Конспект комплексного занятия в средней группе по теме: «Наши имена»
Цель: уточнить представление детей о многообразии имён;сформировать положительное отношение к своему имени, знать, что оно обозначает; углубить понятие «тёзка»; довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; развивать умение представлять себя коллективу сверстников;создавать условия для самостоятельного выбора детьми способа украшения своего имени (рисование, аппликация или лепка); воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим;создавать условия для совместных проектов с родителями, что способствует улучшению качества реализации образовательного процесса ДОУ.
Предварительная работа:
- с родителями: изготовление именных цветов; беседа родителей с детьми на тему: «Почему мы тебя так назвали? Что означает твое имя?»
- с детьми: коллективные просмотры м/ф «Котёнок по имени Гав», «Лунтик»; игра «Я знаю пять имён», игра «Как растёт моё имя».
Оборудование:мяч; цветы розовые и голубые с изображением буквы, на которую начинается имя ребенка; кубики 3 цветов; именные цветы; кисточки и краски, цветные карандаши; цветная бумага, ножницы, клей; пластилин; листочки с именами по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня красивый мячик. Он приглашает вас поиграть. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Я знаю пять имён».
Игра «Я знаю пять имён»
Задание: дети стоят в кругу. По очереди, перебрасывая мяч друг другу назвать пять имён девочек, считаем хором; затем пять имён мальчиков.
Воспитатель:Ребята, наш мячик перенес нас на цветочную поляну. Посмотрите, сколько много здесь цветов. А какого они цвета? (Розовые, голубые).
Воспитатель: Голубого цвета – это цветы мальчиков, а розового – цветы девочек. Ребята, а что необычное вы заметили в этих цветах? (Цветы с буквами).
Воспитатель: Правильно, на каждом цветочке есть буква. Мы попали на цветочную поляну имен. Давайте попробуем найти букву своего имени. Будьте внимательными и правильно выбирайте цвет вашего цветочка.
Игра «Выбери букву своего имени»
Задание: найти цветочек с буквой, на которую начинается имя ребенка.
Воспитатель: Все нашли свой цветочек? Давайте присядем на полянку и проверим, все ли правильно выполнили задание.
Диана, почему ты выбрала этот цветочек? (Потому что меня зовут Диана и мое имя начинается на букву )Д.
Диана, а почему цветочек у тебя розовый? (Потому что я девочка, а у девочек цветочки розовые).
Дети,присев на ковер, по очереди подходят к воспитателю, объясняют выбор своего цветочка и вешают цветокна доску, на которой изображена корзина.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно нашли свой цветочек. Вот какие у нас имена все красивые, яркие.
Воспитатель:Ребята, а бывают люди, у которых нет имен?А как вы думаете, для чего нужны имена? (Для того, чтобы отличаться друг от друга, знакомиться, обращаться друг к другу).
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками». Показ иллюстрации
Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках.
Как же отличить девочек?(По фамилии)
Игра «Пирамидка для имени»
Воспитатель:В нашей группе есть дети с одинаковыми именами? Назовите эти имена. (Артем, Никита, Данил)
- Дети, посчитайте, сколько в нашей группе мальчиков с именем Артем?(Два). Давайте построим пирамидку для имени Артем. Сколько нужно взять кубиков? (2)
- Алина, построй, пожалуйста, пирамидку. Дети, а как вы думаете, Алина выбрала кубики разного цвета, это правильно? Если имя одинаковое, то и кубики нужно взять одного цвета.
- Ребята, кто хочет построить пирамидку для имени Никита? (2 кубика) Юра, построй пирамидку для имени Данил. Почему ты взял 3 кубика? (у нас в группе 3 мальчика по имени Никита). Дети, правильно? Молодец!
Физминутка Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись.
Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку? (Маша).
Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша.Ребята, а вам бы стало приятно, если бы вас назвали, ласково?
Воспитатель: Ребята, а кто дает имя детям, когда они рождаются? (Родители)
Воспитатель:Ребята, каждое имя что – то обозначает. В имя люди вкладывают качества, которые хотят передать его владельцу.
- Имя нам даёт отраду, дарит счастье и удачу,
Потому узнать бы надо, что же имя наше значит?
Воспитатель:Ребята, у вас было задание:провести дома небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали? Что обозначает ваше имя? Как ласково вас называют дома?»
Вместе с родителями вы сделали цветок своего имени, на котором есть ответы на все эти вопросы. Кто нам хочет рассказать о своем исследовании?
Презентация «Цветок моего имени», стоя у доски с «цветками».
- Пожалуйста, Наташа, расскажи детям, очень интересно узнать, почему тебя так назвали? Покажи свой цветочек. Очень красивый. А что означает твое имя? (рассказ девочки)
- Ксюша, узнала ли ты, кто и почему тебя так назвал? (ответ девочки) Выходи, Ксюша, покажи свой цветочек и расскажи, как тебя ласково называют дома?
- Юра, а с кем ты делал цветок своего имени? Покажи свой цветочек. Очень красивый, яркий. Мама тебе рассказала в честь кого тебя назвали? (ответ мальчика)А что означает твое имя?
- Артем, а где твой цветочек? Всегда приятно, когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем. Расскажи нам, как тебя называют дома?
Воспитатель: Свое имя нужно носить с достоинством: беречь его, не портить плохими поступками. Ребята, я вам предлагаю украсить свое имя, которое написано на листе бумаги, чтобы вы всегда им дорожили.
Дорожите именем своим
Имена даются не случайно
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим.
Ах! Как много ласковых имён
У мальчишек наших и девчонок!
Вечером и утречком спросонок
Слушайте их звучный перезвон:
Никита, Ксюша, Настенька, Максим,
Сколько знает каждый - сосчитайте!
Никого друзья не обижайте:
Дорожите именем своим!
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю украсить свое имя, которое написано на листе бумаги, чтобы вы всегда им дорожили. Садитесь за столы и подумайте, каким способом вы будете это делать: рисование, аппликация или лепка. (Раздать листы с именами). Кто определился, может по желанию выбрать материал для работы – краски, карандаши, цветную бумагу и приступать к работе. Ребята, украсьте свое имя так, как вам хочется!
Самостоятельно-художественная деятельность «Укрась свое имя»
Воспитатель: Какие у нас получились яркие и красочные имена.
Дети снова становятся в круг, взявшись за руки.
Воспитатель:-Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.