Проект действует в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015годы» (далее – Программа) которая является продолжением государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Проект включает комплекс организационных, исследовательских и информационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания юных граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании современных технологий, создании системы применения форм, методов и средств развития творческой деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе для самореализации личности.
Актуальность проекта
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В наше время многие подростки не понимают и не знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является востребованным и очень важным этапом в формировании у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время. Именно на это и направлен данный проект, который будет содействовать гражданскому становлению подростков.
Новизна проектной идеи состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой, краеведческой, поисковой, творческой и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Педагогическая идея проекта
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для нравственного развития и патриотического воспитания школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Работа над проектом способствует развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления, повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и использования социальных сервисов сети Интернет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наш проект рассчитан на пять лет. В результате деятельности мы планируем актуализировать в молодежной среде чувство патриотизма, национального самосознания и гражданственности, ответственности за свое Отечество.
Введение
Проект действует в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 –2015годы» (далее – Программа) которая является продолжением государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». Сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Проект включает комплекс организационных, исследовательских и информационных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания юных граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в использовании современных технологий, создании системы применения форм, методов и средств развития творческой деятельности учащегося в учебно-воспитательном процессе для самореализации личности.
Актуальность проекта
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания подростков и молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В наше время многие подростки не понимают и не знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является востребованным и очень важным этапом в формировании у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины в мирное и военное время. Именно на это и направлен данный проект, который будет содействовать гражданскому становлению подростков.
Новизна проектной идеи состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения и объединении различных видов деятельности (познавательной, трудовой, краеведческой, поисковой, творческой и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Педагогическая идея проекта
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании необходимых условий для нравственного развития и патриотического воспитания школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Работа над проектом способствует развитию у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления, повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями и использования социальных сервисов сети Интернет.
Основное содержание проекта:
Принципы реализации проекта:
1. Целенаправленность – соответствие содержания проекта целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков.
2. Комплексность – оптимальное сочетание всех содержательных компонентов гражданско-патриотического воспитания при планировании, организации и реализации проекта.
3. Оптимальность – эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
4. Дифференцированность - учет в содержательном компоненте проекта индивидуально-психологических, возрастных особенностей подростков и специфики воспитательной деятельности в подростковом коллективе.
5. Преемственность – изучение героического прошлого России, её духовно-нравственных ценностей и традиций.
Проект реализуется путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Духовно-нравственное направление включает в себя:
• формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
• формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
• воспитание лидеров из числа подростков и молодёжи.
Культурно-историческое направление включает в себя:
• воспитание у учащихся любви к Отчизне, своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
• формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Гражданско-правовое направление включает в себя:
• изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России, формирование культуры правовых отношений;
• формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.
Военно–патриотическое направление включает в себя:
• изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;
• сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
• изучение и развитие военно-прикладных видов деятельности;
• формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Механизм реализации проекта:
I этап: подготовительный.
Цель: подготовка условий для реализации проекта.
Этап включает в себя:
- изучение нормативно-правовой базы проекта;
- разработку проекта;
- анализ и подготовку материально-технической и методической базы для реализации проекта;
- формирование целевой аудитории.
II этап: основной.
Цель: реализация проекта.
Включает в себя ряд культурно-исторических мероприятий с подростками согласно перспективному плану.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках социальной сети «Вконтакте», так как основная масса молодежи, а именно на неё рассчитан проект «Фотоальбом», использует именно эту социальную сеть для обмена информацией.
Наш проект очень прост и доступен, что дает возможность привлечь широкую интернет-аудиторию.
Интенсивность комплексного продвижения и популяризации ресурса планируется осуществлять офф-лайновыми механизмами.
Каждый участник нашего проекта имеет возможность проявлять инициативу, принимать участие в голосованиях, обсуждениях, модерации.
Участникам проекта предлагается участвовать самостоятельно или совместно в мероприятиях согласно плану работы и создать свои страницы в общем фотоальбоме.
Интернет-проект «Фотоальбом» требует минимум средств т.к. персональный компьютер, фотоаппарат и интернет есть практически в каждом доме, денежные средства необходимы для организации мероприятий.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Будет формироваться убежденность подростков в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Будет повышаться уровень правовой культуры участников проекта, гражданского самосознания и социальной активности.
3. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому, сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к выполнению воинского долга.
4. Будет улучшаться качество мероприятий и внедрены новые формы и методы организации и проведения гражданско-патриотической работы с подростками.
Итоги проекта
Проект дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, ответственности за её судьбу. Способствует повышению социальной активности семьи, вовлечению родителей и детей в совместную проектную деятельность; воспитывает в подрастающем поколении истинные семейные ценности, чувство гражданственности, патриотизма.
Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе.
Проект является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников.
Список использованной литературы:
Вяземский Е.Е.. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшая задача и приоритетное направление развития российской системы образования.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011– 2015 годы».
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России. Дисс. докт. пед. наук. М., 2001.
Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. Дисс. . канд. пед. наук. СПб, 2005.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009 г.
Мельчакова Ирина Вячеславовна. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами культурно-досуговой работы : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / автор- составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович - М.: Глобус, 2007 г.
Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006 г.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. сост. И.А. Пашкевич. – М.: Учитель, 2008.