Просмотр содержимого документа
«Проект: «наши имена»»
ПРОЕКТ: «НАШИ ИМЕНА»
для подготовительной группы «Пчелка»
Разработчик проекта: Воспитатель подготовительной группы «Пчелка» Узаирова Р.Г.
Вид проекта : Поисково-исследовательский, творческий.
Тип проекта:среднесрочный, индивидуально-групповой, творческий длительность работы над проектом две неделис 25.10.2021 по 8.11.2021г.
Участники проекта: дети6-7 лет, родители, воспитатель
Основная задача: Подведению детей к желанию задать вопросы и получить на них ответы; «Откуда берутся имена?», «Меняется ли имя человека со временем», «Какие одинаковые имена бывают у мальчиков и девочек?» и др.
Цель проекта: Формирование позитивного отношения к себе, обобщение представлений детей о важности имени в жизни человека.
Воспитание уважительного отношения детей друг к другу и создание психологического климата в группе.
Этапы работы над проектом:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Беседа об именах.
«Зачем человеку имя?»,
«Какие самые распространенные имена?»,
«Какие редкие имена вы знаете?»,
«Знаете ли вы, почему вас так назвали?»,
«Как зовут ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек?», «Меняются ли имена со временем?»,
«Слышали ли вы такие имена: Глафира, Лукерья, Аксинья, Аврора, Фекла, Агап, Елизар, Иларион?»,
«Что вы знаете об именинах?»,
«Знаете ли вы день своих именин?»,
«Почему у снегурочки такое имя?»,
«Вспомните имена сказочных героев (Иван, Миша, Елисей, Федора и дро.) Назовите эти сказки».
Чтение художественных произведений об именах и с использованием разных имен.
Слушание музыкальных произведений с различными именами.
Словесные игры: «Необычное имя», «Ласковое имя».
Коллективные игры с именами
Творческие задания: «Сочини сказку просвое имя»,
«Нарисуй свой портрет».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Исследование:«Самые популярные и редкие имена».Какие имена в нашей группе популярные и какие самые редкие имена». Совместно с педагогом проводится рейтинг имен мальчиков и девочек в группе
Задание детям «Узнайте историю своего имени. Почему тебя так назвали?»
Заполнение генеологического древа семьи (Приложение книги «Моя семья» А.Н.Печерской или сделать его самостоятельно.
Продуктивная деятельность совместно с родителями изготовление лепбука «Я--…..» (имя ребенка) Основные страницы лепбука: мини-книжка «История моего имени»; Фотогалерея«Я расту»; рисунок «Автопортрет»; подвижные детали «Я люблю», «Конверт для пожеланий».И Генеологическое древо
Рассказ воспитателя о том, как увековечиваются имена известных и великих людей в названиях улиц, городов и др.
Творческое задание. Предложить варианты оформления именных шкафчиков в раздевальной комнате (Фотографии,личные рисунки и др.)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Презентация результатов исследования об именах в группе и в детском саду.
Презентация проекта: семейные презентации именных лэпбуков, выставка лэпбуков группы.
Игры с именами
Смешные задания
«Слушай имя и играй и задания выполняй» - с этими словами педагог дает задания детям.
Индивидуальные задания: Анни попрыгали на одной ножке. Андрюша затопал ногами, Маргарита захлопала в ладоши, Саша присела, и др. Парные задания: Вероника и Егор взялись за руки и станцевали, Даша и Амелия взялись за руки и попрыгали, Алена и Игорь сыграли в ладошки.
«Я здесь!» Дети становятся в круг. Педагог начинает игру и называет два имени (девочки и мальчика).
Дети, чьи имена назвали, кричат: «Я здесь!»--- и меняются местами. Педагог старается занять свободное место. Тот кто не успел занять свободное место, становится ведущим, если из двух названных имен есть только один с таким именем, он кричит «Я здесь» и остается на месте.
Имя—мяч. Дети становятся в круг. Педагог начинает игру со словами: «Мяч скорее ты лови, как зовут тебя скажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Ребенок ловит мяч и называет свое имя. Затем он бросает мяч другому ребенку, при это снова произносятся слова. «Мяч скорее ты лови, как зовут тебя, скажи» и т.д.
Ласковые имена Дети садятся в круг Каждый ребенок по очереди называет свое имя, остальные называют ласковые производные его имени. Игра имеет важное значение для создания психологического комфорта в группе.
Технология изготовления лэпбука. Лепбук (lap-колени, book-книга), дословно лэпбук—это книга на коленях. Встречаются и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
1
Конспект НОД по теме «Что означают наши имена».
Цель: 1. Познакомить детей с положение: каждый человек имеет право на имя.
2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя и отчество. Знать происхождение имени.
3. Воспитывать уважение друг к другу, к родным и близким, окружающим людям.
Материал: Свидетельство о рождении. «Цветок имени»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Вас связывает очень много общего. Однако, каждый из вас отличается друг от друга.
Чем вы отличаетесь? (ответы детей: полом, одеждой, цветом глаз, волос, ростом, характером, именем и т. д.)
- Да, у каждого человека есть имя. И его не может не быть, т. к. в Конвенции «О правах ребёнка» в статье №6 так и говориться, что каждый ребёнок имеет право на имя.
А какой документ, который есть у вас, подтверждает ваше имя? (Свидетельство о рождении)
- Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина.
Игра «Я знаю пять имён» (по очереди, перебрасывая мяч друг другу дети называют пять имён девочек и пять имён мальчиков)
- По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек. Давайте вспомним, когда вы были маленькими, как ласково вас называли.
Дети, сидя в кругу, передают мяч друг другу и называют своё маленькое имя.
- Когда ты подрастёшь и пойдёшь в школу, твоё имя подрастёт вместе с тобой и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.
Дети снова перекатывают мяч друг другу, называя полное имя.
- Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени-отчеству.
Как твоё имя-отчество?
Что такое Отчество?
- Ребята, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси величали (называли) малышей. Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.
Добрыня – делающий добро,
Любомир – любящий мир, людей,
Людмила – милая людям.
Это всё коренные русские имена, но есть и другие имена. Которые пришли к нам из разных стран.
Елена – древнегреческое имя – свет,
Галина – др. греч., - покой, тишина.
А вы знаете откуда пришло ваше имя и что оно обозначает?
- Всегда приятно когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем.
Скажите нам, как вас называют дома?
(Стоя у доски с «цветками»)
Давайте сыграем в игру «Составь имя». (Подойдите к столу с карточками) .
По первым буквам слова, которое написано на карточке вам нужно будет составить какое-нибудь имя. (Ира – индеец, роза, автобус) .
По закону каждый человек имеет право на имя.
-Как называется первый документ в котором записано ваше имя, отчество?
-Напомните что такое отчество?
-А теперь ещё раз назовите своё полное имя, имя и отчество. Молодцы, на этом занятие окончено.
Конспект НОД по теме: «Каждый человек имеет право на имя».
Цель: сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить умению называть полным именем своих родителей, родственников, друзей, познакомить с понятием «отчество».
Задачи:
познакомить детей с правом на имя и с историей возникновения фамилий;
научить применять это право в жизни;
воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям;
развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Ход занятия:
Воспитатель: Каждый человек отличается своей внешностью, характером и именем. По имени и внешности определяется его пол. Обращаясь к человеку, мы обязательно называем его имя, а если это взрослый – имя и отчество, тем самым проявляя к нему уважение.
Ребята, отгадайте загадку: «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь? » (Имя.)
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
В древности родители мечтали видеть своих детей сильными и крепкими, добрыми и милыми. Так произошли некоторые имена: Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир и людей, Людмила – милая людям. Многие имена пришли к нам из других стран, например, от древних греков: Елена – в народе Алена – означает «свет», «светлая», Радимир — мужское имя на русском, украинском языках, в переводе с хорватского и других языков.
Имя написано в одно слово, 7 букв, ударение на Радими́р
Происхождение имени:
Славянское
Дословное значение имени:
Мирный / Заботящийся о мире
И́горь — мужское русское личное имя скандинавского происхождения.По одной из версий, имя Игорь (как и имя Ингвар (Инъгварь), которое летописи отличают от первого, см. Ингвар) произошло от скандинавского имени Ingvarr[4].
Анна — женское имя древнееврейского происхождения. Значение имени — «расположение, благосклонность, благоволение».
Происхождение имени Маргарита
Имя греческое и переводится как «жемчужина», «жемчуг». ... Сокращенные формы имени: Маргаритка, Марго, Маргоша, Мара, Мака, Рита, Туся, Мэг, Мегги, Мэгги, Грета, Гита, Меган.
Вероника - (от греческого) несущая победу; (от латинского) истинное, подлинное изображение. Вероника - несущая победу (древнегреческое), происходит от греческого имени Беренике: "феро" - приносить, "нике" - победа. ... По латыни это имя означает - истинный, подлинный образ.
Происхождение имени Стефания
В переводе имя означает «венец», «диадема». В разные европейских странах оно звучит как Стефани, Штефани, Штеффи, Эштефания, Эстефания, Штефания, Штепана, Стефана, Стевана, Стевания, Степания, Шчепания, Степания. Родственным именем является Степанида (Стефанида).
Значение имени ДарьяС греческого языка имя Дарья переводится как "сильная, побеждающая, владеющая богатствами и огнем". С древнеперсидского — "победительница".
София (Софья) - имя греческое, означающее «мудрость». Именины - 1 апреля; 30 сентября; 1 октября. Производные имен София (Софья) - Софьюшка, Софа, Соня, Сонюшка
Алиса - женское имя, что с древнегерманского значит «благородная», «великодушная». Есть еще отсыл к греческому языку, в этом случае Алиса переводится как ...
Значение имени Максим ... Имя «Максим» имеет латинское происхождение. «Максимус», что означает величайший, было родовым именем богатых римлян. В России имя прижилось поначалу среди простых сословий.
Галина – «спокойствие», «тишина», «гладь моря», «тихая погода». Александр - мужественный, сильный, смелый. Алексей -защитник, поможет защитит слабого, хороший друг. Матвей -дар божий. Андрей-мужественный. Антон - вступающий в бой. Кирилл - правитель. Виталий - жизнь. Гриша - бодрствующий. Вика, Виктория - победа. Ирина - мирная, добрая, ласковая. Лера, Валерия - песня, ликование. Даша, Дарья - победительница, дар природы.
Нет плохих имен, каждое имя означает что-то хорошее.
Рассматривание свидетельства о рождении:
Свидетельство о рождении – самый первый документ в жизни человека, где указывается имя, фамилия, отчество, место рождения, дата рождения, а также имена родителей.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»:
Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.
Игра в кругу «Камешек»:
Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).
Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальцы называть.
Это Ваня – самый сильный, самый толстый и большой.
Стёпа нужен для того, чтоб показывать его.
А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине.
А Матвей, он безымянный, он избалованный самый.
А Никита хоть и мал, очень ловок и удал.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
Педагог называет имена детей группы, дети продолжают.
Игра «Узнай меня»:
Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
Игра-викторина «Имена»:
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
Бывает, что у людей одинаковые имена, таких людей называю «тезки». Есть ли у нас в группе тезки? (Воспитатель предлагает детям найти тезку среди воспитанников). Как отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).
Образовательная ситуация на тему: «Что означают наши имена?»
Программное содержание:
Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения.
Развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать.
Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении нового слова из выделенных звуков.
Познакомить детей с аналогами русских имён в немецком, французском и английском языках.
Создать представление о том, кто такие тёзки, и кто из великих и известных людей являются тёзками детей данной группы. Вызвать чувство гордости за своё имя.
Воспитывать в детях нравственные качества.
Оборудование: Кукла; карточка, на которой изображены в ряд ножницы, арбуз, трактор, апельсин, шар, автобус; картинки с изображением сказочных персонажей (Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка); компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск DVD-R, на котором находятся файлы, содержащие изображения памятника воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, Эйфелевой башни в Париже и Статуи Свободы в Нью-Йорке; стойка, к которой привязаны гелевые воздушные шары по количеству детей с прикреплёнными к ним карточками с именами детей и их вариантами.
Ход занятия:
Ребята, я знаю, что вас связывает много общего: вы ходите в один детский сад, в одну группу, играете в одни и те же игрушки. И в то же время каждый из вас отличается от других детей. Чем же вы отличаетесь друг от друга? (Волосы, глаза, рост, одежда и т.д.)
-- Правильно, люди отличаются друг от друга внешностью. И давайте сейчас попробуем узнать кого-нибудь из вас по описанию его внешности. Я начинаю. Это девочка. Она среднего роста. У неё светлые короткие волосы. На ней красное платье, белые носочки и белые туфли. (Дети угадывают.)
-- Молодцы! А ещё чем отличаются люди?
Если дети затрудняются ответить, вызываю к себе одного из них и прошу его встать спиной к детям.
-- Сейчас кто-то из детей позовёт тебя, а ты угадай, кто тебя позвал. Закрывай глаза и слушай. (Ребёнок пробует угадать, кто его позвал.)
--Молодец. Как же ты догадался, кто тебя позвал? (По голосу.) Вот видите, люди отличаются друг от друга ещё и по голосу. А чем ещё отличаются люди друг от друга, вы узнаете, отгадав мою загадку:
И у вас есть,
И у меня есть,
И у мамы есть,
И у папы есть.
У всех есть.
А чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
(Имя.)
Если дети затрудняются с отгадкой, уточняю:
-- Его дают родители своим детям при рождении. (Дети отгадывают.)
-- А я сегодня пришла к вам не одна. Со мной моя любимая кукла. Я хочу, чтобы вы отгадали, как её зовут. Её имя зашифровано вот на этой карточке. Вам нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, и по ним вы составите имя этой куклы. (Дети выполняют задание.)
-- Да, и у каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами поговорим об именах. Имена у людей были не всегда. Прошло очень много времени, прежде чем древние люди придумали способ выделить отдельного человека. Они стали обращаться друг к другу по имени.
-- Дети, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси нарекали малышей? Наши предки к выбору имён своих детей подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своё дитя рослым, сильным, крепким, милым и т.д. Отсюда и такие имена как Любомир – любящий мир, Людмила – милая людям и др. А ещё много лет назад человеку давали такое имя, которое подчёркивало его отличие от других людей. Например, доброму человеку давали имя Добрыня, долгожданного ребёнка называли Ждан. Эти имена нам кажутся необычными, порой смешными. Сейчас уже детей так не называют, но эти имена мы с вами встречаем в сказках. ( Выставляю на стенд картинки, на которых изображены сказочные персонажи: Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка и др.)
-- Все вы хорошо знаете этих сказочных героев. А теперь попробуйте объяснить, почему их назвали именно так. ( Высказывания детей.)
Позднее детям стали подбирать имена по специальным спискам – святцам. Имя давалось ребёнку в храме во время обряда крещения, и называли его так, как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником, Ангелом-хранителем.
-- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?
Анна – это значит «милостивая», Наталия – «родная», Мария – «милая», Евгений – значит «благородный», Алексей – «защитник», имя Ирина произошло от греческого слова «мир». (Желательно перечислить имена всех детей, присутствующих на занятии.)
-- Дети, а знаете ли вы, кого называют тёзками? (Предположения детей.) Правильно, тёзки – это люди, носящие одинаковые имена. А кого вы знаете из известных людей – ваших тёзок? (Поговорить с детьми о людях, прославивших их имена.)
-- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Мы побываем с вами в разных странах и узнаем, как звучат ваши имена на других языках. А отправимся путешествовать мы с вами вот на этих воздушных шарах.
Все уселись? Всем удобно? Полетели!
Вот мы с вами пролетаем над Германией. (На экране появляется изображение памятника воину-освободителю в Трептов-парке.) Тебя, Женя, в Германии будут называть Ойгэн , Ирину будут звать Ирэнэ, Машу – Мария, Анечку – Анна, Алёша будет Аликсом, Ваня – Иоганном, Катя – Кэт, а Наташа так и останется Наташей.
Летим дальше. Мы над Францией. (На экране изображение Эйфелевой башни.) Женя здесь будет Жени, Ирина – Ирен или Рени, Маша – Мари, Аня будет Анн, Алёша – Алекс, Ванечку будут называть Жаном, Катюшу – Катрин, а Наташу – Натали.
А вот и Америка! (На экране появляется изображение статуи Свободы.) В Америке Женя будет Юджин, Ирина – Айрын, Аня будет Энн, Маша – Мэри, Алёша – Эликс, Ваня будет Джоном, Катя – Кэтти, а Наташу здесь будут называть Нэтэли.
А сейчас мы возвращаемся домой. И в память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот эти воздушные шары, на которых мы с вами путешествовали. К этим шарам прикреплены карточки с вашими именами, и на каждой такой карточке написано ещё, как вас можно называть ласково. Может быть, кто-то из вас сможет самостоятельно прочитать, что написано на карточке, а кто не сможет – попросит дома маму или папу. И, пожалуйста, называйте друг друга всегда ласково по имени и почаще улыбайтесь друг другу.