В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Учимся играя"»
Детски сад «Золотая рыбка»
«__» ______________ 2021года
Заведующая Сулемина Т.И..______________
Рабочая учебная программа по дополнительному образованиюкружка
«Шкатулка полезных идей»
Руководитель: воспитатель- Лихова Екатерина Игоревна
Содержание программы
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Педагогические принципы
1.4. Новизна
1.5. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
2.2. Учебно – тематический план к рабочей программе «Шкатулка полезных идей».
2.3. Календарно - тематическое планирование программы «Шкатулка полезных идей».
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.2. Режим организации занятий
3.3. Список используемой литературы
1. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. В связи с этим была разработана рабочая программа с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей пятого года жизни. Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами: - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13. - Концепцией дошкольного воспитания; - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
1.2. Цель и задачи программы Цель кружка: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Задачи: - развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества детей; -развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; -освоить навыки работы с ножницами и клеем; -научиться приёмам преобразования бумаги; -развивать мелкую моторику рук.
1.3. Педагогические принципы
В основу данной программы легли принципы:
1.Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к художественно – продуктивной деятельности.
2.Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.
3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.
4. Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения детей к выполнению работы.
5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала.
6. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
7. Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения конструктивной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
8. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов художественно – продуктивной деятельности.
1.4. Новизна. В данной Программе собран воедино методический материал, позволяющий организовать занятия с детьми по художественно- продуктивной деятельности на основе конструирования из бросового материала, имеющего разнообразную структуру. Содержание Программы направлено на овладение старшими дошкольниками различными приёмами ручной работы, изготовление игрушек и полезных предметов для детского сада и дома.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; развитие гендерной принадлежности; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– выставки детских работ в детском саду; – составление альбома лучших работ; – участие в районных, окружных, всероссийских конкурсах художественно – эстетической направленности; – презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам); – творческий отчет воспитателя на педсовете.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Обучение на занятиях независимо от формы его организации, отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно:
подготовительная;
основная;
заключительная часть.
Подготовительная часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Основная часть - это самостоятельная практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении работы.
Заключительнаячастьпосвящена подведению итогов и оценке результатов деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности выполнения работы.
Содержание деятельности кружка интегрируется со всеми областями образовательной деятельности:
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
2.2. Учебно – тематический план к рабочей программе «Шкатулка полезных идей».
№ Темы НОД Кол-во 1. Вводное занятие 1
2. Практические 14 3. Итоговая 1
Всего – 16 занятий
2.3. Календарно - тематическое планирование программы «Шкатулка полезных идей».
Месяц
Тема занятия,
источник
Программное содержание
Февраль
1.Вводное занятие
Познакомить детей с особенностями работы кружка «Шкатулка полезных идей». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с бумагой разной фактуры и инструментами. Закреплять навыки безопасности труда и личной гигиены. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности посредством аппликации из бумаги.
2.«Весёлый клоун» Малышева А.Н. срт. 27
Закрепить умение раскладывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету.
Март
3. «Пирамидка»
Малышева А.Н. стр.21
Учить составлять пирамидку сопоставляя формы и размер кругов, закрепить знание основных цветов.
4. «Разноцветная матрёшка»
Малышева А.Н.
Стр. 28-34
Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки).
Апрель
5. «Шарфик для Мишутки»
Малышева А. Н
Стр.16
Учить располагать подготовленные фигуры, чередуя их по величине и форме. Продолжать отрабатывать умения правильно держать ножницы.
6.«Открытка другу»
«Аппликацией в детском саду»
Стр.70
Учить аккуратно, наклеивать элементы, не размазывая клей на основу.
Май
7. «Мозаика» "Аппликация в детском саду»
стр.
Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры.
. 8«На птичьем дворе» Малышева А. Н. стр.46
Закрепить умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур и отработку навыка работы с ножницами.
Июнь
9. «Открытка 3D»
Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из др. геометрических фигур, создавать сюжетную композицию к празднику.
10.«Ёлочки растут в лесу»
Богатеева З.А–
стр. 97
Учить вырезать треугольники и составлять из них ёлочку: варьируя величину.
Июль
«Красный цветок для мамы» Богатеева З.А. стр.100.
Учить вырезать круги и овалы. Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями. Учить радоваться результату.
«По замыслу»
Закрепить приёмы складывания бумаги гармошкой, срезание и закругление углов в сюжетной композиции.
Август
«Одуванчики расцвели» БогатееваЗ. А. стр.99
Учить вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте. Воспитывать любовь к природею.
«Скворечник»
Богатеева З.А. стр.97
Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определённой последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Сентярбрь
«Праздничные шары» Богатеева З.А. стр.100
Учить вырезать и различать круг, овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника.
«Мозаика» "Аппликация в детском саду»
стр. 59
Составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Наглядные материалы: • Иллюстрации к темам. 2. Картинки, книжки - раскраски. 3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги • Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки. • Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества. • Простые и цветные карандаши 4. Методическое обеспечение. • Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил. • Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил. • Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г. • Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
3.2. Режим организации занятий
Программа кружка «Шкатулка полезных идей» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в две недели во второй половине дня с октября по май. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин.
3.3. Список используемой литературы
1. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил. 2. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил. 3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
4. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.