Просмотр содержимого документа
«Профессиональный стандарт педагога»
Педагогический совет
с элементами деловой игры
«Профессиональный стандарт педагога»
Цель: Совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя, подготовить педагогов к работе в новых условиях
Задачи: - Систематизировать знания педагогов об основных документах по обновлению дошкольного образования;
- Сформировать у педагогов интерес к новому документу – профессиональному стандарту педагога;
-Сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога;
-Стимулировать развитие инициативы, творчества.
-Воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Ход педсовета
За последние годы система образования претерпела серьезные глубокие преобразования. Был принят Закон «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первой ступенью системы образования, приняты новые образовательныестандарты.
И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога.
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н" Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога».
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества педагогической работы, и в целом - повышение качества образования.
В нем определяются:
- основные требования к квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- стандарт может дополняться региональными требованиями;
- он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
- документ является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы, т. е. есть стандарт воспитателя ДОУ, стандарт учителя нач. школы и т. д.
- стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
- стандарт выдвигает требования и к личностным качествам педагога.
К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации каких-либо функций, необходимые знания и умения.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогических работников к труду и качеству образования.
Данный документ будет применяться руководителями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Сейчас я предлагаю вам принять участие в деловой игре, попробовать свои силы в решении профессиональных задач.
1 задание. Самостоятельная работа с тестами.
На ваших столах лежат листочки - тесты на знание основных нормативных документов обновления дошкольного образования. Будете работать тройками. Я предлагаю вам ответить на вопросы. По окончании этой работы вы себя проверите.
1 тест 1. Расшифруйте фразу: ФГОС ДО?
2. Что такое ООП ДО? Раскройте понятие.
3. Какие требования определяет ФГОС ДО?
4. Что такое целевые ориентиры?
5. Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования? Назовите их.
6. Назовите виды детской деятельности в дошкольном возрасте?
7. Воспитательно - образовательный процесс может быть условно подразделен на блоки: …
2 тест
1. Назовите основные психологические подходы в работе с детьми с учетом ФГОС ДО?
2. Закончите фразу - Профессиональный стандарт педагога– рамочный документ, в котором определяются основные требования к его
3. Закончите фразу - Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся …
4. Что должно повлечь за собой введение нового профессионального стандарта педагога? ….
5. Где может применяться профессиональный стандарт педагога?.
6. Назовите ключевые области стандарта? …
7. Как оценивается профессиональная деятельность педагога дошкольного образования? ….
Воспитатели проверяют свои ответы на экране.
Все ли правильно выполнили работу?
3. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Ведь уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека.
Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к воспитателю.
Я предлагаю вам творческое задание «Портрет педагога»
Вашим группам предлагается составить портрет современного воспитателя. Данные качества можно разделить на две части: одна группа записывает личностные качества педагога, другая - профессиональные качества педагога. Воспитатели работают в командах.
По итогам работы каждая команда представляет свой портрет и комментирует представленные качества. Ведущий по итогам выступлений определяет общий портрет воспитателя.
Обобщение: воспитатель детского сада должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего, быть высоко нравственным человеком, интеллигентным человеком.
Очень важным личностным качеством воспитателя является жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать.
Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности: умение находить подход к детям; умение быстро принимать решения; умение вести беседу, иметь организаторские способности, развитую речь, широкий кругозор, высокий уровень культуры.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи профессиональной деятельности.
Компетенция — способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность педагога – включает в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности).
Основные виды профессиональной компетентности педагога:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, устойчивость к стрессам.
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, умение правильно общаться с родителями воспитанников. Это одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.
Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач.
В части 5 профессионального стандарта определены профессиональные компетенции воспитателя дошкольного учреждения.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Вопрос: Что нового вы увидели в содержании профессионального стандарта педагога?
Обучение. Все знакомо. Новое – обучение детей с ОВЗ, владение ИКТ-компетенциями.
Воспитание. В разделе воспитание все положения нам знакомы, если говорить в общем, мы все это и делали. Новое – музейная педагогика.
Развитие. В этом разделе трудность представляет – составление программы индивидуального развития, взаимодействие со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума, чтение документации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, владение инклюзивными технологиями.
Подводя итоги, отмечу, что новый профессиональный стандарт — тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно.
Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий.
Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег.
Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт.
Проект решения педсовета:
1. Изучать профессиональный стандарт воспитателя ДОУ и стараться соответствовать его требованиям.
2. Пройти профессиональную переподготовку всем, кому это необходимо, чтобы к моменту вступления в силу профессионального стандарта соответствовать его требованиям.