Участники проекта: дети средней группы «Радуга», воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Вид проекта: тематический, информационно-творческий, групповой.
Срок проекта: краткосрочный , 15.09 по 03.11
Продукт проекта: Итоговое мероприятие: Досуг «Моя дружная семья».
Актуальность
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые (педагоги, родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема: У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.
Цель:
Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления о семье (в каждой семье есть своя история и традиции);
• формировать элементарные представления о родственных отношениях;
обогащать словарный запас терминами родства.
Развивающие:
• способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни; развивать интерес к семейным традициям
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
• Воспитывать интерес к своей родословной.
Ожидаемый результат: считаем, что участие детей в проекте будет способствовать:
• владению детьми знаний о своей семье;
• пониманию детьми значимости семьи в жизни каждого человека;
• проявлению заботы и уважения ко всем членам семьи;
• повышению педагогической культуры родителей, установлению с ними доверительных и партнёрских отношений;
• сохранению семейных ценностей
Этапы проекта.
I этап Предварительный:
• Опрос детей: «Что я знаю о семье»;
• Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
• Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Чтение художественной литературы:
«Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д. Родари «Мамина дочка» В. Белов «Косточка» Л. Толстой «Старый дед и внучек» Л. Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
«Моя квартира», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?».
Сюжетно-ролевые игры:
«Дом», «Семья», «Мамин День рожденье».
Познавательное развитие
Образовательная деятельность на тему:
- «Я и моя семья»;
- «Домашний труд»;
- «Права и обязанности семьи»;
- «Знакомимся с профессиями родителей»
Беседы на тему:
- «Выходной день в моей семье»;
- «Как я помогаю родителям»
«Как мы отдыхаем»
«О членах семьи: мама, папа, бабушка, дедушка и др.»
«О родственных отношениях в семье: в семье ребенок не только сын (дочь, но и внук (внучка, брат (сестра)»
«Об обязанностях членов семьи дома»
«О том, как надо заботиться о членах семьи» (проблемные ситуации)
«Кем работают мои родители»
«Папа, мама я, наша дружная семья»
«Моя бабушка»
«Что такое хорошо, а что такое плохо»
Дидактические игры:
«Разложи по порядку», «Кем быть?», «Сложи картинку», «Собери портрет», «Составь семью из фигурок», «Закончи предложение», «Кто старше?», «Кто младше?», «Родственные отношения», «Чьи детки?», «У кого сегодня день рожденья?», «Чудесный мешочек», «Назови по имени», «Найди и назови», «Чего не стало?», «Кому, что нужно для работы?»
Речевое развитие
Развитие речи «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы) Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома»
Чтение художественной литературы:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,
«Синяя чашка» М. Матвеева,
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Мамина работа» Е. Пермяк, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «Мамина дочка» В. Белов, «Косточка» К. Ушинский, «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, В. Осеева "Честное слово", "Печенье"
Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки.
Художественно – эстетическое развитие:
Музыка:
Слушание: «Мамины ласки», муз. Ю. Матвеева; «Мама» муз. П. Чайковского. «Подарок маме», муз. А. Филиппенко,
«Бабушка Полина, «Взрослые и дети», «Как люблю тебя я мама», «Мой любимый папа», «Три желания» - группа «Непоседы»