Просмотр содержимого документа
«Проект «моя малая родина»»
Вид проекта: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьямивоспитанников.
Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.
Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Учить детей принимать участие в обсуждении программ, семейных праздников, некоторых проблем семьи и детского сада.
6. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Участники проекта:
- дети
- педагоги
- родители воспитанников.
1.Работа с детьми
Диагностика уровня готовности восприятия материала по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем, отслеживание динамики развития детей по всем поставленным задачам (2 раза в год - сентябрь, май).
2. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера
(в течение учебного года).
3. Чтение художественной и познавательной литературы по тематическим блокам, инсценирование русских народных сказок ( в течение учебного года).
Утренники: «Мама - солнышко мое», « Мы - казачата», « Мой день рождения», « 9 мая» ( в течение учебного года).
5. Макетирование ««Вот эта улица, вот детский сад» (октябрь)
6. Подвижные, дидактические, настольные, имитационные игры, игры-путешествия, музыкально-дидактические игры « Найди свой дом», « Кто в домике живет?», «Узнай голосок» (в течение учебного года)
Сотрудничество с родителями
1. Беседа с родителями с целью выявления отношения к организации группы (сентябрь).
2. Привлечь родителей к изготовлению украшений музыкального зала к праздникам, к разучиванию стихов и песен к праздникам
4. Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки) (в течение реализации проекта)
5. Помощь в оформлении фотоальбома «Мой любимый детский сад».
(декабрь, январь, февраль, март)
6. Консультации: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Мама, купи собаку» или зачем ребёнку домашнее животное?», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Неуправляемые детки: ну и как их воспитывать?», «Как правильно общаться с детьми».
(в течение учебного года)
7. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми» (январь)
8. Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками», «Пасхальный вернисаж», (декабрь, апрель)
9. Участие в природоохранной акции (уборка территории ДОУ)
(сентябрь, май)
10. Родительское собрание «Посеять в детских душах доброту».
(1 раз в год)
12. Спортивный праздник совместно с родителями «Казацкие забавы», развлекательная программа «День смеха».
(февраль, апрель)
Методическое сопровождение
Организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников
(в течение реализации проекта).
2. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
(в течение учебного года).
3. Подборка художественной литературы и музыкального материала по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные» (в течение учебного года)
4. Подборка литературы познавательного характера. Музыкального материала и русского народного фольклора (в течение учебного года).
5. Конспекты познавательных занятий, бесед (в течение учебного года)
6. Сценарии праздников, досугов и развлечений (в течение учебного года)
7. Консультационный материал для педагогов: «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании»
(в течение реализации проекта).
8. Консультационный материал для родителей (в течение реализации проекта)
4. Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок в группе, украшение музыкального зала для праздников и развлечений.
2. Методический инструментарий.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть:
1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи. Знает родословную семьи.
2. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
3. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина - любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
- Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».
- Игра «Я умею делать сам».
- Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
- Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью».
МАЙ
1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.
- «Этот День Победы». Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
- Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
- Слушание и пение фронтовых песен. Утренник « День Победы»
- Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».
- Предложить сходить к Вечному Огню с ребёнком. Рассказать о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день. Вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне.
2. Определение уровня знаний детей.
3. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры.
4. Определение перспектив работы на следующий учебный год.