развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста.
Разработала: Полякова А.А. – воспитатель
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу
принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и
родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым
условиям жизни. Адаптация — это не только процесс привыкания ребенка к
дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Проблема:
Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте —умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В. А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой?
Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения;
• работа с родителями, направленная на качественные изменения в
привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной
позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Подбор материала для продуктивной деятельности;
Подбор аудио - и видеоматериала;
Подбор художественной литературы по теме;
Подбор загадок, наглядного материала по теме;
Подбор сюжетно-ролевых, дидактических игр;
Разработка мероприятий;
Оформление наглядной информации для родителей;
Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Форма:
Элементы телесной терапии (обнять, погладить);
Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
Подвижные, дидактические игры, игровые ситуации;
Чтение, рассказывание, беседы;
Игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода - формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
Культура общения, тактичность и взаимопонимание;
Оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей;
Вовлечение родителей в педагогический процесс;
Организация фотовыставки;
Проведение развлечения;
Участие в совместном семейном творческом конкурсе
Мероприятия
Социальные партнеры
Беседа: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты», чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей» - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение обращаться друг к другу по имени. «Наша группа», дидактическое упражнение «Вверх- вниз»: познакомить детей с расположением групповой комнаты, предметами и вещами, которые в ней находятся. «Детский сад для ребят»-продолжать знакомить детей с именами воспитателя, младшего воспитателя, детей, ориентироваться в помещении группы.
Пальчиковые игры: «Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки - где были?», «Я пеку, пеку, пеку...», «Буду маме помогать», «Мы капусту рубим, рубим..», «Пальчики здороваются», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», -учить выполнять движения согласно тексту, активизировать и обогащать словарь, развивать мелкую моторику.
Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились- подружились», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться»-формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, последовательность в их выполнении.
Дать представление о предметах одежды, ее функциональном назначении. «Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Зайка с нами обедает», «Разноцветные салфетки»-продолжать знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения за столом во время приема пищи, продолжать закреплять умение есть с ложки. «Кукла Катя заболела», «Чаепитие с куклами-малышками»-разнообразить ролевое участие детей в игре, желание заботиться о кукле. «Солнышко встает на нашем дворе» : вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатлениями; пробуждать интерес к игре и двигательной активности; вызывать желание подражать интонации голоса взрослого, способствовать активизации речи.
Чтение художественной литературы: Потешки- «Ладушки-ладушки», «Водичка-водичка», «Тук, тук, кулачок», «Вот и люди спят»- учить слушать потешки, проговаривать их при повторном чтении, активизировать и обогащать речь детей. Инсценированные потешки «Петушок, петушок.»: учить изображать действия персонажа потешки (по показу взрослого); активизировать речь. Сказки- «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»-.учить слушать сказку используя наглядное изображение, фигурки кукольного театра. Стихотворения из серии А. Барто «Игрушки», потешки «Кисонька- мурысонька», «Сорока-белобока», «Несет меня лиса», «Курочка-рябушечка»- вызвать радость от прослушивания литературных произведений, желание участвовать в их рассказывании.
Музыкальные произведения: «Колыбельная», «Баю-бай», «Спи, мой мишка», «серенькая кошечка», «Ты собачка не лай»: способствовать снятию эмоционального напряжения, мотивировать детей на спокойное засыпание
Подвижные игры: «По узенькой дорожке», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Подойдите ко мне» «Догони меня», «Веселый колокольчик», «Айда», -учить слышать слова воспитателя, выполнять движения ориентироваться в пространстве, формировать умение ходить в заданном направлении согласно тексту, бегать «стайкой», друг за другом, в разных направлениях.
Сенсорные игры: «Собери пирамидку», «Разрезные картинки», «Длинный-короткий мостик для бычка», «Давай построим башню», «Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Уложим в кровать больную куклу», «Разноцветные чашечки», «Где, чей домик»-способствовать развитию восприятия у детей.
Игра-инсценировка: «Игра с мишкой» - обогащать эмоции детей; побуждать двигательную активность детей, активизировать речь. : развивать соотносящие, хватательные движения рук; активизировать речь.
Адаптационные игры: «Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».
Хороводные игры: «Пузырь», «Каравай», «Карусели».
Рассматривание игрушек в группе - продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.
Рассматривание картин: «Дети моют руки», «Дети играют в кубики», «Мама моет дочку»-учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.
Дидактические упражнения: «Новая кукла», «Поздоровайся, попрощайся с игрушкой». «Кукла Катя обедает», «Покажем кукле Кати, как мы умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье», «Кукла Катя проснулась» -знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.
Досуговая деятельность: Развлечение «Осень, осень, в гости просим»: создать праздничное настроение, формировать первоначальных представлений о времени года «Осень» посредством стихов, песен, танцев, игр.
Работа с родителями: Консультации:
«Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
«Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад»
Наглядная информация: «Режим дня», «Учите и читайте вместе с нами»: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе с детьми.
Организация фотовыставки «Первый раз в детский сад» Первые дни пребывания в детском саду»: знакомить родителей с первыми успехами детей в период адаптации.
Детско-родительский конкурс: «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала): привлечь родителей к совместной творческой деятельности дома, способствовать активизации творчества родителей и детей.
Ожидаемые результаты.
-Благоприятный адаптационный период детей.
-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогом.
-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
Список используемой литературы:
Рабочая программа по организации деятельности детей раннего возраста на период 2022-2023 учебного года. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы под общей редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально -коммуникативное развитие дошкольников» Вторая группа раннего возраста. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2004.
А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению». - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. - 72с.
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». - М. : Мозаика-синтез, 2011. - 56с.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - Москва: Просвещение. 2001.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}