Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей. В этом случае углубленное изучение профессий, через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.
Матрица проекта
Тема: «Все профессии хороши»
Цель: расширение представлений детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий.
Задачи:
Образовательная:
Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);
Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
Показать взаимосвязь между разными видами труда;
Развивающие:
Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;
Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;
Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
Воспитательная:
воспитывать доброжелательное отношение к труду взрослых, дружелюбное отношение к сверстникам,
умение договариваться друг с другом для решения общих задач;
воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
Планируемые результаты
Личностные качества
проявляет устойчивый интерес к выбору будущей профессии
проявляет интерес к желанию получать новые знания о профессиях и понимает, какую пользу приносит профессия для людей.
развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
Интеллектуальные качества
любознательность и активность в процессе ознакомления с разными видами профессий.
способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа о профессии.
обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы
Физические качества
проявляют ловкость, силу, выносливость, гибкость
развита координация движений
развиты мышцы рук, ног
развита мелкая моторика рук
способен проявить волевые усилия при изготовлении аппликации (довести работу до конца).
Содержание проекта
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май)
Состав участников: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Форма проведения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 1учебный год (сентябрь 2020г –май 2021 г.)
Описание продукта, полученного в результате проекта
- Альбом «Профессии»
Фотоотчет «Когда я вырасту я стану…»
Итоговое мероприятие: «Квест – игра - Профессии»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
для педагога:
Приборы-помощники: ИКТ, проектор, экран, доска, магниты на доску.
для детей:
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, офисная бумага, картон, цветная бумага, цветной картон.
Клеенчатые передники, клей ПВА, кисточки, клеенки на стол, салфетки, тряпочки.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
1 учебный год (сентябрь 2020г – май 2021г)
№№ п/п
Этап
Содержание деятельности
Сроки
1
Поисковый
Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.
02.09-15.09
2
Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта
15.09-23.09
3
Практический
Образовательная деятельность
Познавательное развитие «Школа. Учитель»
Познавательное развитие «Путешествие в типографию»
Познавательное развитие «Библиотека»
04.10
14.10
10.10
Физическое развитие
Физминутки
«Пилоты»
«Защитники Отечества»
«Профессии»
«Водитель»
«Парикмахер»
«Кузнец»
«Мир профессий»
«Шофер»
«Сапожник»
«Маляр»
С 18 по 30. 11
Наблюдение (экскурсии, прогулки)
Наблюдение за территорией ОУ.
С 02. по 11.12
Рассказывание
Беседа «Профессии окружающие меня в детском саду»
«Воспитатель»
«Помощник воспитателя»
«Медицинская сестра»
«Прачка»
«Повар»
«Музыкальный руководитель»
«Дворник»
14.12
16.12
18.12
22.12
24.12
30.12
13.01
Чтение художественной литературы
В.Маяковский «Кем быть? »
М. Познанская «Пойдем на работу»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
С. Маршак «Откуда стол пришел»
«Мы военные»
С. Михалков «А что у вас? »
«Дядя Степа»
«Дядя Степа — милиционер».
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»
М.Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
18.01
22.01
26.01
29.01
2.02
10.02
12.02
16.02
19.02
25.02
27.02
02.03
Сюжетно-ролевые игры
«Магазин»
«Строители»
«Плотник»
«Почта»
«Ателье»
«Банк»
«Аптека»
«Парикмахерская»
05.03
09.03
12.03
17.03
22.03
24. 03.
26.03
31.03
КВН «В мире профессий»
10.03
Игры (настольно-печатные, дидактические)
Дидактическая игра
«Кому, что нужно для работы»
«Кто на фото? найди и расскажи» (по фотографии)
22.03
25.03
Экскурсия
«Начальная школа»
«Пожарная часть»
«Спортивная площадка»
«Сельская библиотека»
«Музыкальная школа»
15.03
17.03
24.03
30.03.
05. 04.
Художественно-творческая деятельность:
Рисование
«Учительница» «Стоматолог»
«Пожарный»
«Пчеловод»
«Строитель»
«Моряк»
«Повар»
«Полицейский»
Аппликация
«Пожарная машина».
«Скорая помощь»
«Полицейская»
«Такси»
Оригами
«Солдат»
«Врач»
«Костюм»
Графический диктант
«Солдат»
«Танк»
«Жди меня моя профессия, когда я выросту я стану…» ( фотоотчет)
«Детский врач»
«Плотник»
«Полицейский»
«Продавец»
«Музыкант – пианист»
«Шахматисты»
«Учитель труда»
«Балерина»
Чемпион единоборных искусств»
Лепка
«Инструменты»
Для врача
Для плотника
Для водителя
Для парикмахера
Для повара
08.04
12.04.
15.04
19.04
21.04
21.04
23.04
27.04
28.04
29.04
06.05
12.05
20.03
22.05
17.04
21.04
17.05
19.05
С января по апрель
03.11
25.11
08.12
11.12
4
Презентационный
Открытое мероприятие «Квест – игра «Профессии»
24.05
5
Контрольный
Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.
27.05
6
Взаимодействие с родителями
Консультация «Все профессии хороши»
Памятка «Формула выбора профессии»
Буклет «Главный выбор в твоей жизни»
Рекомендации родителям по выбору профессий
октябрь
декабрь
январь
март
7
Взаимодействие с педагогами
Альбом «Профессии»
Консультация «Новые подходы к организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
Консультация «Ранняя профориентация дошкольников в ОУ»
Памятка «Формула выбора профессии»
Рекомендации родителям по выбору профессий
ноябрь
декабрь
январь
февраль
апрель
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения профессий, которые окружают детей.У дошкольников появился интерес к данной теме, сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности играют в сюжетно – ролевые игры, воплощая в жизнь профессии, которые им нравятся.
Список литературы
Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир».- Волгоград: Учитель, 2007.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова и др., под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гуревич: Изд.з-е, перераб.- Спб: Детство-Пресс, 2004.- 244с.
Дыбина О.В. «Что было до…Игры- путешествия в прошлое предметов».-ТЦ «Сфера», 2004г.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М., 2000.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду».- Ярославль, 2002.
Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях».-М.: ТЦ Сфера,2003.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 №273.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155. Литература:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М, 2003.
Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Наша родина: пособие для воспитателя дет сада. – М, 1984.
Детям о профессиях: профессия врач. http://pochemu4ka.ru
Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М, 1983.
Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим: Знакомство спрофессиями продавец, шофер, повар, врач // http://nsportal.ru
Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011
Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. Сада / Сост. З. Я. Рез Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М, 1990
Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2