования (отпечаток). После окончания работы дети рассматривают рисунки друг друга.
Закреплять умение применять в изодеятельности метод «тычка».
Воспитывать отзывчивость, самостоятельность.
Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ёжика. Объяснить последовательность работы. В конце НОД организуется выставка портретов. Дети рассказывают о своих ёжиках, какие они, куда спешат и т. д.
10.«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками)
1 час
Развивать координацию движения рук, цвето- и формовосприятие.
Учить самостоятельно использовать знакомые техники в изодеятельности.
4, белая гуашь, кисть мягкая, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
«Белая берёза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. В конце НОД дети делятся впечатлениями. Устроить мини-выставку.
Декабрь
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
13.«Узоры на окнах» (Раздувание капли)
1 час
Развивать ассоциативное мышление, воображение, желание создавать интересные оригинальные рисунки.
Познакомить детей с техникой «Раздувание капли», учить ею активно пользоваться.
Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Дети любуются узорами на окне. Воспитатель читает стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий», предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска. Показывает технику рисования. Дети работают.
В конце НОД дети делятся впечатлениями, устраивается мини-выставка.
14.«Звёздное небо» (Фотокопия)
1 час
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка. Развивать воображение, художественное восприятие, стойкий интерес к процессу рисования.
Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватные там-поны, клеенка или газета, свеча, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Беседа о звёздах. Обсуждение: чем можно нарисовать звёзды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. Дети делятся впечатлениями.
15.«Невидимки» (Линия, как средство выразительности)
1 час
Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы.
Листы бумаги А 4, по 2 платочка (один тёплого тона, другой- холодного тона), карандаши.
Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами.
В конце НОД дети делятся впечатлениями, организуется мини-выставка.
16.«Нарисуй, что хочешь»
(Работа со знакомыми техниками)
1 час
Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность, интерес к использованию разных техник рисования.
Воспитывать эстетический вкус.
Ящик с 2 отделениями:
1. материал (на чём)
2. инструмент (чем)
салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Предложить детям рассмотреть содержимое ящика. Обсудить что можно нарисовать этими предметами и на чём.
В конце НОД предложить детям рассказать о своих рисунках, поделиться впечатлениями.
Воспитывать эстетический вкус, смелость в овладении новой техникой.
Плотная бумага, свеча, спички, таз с водой.
Дети отгадывали загадки, нарисованные линиями, нитками, а сегодня загадывать
загадки будет свеча. Показ образца действий. Контроль воспитателя.
В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями, рассказать о своих загадках.
18.«Новые игрушки» (Кубизм)
1 час
Развивать творческое воображение.
Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму.
Воспитывать инициативность, эстетический вкус.
Бумага, набор трафаре-тов, цветные карандаши, мелки.
Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь.
Напомнить порядок рисования с использованием трафаретов.
В конце НОД предложить детям рассказать о игрушках, которые нарисовали. Мини-выставка.
19. «Мой сон» (Работа со
знакомыми техниками)
1 час
Развивать творческие способности, воображение.
Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения, используя знакомые техники.
Воспитывать инициативность.
Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Воспитатель просит детей вспомнить наиболее запомнившиеся и яркие сны и изобразить впечатления от своего сна доступными техниками по желанию.
Дети выбирают наиболее подходящие материалы и приступают к работе.
Организуется мини-выставка.
Февраль
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
20.«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование)
1 час
Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.
Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники
Воспитывать инициативность.
Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания; манка, ватные палочки, мятая бумага, клей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Беседа на тему «Моя улица». Предложить нарисовать свою улицу. Дети выбирают необходимый материал для работы. В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают какими способами они добились таких результатов.
Мини-выставка.
21.«На что похоже?» (Техника монотипии)
1 час
Развивать воображение, образное мышление, интерес к рисованию.
Знакомить детей с симметрией.
Воспитывать активность, аккуратность,
самостоятельность.
Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать. Показать способ работы.
В конце НОД организуется мини-выставка. Дети рассказывают о своих рисунках.
22.«Музыка»
(Пальцевая живопись)
1 час
Продолжать развивать интерес к рисованию, художественное восприятие.
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Закреплять умение рисовать, используя технику пальцевой живописи.
Бумага, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино - бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов».
В конце занятия дети показывают друг другу свои работы и рассказывают о настроении музыки, которую они изобразили.
Организуется мини-выставка.
23.«Придумай и дорисуй»
1 час
Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, формо - и цветовосприятие.
Учить детей создавать новые образы.
Воспитывать активность, аккуратность,
самостоятельность.
Листы бумаги с незаконченным рисунком; гуашь, карандаши, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у них было изображено.
Организуется мини-выставка.
Март
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
24.«Открытка» (техника теснения)
1 час
Развивать мелкую мускулатуру пальцев, ритмичность движений, интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.
Активизировать мыслительную деятельность. Показать зеркальное отражение рисунка.
Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей. Рассматривание рисунков.
Мини – выставка.
25.«Облака» (Рисование по сырому фону)
1 час
Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, формо- и цветовосприятие.
Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение рисовать в технике по сырому.
Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Обсуждение. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков в озере.
26. «Ледоход» (Метод старения)
1 час
Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.
Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? В конце НОД предложить детям поделиться впечатлениями.
Учить использовать разнообразные техники рисования.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, деревьев, кусочек поролона, листы бумаги, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Звучит «Оранжевая песенка». Воспитатель предлагает нарисовать рисунок для песенки. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками.
28.«Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы)
1 час
Развивать чувствительность к цвету, художественное восприятие.
Использовать цвет для передачи чувств. Учить рисовать, используя краски всей цветовой гаммы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
матерчатые и бумажные, банки с водой.
В гости приходит кукла. Она потеряла цветочек, который похож на цветик – семицветик из мультфильма. Дети успокаивают ее и рисуют для нее цветик- семицветик. В конце НОД дети показывают свои рисунки кукле.
29. «Езда на автомобиле» (Линия, как
Развивать чувствительность к характеру линий, глазомер.
Учить рисовать разнообразные
линии. Тренировать движения руки.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Листы бумаги с изображением
извилистой дороги, карандаши.
Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в
пропасть. Дети выполняют задание.
Проводят линию – «дорогу» и
возвращаются обратно. «Дорога» должна быть извилистой.
Самопроверка.
средство выразительности)
1 час
30.«Грибная полянка» (Техника акватуши)
1 час
Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки.
Закрепление умения рисовать разными техниками.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Гуашь, чёрная тушь, тампон для нанесения туши, тазик с водой,
Воспитатель рассказывает сказку о том, как грибочки играли в прятки и спрятались. Как их найти? Давайте польём их водичкой. Грибочки появляются. Воспитатель объясняет последовательность работы. Дети рисуют грибочки и прячут их.
Май
Тема
(техника)
Программное
содержание
Материалы
Краткое содержание НОД
31.«Сирень»
(Совмещение техник)
1 час
Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Тонированная бумага,
гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев), ватные палочки.
Полюбоваться цветущей сиренью. Предложить нарисовать картину на которой нарисована сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы.
32.«Нарисуй, что
Развивать воображение, художественное восприятие.
Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.
Картон, листы бумаги, пластилин, краски, ватные палочки и др. изо. материалы.
Показать детям оригинальный рисунок. Спросить, хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. Работа детей. В конце организуется выставка.
Познакомить детей с новым способом получения изображения-рисование мыльными пузырями.
Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки, аккуратность.
Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведённая шам-пунем, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой.
Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. Все работы собрать вместе – большая цветочная поляна.
мыльными пузырями)
1 час
34.Диагностика
1 час
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Компоненты образовательных областей.
Образовательные области
Компоненты образовательных областей
Социально- коммуникативное развитие
Усвоение норм и ценностей
Общение и взаимодействие со взрослыми с
сверстниками
Развитие самостоятельности, целенаправленности,
саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального интеллекта
Формирование позитивных установок к труду и творчеству
Становление основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Развитие интересов, любознательности, познавательной
мотивации
Формирование познавательных действий, становление
Сознания
Развитие воображения и творческой активности
Формирование первичных представлений о себе, окружающих людях, объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, о планете Земля
Речевое развитие
Овладение речью как средством общения и культуры
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой
Формирование звуковой аналитико – синтетической
активности
Художественно- эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности
Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности,
направленной на развитие координации, гибкости, равновесия,
крупной и мелкой моторики
Овладение подвижными играми с правилами
Становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей
Самостоятельная деятельность детей
Образовательная деятельность в семье
НОД
ОД в режимных моментах
Занятие
Д/игры.
Рассматривание.
Чтение.
Обыгрывание незавершенного рисунка.
Коллективная работа.
Обучение.
Создание условий для выбора.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Беседа.
Творческие задания.
Беседа.
Наблюдение.
Проблемные ситуации.
Обсуждение. Проектная деятельность.
Дизайн.
Занимательные показы.
Индивидуальная работа.
Тематические праздники и развлечения.
Сюжетно-ролевые игры.
Наблюдение
Сбор материала для оформления.
Экспериментирование с материалами.
Беседа.
Рассматривание.
Наблюдение.
Рассказы.
Экскурсии.
Чтение.
Детско-родительская проектная деятельность.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Педагогические технологии используемые при реализации программы
Педагогические технологии
Цель
Содержание
Технология проектной деятельности
Стимулировать интерес воспитанников к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Проект «Кисточки взмахнём - краски в гости позовём»
Здоровье сберегающие технологии
Сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Гимнастика для глаз;
Релаксация;
Гимнастика дыхательная;
Гимнастика пальчиковая;
Корригирующая гимнастика;
Подвижная и спортивная игра;
Динамическая пауза
Технология исследовательской деятельности
Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления.
беседы;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Игровая технология
Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Информационно-коммуникационные технологии
Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Видеомагнитофон
Телевизор
Магнитофон
Фотоаппарат
Видеокамера
Личностно-ориентированные технологии
Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях.
Игры, занятия, спортивные досуги.
Упражнения, наблюдения,
экспериментальная деятельность.
Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
2.3. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
Анкетирование родителей, привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе консультации, выставки рисунков и фотографий.
Направления
Формы работы
Информационно-аналитическое
Анкетирование, беседы
Информационно-познавательное
Индивидуальные беседы.
Консультации
Групповые
(родительские собрания)
Общие родительские собрания–
Наглядно -информационное
Стенды
Памятки
Буклеты
Папки передвижки
Совместная деятельность педагогов и родителей
Тематические выставки
Прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
III. Организация образовательного процесса.
3.1.Расписание НОД
Понедельник
Художественно-эстетическое развитие
Кружок «Радуга красок»
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
На изучение курса программы «Радуга красок» для детей старшего дошкольного возраста отводится 34 часа, по 1часу в неделю во второй половине дня в среду
Групповая комната
Сенсорное развитие
Развитие речи
Ознакомление с окружающим миром
Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством
Развитие элементарных математических представлений
Экологическое воспитание
Развитие элементарных историко – географических представлений
Дидактические игры на развитие психических функций – мышления, внимания, памяти, воображения
Дидактические материалы по сенсорике, математике, развитию речи
Географический глобус
Карта России
Муляжи овощей и фруктов
Календарь погоды
Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей морей, рептилий
Аудиозаписи
Детская мебель для практической деятельности
Раздевальная комната
Информационно – просветительская работа с родителями
Информационный уголок
Выставки детского творчества
Наглядно – информационный материал
Сенсорная комната
Для создания психологического комфорта
Сухой бассейн, сенсорное оборудование
Методический кабинет
Расширение кругозора
Необходимый демонстрационный материал, наглядные пособия, дидактические игры, муляжи, иллюстративный материал, художественная и познавательная литература, аквариум.
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Автор
составитель
Наименование издания
Издательство
Акуненок Т.С.
Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н
Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013
Козакова Р. Т.
Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
КомароваТ.С.
Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
Лебедева Е.Н.
Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Средства обучения и воспитания
Плакаты
Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2015
Фрукты. — М,: Мозаика-Синтез, 2015.
Серия «Мир в картинках»
Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.