kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Мои город"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Мои город" 

Развить бережное отношение к городу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мои город"»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Северобайкальский центр развития ребенка детский сад «Золотой Ключик»







Проект:
«Мой город»

























Подготовлено воспитателем Агаева Е.Н.






2019г.







Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой город». Средняя группа.

Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 2 месяца
Проблема

 Дети среднего дошкольного возраста мало имеют представлений об истории и культуре родного города, местных достопримечательностях.
Не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина.
Актуальность 
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет значение знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок.
Дети не достаточно владеют информацией о родном городе, в связи с этим трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Возможно сформируется устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Семьи примут участие в учебно-воспитательном процессе.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Северобайкальск, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект будет способствовать формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.



Этапы проекта:

  1. Подготовительный: постановка цели и задач, работа по составлению

этапов реализации проекта;

- Подборка материала

- Взаимодействие с родителями:

1. Консультация на тему «Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте».

2. Рекомендации родителям: провести беседу с детьми о родном городе, уточнить название улицы, на которой находится дом; посетить достопримечательности города.

2) Реализация проекта;

1. Беседы с детьми:

 - «Моя семья»;

- «Домашний адрес»;

- «О названиях улиц»;

- «О городском транспорте»;

- «О городе Северобайкальск»;

- «Чем помочь родному городу?» 
Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.

2.Рассматривание серии картинок и фотографий «Наш город»;

Рассматривание фотографий достопримечательностей города.

3. Составление рассказов:

«Дом, в котором я живу»
Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов.
« Рассказы о достопримечательностях»
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

4. Сюжетно- ролевые игры:

«Мы едем – едем – едем…», «Экскурсия по городу»,

«Путешествие по родному краю».

Цель: Учить воспроизводить достопримечательности города в игре, воспитывать чувство коллективизма.

5. Дидактические игры.

6. Аппликация «Улица нашего города».

Цель: развивать творческие способности детей, уважение к своим работам и работам сверстников, обобщить представления детей о домах (их сходства и различия), воспитывать любовь и уважение к своим близким.

7.Чтение худ /лит

З.Александрова «Родина»;

С.Орлов «Родина»;

Пословицы о Родине.

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди» и другие.

Чтение Бурятских сказок.

Знакомить с произведениями поэтов города.


3) Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в

самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Результаты реализации проекта:

1.Детско-родительский проект «Мой город».

2.Детско-родительскии проект «Природа родного края».

3. Коллективная детская работа «Улица нашего города».

4.Оформление патриотического уголка с тематической выставкой «Мой город».

Продуктом образовательной деятельности будет:

1 Этап

– Фотоотчет

- Консультация для родителей.

2 Этап

- Коллективная детская работа «Улица нашего города»

- Оформление патриотического уголка.

- Альбом достопримечательности города.

3 Этап

- Фото коллаж о проведённой работе.






















Консультация для родителей:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»





О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выражаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством,











литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные

отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного







народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор

является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.































Приложение











«Моя семья» Беседа с детьми средней группы

Задачи:

Воспитательно-образовательные:

  • дать представление о семье как о дружном, любящем заботливом коллективе;

  • формировать представление о социальной роли каждого члена семьи;

  • воспитывать желание заботиться о близких людях
    Коррекционные: развивать зрительное восприятие
    Оборудование: раздаточные картинки (для каждого ребенка) с изображением людей разного пола и возраста, семейные фотографии, серия сюжетных картинок о семье.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает послушать рассказ о девочке Лизе и, если будет нужно, помочь ей.

Воспитатель.

Жила-была девочка Лиза. Она была очень счастливая, потому что имела большую дружную семью.

Почему большую?

Как вы думаете, какую семью можно назвать большой?

Дети отвечают.

В Лизиной семье были мама, папа, две бабушки, два дедушки, старший брат, младшая сестра да еще кошка по кличке Кыш.

А какую семью можно назвать дружной?

Дети отвечают.

Вот и в семье Лизы все любили друг друга, заботились друг о друге, помогали друг другу, старались не обижать никого, делали друг другу подарки, вместе радовались. Семья жила не в одном доме: бабушка с дедушкой жили по соседству, и Лизонька часто бегала к ним.

Вот однажды Лиза спросила маму:

— Мамочка, а как можно подарить радость? Где ее взять? И вообще, какая она — радость?

Мама подумала и говорит: Я испекла пирожки, отнеси, пожалуйста, моей маме да слово ласковое сказать не забудь

Твоей маме? А кто это? Я ее не знаю.

Мама улыбнулась: неужели не знаешь? Спроси у ребят, может, они знают, кто же это моя мама?

Ребята, кто догадался? Помогите Лизе.

Дети отвечают.

Моя бабушка?! Как интересно! Я с удовольствием отнесу ей пирожки от ее дочки. А какие ласковые слова надо сказать?

Дети, давайте поможем Лизе найти ласковые слова.

Проводится  дидактическая игра «Кто больше назовет ласковых слов»

Прибежала Лиза к бабушке, дает ей пирожки и хитренько говорит:

- Бабуленька, любимая моя, я тебе пирожки от твоей дочки принесла.

Спасибо, внученька, какую радость вы мне подарили!

Не радость, а пирожки вкусные! — удивилась Лиза.  

Вот я и говорю: радость большая, что у меня такая заботливая дочь, а у моей дочери очень ласковая дочь.  

Это ты о ком? — не сразу догадалась Лиза.

Дети, помогайте Лизе! О ком говорит бабушка?

Дети отвечают.

—        Ой, совсем запуталась, — засмеялась Лиза. — Сколько у нас в семье дочек, сколько мам?

Давайте считать: пап — трое, три мамы, а внучка — одна. Нет, две — у Лизы ведь есть младшая сестренка. И один внук. Вот как их много.

  • А радость одна, — сказала бабушка.

  • Всего одна? — огорчилась Лиза.

  • Не печалься, радость только тогда радость, когда она одна для всех. Вот мама испекла пирожки — всем радость, ты принесла мне пирожки — доставила радость мне и себе, потому что я обрадовалась.

  • Значит, дарить радость — это делать кому-то что-то приятное?

Правильно решила Лиза?

А вы кому-нибудь дарили радость?

А вам дарили радость?

Дети отвечают.

Воспитатель.

Вы долго смотрели на меня и на доску, ваши глазки устали и сейчас им нужно отдохнуть. Мы поиграем с глазками. Игра называется «Стрекоза»

Проводится зрительная гимнастика «Стрекоза»

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением семьи и рассказать, кто на ней. Обращает внимание детей на то, что все на картинке улыбаются, сидят близко друг к другу. Им хорошо вместе.

Затем спрашивает у ребят, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих папу, маму, бабушку, дедушку, других членов семьи. Просит

рассказать об одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Воспитатель показывает детям картинки с изображением отдельных моментов из жизни семьи: мама дает лекарство больному ребенку, бабушка и внучка пекут пирог с яблоками, мальчик плачет, а сестра его успокаивает.

Воспитатель.

Сегодня мы с вами говорим о семье. А дайте вспомним сказку про семью. О какой сказке я говорю? Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Мы превратимся в медведей из сказки. Покружись, покружись и в медведей превратись.

Три медведя

Три медведя шли домой            

Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой.    

Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом,

Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто.    

Присесть.

Очень маленький он был,          

Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил.            

Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.        

Дети имитируют игру с погремушками.

Подводит детей к обобщению.

Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, это хорошая настоящая семья.

В конце беседы воспитатель предлагает детям перечислить какие добрые дела они могут сделать дома, чем порадовать своих близких.










Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

    

Тема 1: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Материал: стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»


Содержание занятия

Беседа. Вспомните, что вы видели на улицах города по дороге в детский сад? (ответы детей) Важно, чтобы дети назвали как можно больше разных предметов, объектов, явлений дорожной среды. Дети подробно описывают улицу, отмечают наличие светофора, пешеходного перехода, который иногда называют «зеброй».

Выяснить, что рассказывают родители о дорожном движении. За правильные ответы поощрить детей фишками-машинками, неправильные ответы поправить или попросить помочь другим детям.

Вопросы: Знаете ли вы названия улиц, где живете?

Есть ли по дороге в детский сад светофор, пешеходный перекресток?

Как вы переходите улицу в сопровождении взрослых?

Обратить внимание детей на главное по дороге в детский сад: опасные места. Объяснить, что выбирать маршрут надо там, где безопасней, нет большого движения транспорта.

Рассматривание картины «Улица города».

Дети изучают картину. Оценивают, замечают опасные и безопасные места. Составляют

небольшие рассказы по картине.










Моя улица

Это — папа, 
Это — я, 
Это — улица моя.


Вот мостовую расчищая, 
С пути сметая сор и пыль, 
Стальными щетками вращая, 
Идет смешной автомобиль. 
Похож на майского жука — 
Усы и круглые бока.


За ним среди ручьев и луж 
Гудит, шумит машина-душ. 
Прошла, как туча дождевая, — 
Блестит на солнце мостовая: 
Двумя машинами она 
Умыта и подметена.

* * *


Здесь на посту в любое время 
Стоит знакомый постовой. 
Он управляет сразу всеми, 
Кто перед ним на мостовой.


Никто на свете так не может 
Одним движением руки 
Остановить поток прохожих 
И пропустить грузовики.

* * *


Для больного человека 
Нужен врач, нужна аптека. 
Входишь — чисто и светло, 
Всюду мрамор и стекло.


За стеклом стоят в порядке 
Склянки, банки и горшки — 
В них таблетки и облатки, 
Капли, мази, порошки.


Мы сегодня не больны, 
Нам лекарства не нужны.

* * *


Папа к зеркалу садится: 
— Мне подстричься и побриться!


Старый мастер все умеет: 
Сорок лет стрижет и бреет. 
Он из маленького шкафа 
Быстро ножницы достал, 
Простыней укутал папу, 
Гребень взял, за кресло встал. 
Щелкнул ножницами звонко, 
Раз-другой взмахнул гребенкой, 
От затылка до висков 
Выстриг много волосков. 
Расчесал прямой пробор, 
Вынул бритвенный прибор. 
Зашипело в чашке мыло, 
Чтобы бритва чище брила. 
Фыркнул весело флакон 
С надписью «Одеколон».


Рядом девочку стригут, 
Два ручья из глаз бегут. 
Плачет глупая девчонка, 
Слезы виснут на носу — 
Парикмахер под гребенку 
Режет рыжую косу.


Если стричься решено, 
Плакать глупо и смешно!

* * *

В магазине как в лесу: 
Можно тут купить лису, 
Лопоухого зайчонка, 
Снежно-белого мышонка, 
Попугайчиков зеленых — 
Неразлучников влюбленных.

Мы не знали, как нам быть: 
Что же выбрать? Что купить? 
— Нет ли рыжего щенка? 
— К сожаленью, нет пока!

* * *

Незабудки голубые, 
Колокольчик полевой… 
— Где растут цветы такие? — 
Отвечают: — Под Москвой! 
Мы их рвали на опушке, 
Там, где много лет назад 
По врагам стрелял из пушки 
Нашей армии солдат.

— Дайте нам букет цветов!.. — 
Раз-два-три! Букет готов!

* * *

В переулке, за углом, 
Старый дом идет на слом, 
Двухэтажный, деревянный, — 
Семь квартир, и все без ванной.

Скоро здесь, на этом месте, 
Встанет дом квартир на двести — 
В каждой несколько окон 
И у многих свой балкон.

* * *

Иностранные туристы 
На углу автобус ждут. 
По-французски очень чисто 
Разговор они ведут. 
Может быть, не по-французски, 
Но уж точно: не по-русски!

Должен каждый ученик 
Изучать чужой язык!

* * *

Вот пришли отец и сын. 
Окна открываются. 
Руки мыть! 
Цветы — в кувшин!

И стихи кончаются.

Беседа о транспорте.














Тема: «Что такое транспорт».

Цель: Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Материал: иллюстрации с изображение транспорта.

Беседа. Раскрыть понятие «транспорт». Показать рисунки легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, и попросить детей вспомнить, какие виды транспорта они еще знают. Объяснить, что все машины едут по дорогам. Транспорт бывает не только дорожный, наземный, но и воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, теплоход, лодка), подземный (метро).

Рассмотреть иллюстрации и определить, какой транспорт изображен. Оценить умение детей наблюдать и выделять отличительные признаки транспорта.

Д/игра «Назови правильно».




















Дятел-труженик

Категория Бурятские сказки

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла. Кукушка пуще всех сердится:

— Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы:

— Как! Ты нас спасаешь?

— Смотрите, какой хвастун!

— Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой:

— Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу:

— Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!



За ней кедровка:

— Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня.

Они славили труженика.























Комар и стрекоза

Категория Бурятские сказки

После зимних холодов комар оживает раньше стрекозы. Растаял снег, пригрело солнце, и ожил комар. Живет комар, радуется, никто ему не мешает. Подросла трава, солнце стало греть жарче, ожила стрекоза. Увидела она, что комар лучшие места занял, на высокой траве сидит, поет, радуется. Ей тоже захотелось сидеть на высокой траве. Стали они спорить, кто хозяин высокой травы.

Комар пищит:

— Я хозяин, я вперед тебя родился.

— Нет, я хозяйка, — затрещала стрекоза. — Я крупное насекомое, а ты малыш…

Комар обиделся. Пошли они к судье оводу за правдой. Овод слушал, слушал и рассудил:

— Не кричите, разделите день пополам: стрекоза будет хозяйничать, когда солнце высоко — в полдень, а комар, когда солнце низко — вечером.







Как перевелись барсы в Сибири

Категория Бурятские сказки

Давным-давно жил да был старый-престарый старичок, и был у него такой же старый конь Савраска, по прозванью Губошлеп.

Очень любил старик своего Савраску и вот однажды купил ему новые хорошие подковы.

Обрадовался Савраска; глядит не наглядится на свой наряд, не утерпел и побежал показать себя соседям.

Идет и губами шлепает, а все, кто ни встретится, остановятся и говорят:

— Ба! У Савраски сегодня обновка! И какой же он красивый стал, или это другой Савраска?

— Нет, это я, Савраска-губошлеп, — гордо говорил Савраска и шел дальше.

Шел, шел, и вдруг навстречу ему барс полосатый, звериный царь.

Обмер от страху Савраска, головой трясет и губами шлепает, так что брызги летят, но видит, что барс полосатый стоит и ничего ему худого не делает, расхрабрился Савраска и спрашивает:

— Кто ты такой?

— Я барс полосатый, звериный царь, — а ты кто?

— Я Савраска-губошлеп, над всеми скотами начальник!

Испугался барс полосатый, что у него противник есть, и говорит:

— Нехорошо быть зверям с двумя начальниками, давай силы пробовать: кто победит, тот и начальником будет.

— Ты хорошо придумал, — говорит Савраска-губошлеп, — давай силы пробовать!

— А как мы будем пробовать? — спросил барс полосатый.

— Вот лежат камни, — говорит Савраска-губошлеп, — кто из них искры ногой вышибет, тот и сильнее. Начинай!

Начал барс полосатый лапой камни расшибать, — ничего не выходит. Бил, бил — лапы в кровь исцарапал, а искры нет как нет.

— Эх ты! — говорит Савраска-губошлеп. — Далеко тебе со мной тягаться! — да как двинет обеими задними ногами, — искры так дождем и посыпались.

Испугался барс полосатый и бросился бежать, а Савраска-губошлеп посмотрел, куда тот путь держит, да скорей в другую сторону.

Бежит барс полосатый, а навстречу ему медведь и спрашивает:

— Что ты так скоро бежишь?

— От Савраски-губошлепа убегаю!

— Что ты! — говорит медведь. — Нашел кого бояться! Покажи мне, где он, я его сейчас съем!

— Вот тут, недалеко! — показал барс полосатый.

— Да я не вижу!

Тогда барс полосатый взял и поднял медведя кверху. Держал, держал и спрашивает:

— Видишь?

А сам и не замечает, что своими лапами задавил медведя насмерть.

— Ну, что, видел? — спрашивает барс полосатый у медведя, опуская его на землю.

А тот и не шевелится.

— Бедный медведь! — сказал барс полосатый, — он увидел Савраску-губошлепа и умер от страху!

И пустился барс полосатый бежать еще сильнее.

Бежит, а навстречу ему серый волк.

— Что так скоро бежишь?

— От Савраски-губошлепа убегаю!

— Вот нашел кого бояться! — говорит серый волк, — покажи мне, где он, я его сейчас задеру!

— Смотри и ты не издохни! — сказал барс полосатый, — медведь его только увидал и сразу дух испустил.

— Ну! — говорит серый волк, — я их сотни две задрал, да не пропал!

— Ну, смотри! — сказал барс полосатый и поднял серого волка кверху, а тот сразу и захрипел в его могучих лапах.

— Вишь, хвастунишка! Поди, и рассмотреть-то хорошенько не успел! — сказал барс полосатый, бросил волка и убежал без оглядки за дальние горы, за глубокие долы, за темные леса.

С тех пор и перевелись барсы в Сибири.




























Зима и лето

Категория Бурятские сказки

Говорят, жирный конь считается хорошим, а богатый человек — мудрым… Не помню, кто придумал эту пословицу. И отец мой не помнит. И отец моего отца не помнит. И дед моего деда, сказывают, не помнил. Одно ясно — пословицу эту придумали богачи ноёны. Дескать, смотрите, мы потому и богаты, что родимся умными, а бедняки пастухи глупы от рождения, потому работают на нас, мудрых ноёнов. Хитро сказано, да не очень! Вот вам небольшая сказка. — Так начал старый бабай, когда однажды вечером улусная молодежь собралась в его юрте.

…Жил когда-то хан со своими прислужниками ноёнами. Были эти ноёны один толще другого, другой жирнее третьего, третий хвастливее четвертого. Знали ноёны одно — собирали налоги с населения, а потом лежали на мягких шкурах, пили архи и объедались до бесчувствия.

В это же время в далекой степи жил один бедный пастух со своей дочкой, которая в народе прославилась умом и находчивостью. Говорили, что она могла разгадывать самые хитрые загадки, а главное, так смело и остроумно разговаривать с ноёнами — сборщиками ханских налогов, что они каждый раз,

 обескураженные, уезжали от нее ни с чем.

Прослышал о дочке пастуха сам хан и рассердился.

— Неужели эта девчонка из рода козопасов умней моих ноёнов?

И решил хан проверить ее мудрость и остроумие. И приказал поехать к той девочке самому жирному и, как считалось, самому мудрому ноёну Бадме. Тот сел на своего, такого же, как хозяин, жирного, чересчур откормленного, коня и похвастал:

— Всесильнейший хан! Жирный конь считается хорошим, а богатый человек — мудрым. Надейся на меня!

Долго ехал по степи важный ноён, а когда подъехал к юрте бедного пастуха, не увидел ничего, за что можно было бы привязать коня. Даже столбика не было около юрты — так бедно жил пастух. Потоптался ноён на одном месте, крикнул:

— Эй, кто там в юрте! За что привязать коня богатому ноёну?

Распахнулась дверца юрты, и оттуда выглянула черноволосая девочка с бойкими, блестящими глазами. Послышался звучный голосок:

— Если хочешь привязать коня, то привяжи его за лето или за зиму…

— Как сказала? — остолбенел ханский прислужник.

— Я сказала — привяжи коня за лето или за зиму.

Ноён Бадма рассвирепел:

— Глупая девчонка! Неужели ты думаешь, что ханский ноён глупей тебя… Или ты не знаешь, что жирный конь считается…

Однако Бадма так и не договорил свою излюбленную пословицу. Юркая девочка захлопнула дверцу юрты и скрылась.

«Глупа, как овца, глупа», — подумал толстяк ноён, и погнал скорей коня назад, чтобы обрадовать хана известием, что в простом народе не бывает умных людей. А дни в степи стояли жаркие. Палило солнце. Чересчур жирный, малообъезженный конь Бадмы вскоре выбился из сил и остановился, отказавшись везти дальше своего жирного хозяина. Словом, не каждый жирный конь хорош… Ноён явился во дворец пешком, запыленный, в порванных унтах, по-прежнему самодовольный и спесивый.

— Ну, что интересного видел? — спросил его хан.

— Ничего интересного, — отдышавшись, хихикнул Бадма, — ничего интересного. Глупа она, всемогущий хан, глупа, как овца.

И ноён рассказал хану о разговоре с дочкой пастуха. Хан задумался и спросил:

— А что еще ты видел у них возле юрты?

— Ничего, кроме худой телеги и саней.

— Сам ты дурак, Бадма, — нахмурился хан, — лето и зима это и есть телега и сани… — И подумал тут хан, что недолго ему со своими глупыми ноёнами властвовать над народом.

Вот какой, ребята, был случай в старину.








































Татьяна Ветрова - поэт из Северобайкальска

Со многими людьми меня свела судьба. Но, пожалуй, одной из самых удивительных является встреча с поэтом из г. Северобайкальск - Татьяной Ветровой.

Вот что Татьяна рассказывает о себе:

«Я не великий писатель, чтобы рассказывать о себе. Родилась В совхозе «Комсомолец», Читинской области, Чернышевского района, в семье служащих. Потом с семьей переехала в село Унда, Балейского района. Закончила 9 классов, уехала учиться в Казахстан, закончила Семипалатинский политехникум, вернулась в Балей, вышла замуж, с мужем по распределению приехала в посёлок Дарасун. Родила двух детей и поступила учиться в ВосточноСибирскую государственную Академию Культуры и Искусства. В 1987 году с семьёй переехала в город Северобайкальск, где и работаю до сих пор.

 Руководитель Образцового Межшкольного Детского Поэтического театра "ЛИК" в течение 20 лет.) Автор трёх поэтических сборников - "Слово и Дело", "Семь глав", "Внутри Байкальского Пейзажа". Своими поводырями в литературу считаю Бориса Константиновича Макарова и Елену Стефанович».

 

От себя хочется добавить, что мы с Людмилой Юрченко «окрестили» Татьяну Ветрову человеком-фейерверком. Яркая, неугомонная, творческая, талантливая натура – она успевает буквально всё. Заниматься театром, проводить многочисленные вечера, сочинять и петь песни, фотографировать Байкал во все времена года, и писать прекрасные стихи и легенды о Байкале. Итак, знакомьтесь – Татьяна Ветрова – поэт, прозаик, человек-фейерверк!

 



Татьяна Ветрова

***

Я много на себя беру? Да много.

Хочешь – пробуй сам,

Обжить собачью конуру,

 И не купиться для дворца.

Попробуй сам не брать – отдать

Последний хлеб, последний вздох

Другому. И не предавать,

 Нет, не друзей своих – врагов.

Попробуй, ясно видя свет,

С народом в темноту брести

И отказаться от планет

Во имя скорбного пути.

Я не горда. Но голос мой –

Народный голос из глубин.

Мне сердце – Солнце над землёй,

С одним заветом: «Не убий…».

 

***

Она – нежна. Я – нежности нежней.

Она сильна. А я горнило силы.

Вот потому не соревнуюсь с ней

И жду тебя на лобном месте, милый.

Я – нищая, с оборвышем души,

Держащая в руках весь скарб свой – сердце,

 Которое и плачет, и смешит,

 И задаёт, бывало, жару с перцем.

Я жду, когда ты скажешь сам,

Что дольше без меня ты быть не можешь

И я тогда покину небеса,

Сплету тебе ромашковое ложе.

 

***

 Я полюбила эту Землю

 За то, что Ты есть на Земле,

И всё, что есть на ней приемлю

Во всём её добре и зле.

Люблю дорогу и деревья.

Ты ходишь здесь, на них глядишь,

И этот столб, и эти двери,

И тишину – Ты здесь молчишь.

Люблю закаты и восходы,

Луну и ветер за окном,

Собак и кошек, огороды,

И чтенье книжек перед сном.

 Люблю бесстрашно, невозможно,

Любви не в силах одолеть.

Ты разреши мне, если можно,

Побыть с тобою на Земле?..

 

***

Улетают на юг,

Чтоб на север вернуться весною,

 Стаи птиц перелётных

 Над бархатом жёлтой тайги.

 Уезжают друзья,

Наполняя вокзал суетою,

Возвращаясь на вечные

 Жизни удобной круги.

Рыба ищет, где глубже,

А люди – где лучше и легче.

Провожая друзей,

Не грущу об иных городах.

Мыс Карлы над Байкалом,

Как птица, летит через вечность,

 И сияет наш город

На крыльях его, как звезда.

 Возвращаются птицы

С курортного сытого юга,

Чтобы встретить любовь,

Свить гнездо и птенцов выводить.

И встречает вокзал

Пассажира любого, как друга.

Город наш молодой,

 И вся вечность у нас впереди.

А над мысом Курлы

Чайки кричат,

То вроде заплачут,

то вдруг рассмеются.

 Пусть старые песни о БАМе звучат,

 Пусть новые песни на БАМе поются.

 





Кедровая сказка


 Вот говорят, что деревья, камни, птицы, цветы, травы, реки языка не имеют. Заблуждение это глупое, дурачество людское. У нас на Байкале – все разговаривают, только слушать надо уметь. К чему это я? Да вот история одна интересная со мной случилась. Пошли мы как-то раз с ботаником одним, на Щеки Бириканские башмаки считать. Это цветы редкие, краснокнижные. Ну их и учитывают, изучают. Как живут – развиваются.

 Поход получился нескладный, по болоту короткой дорогой не прошли – Давшинка разбухла, не пропустила. Пошли по тайге старой тропой, а ее почитай лет двадцать не чистили, буреломы, ветровалы такие, что проводник наш из местных и тот тропу пару-тройку раз потерял. Да оно и ладно бы, да уж гнус – охрана тайги – старался как мог. Ботанику нашему больше всех доставалось. Но речь не об этом. На самом подходе к месту проводник мне кедр показал – семисотлетний. Могутное, скажу, дерево. В четыре обхвата, однако, едва-едва. Заинтересовало оно меня почему-то, как потянуло к себе. Но на пути туда не остановились – работа впереди, какие могут быть остановки? Ну почавкали по болотцам у речки, попрыгали по курумникам. На четверенькам забрались к первой делянке: там башмаки – желтые; пересчитали-перемеряли. На второй: розовые, мясистые – и этих сочли. На третьей: белые, еще не распустились – и этих на учет взяли. Начали возвращаться, посидели на таборе как полагается, чайку плотно попили и обратно поспешать начали.

Возле кедра того тормознул я, попросил сфотографировать меня у реликта. Обхватил его насколько рук хватило, прижался щекой, проводник фотоаппаратом щелкнул. А я чувствую, что отойти не могу, будто не я дерево держу, а оно меня. Постоял удивленно так, а потом этак сразу и отпустило. А в голове будто голос остался, который уже вечером перед сном мне историю рассказал. Послушай, и ты, уж больно она занимательная.

Давным-давно это было, когда кедра того в помине не было, а его пращуры еще кедренышами-несмышленышами к солнышку тянулись. Жили под хребтом Баргузинским жили старые люди. Прозвание их не сохранилось до нас. Так вот, в поселении одном жила семья большая и дружная. А главное долгожители были они – деды до пра-правнуков доживали. В семье у них рождались одни мальчики: бойкие, ловкие, смышленые. Подрастали, охотниками удачливыми становились, но лишнего у тайги не брали никогда. Закон такой в семье был.

 Рядом с ними, всего в трех днях пути в другом поселении шаман жил. Все к нему за помощью обращались, дары приносили и только эта семья не жаловала. Обходилась без шаманской подмоги. Затаил шаман злобу. Стал придумывать, как непокорных к покорству привести. А тут в семье девочка родилась: резвая, как ветерок; звонкая, как капель; ясная, как зорька в августе. В семье она за солнышко стала. Да и как такую не полюбить? Годы идут быстро, выросла девочка в красавицу такую, что Байкал замирал, как зеркало, дивясь на красоту ее.

 Тут и приехал шаман к ней свататься. Он-то в годах был, малорослый, кривоногий, с длинными седыми патлами, в балахоне свое шаманьем, с черепом медведя на шапке. Ведь знал, что не отдадут. Да повода для ссоры искал. Приехал. Приняли его как положено. Напоили-накормили, сели чай пить. Тут шаман и сделал предложение. Будто услышав грома над ухом, все замолчали после слов его. Так удивились, что дар речи потеряли. А девушка встала, посмотрела на него ясными, как летнее морюшко глазами, поклонилась и ответила, что чести такой не достойна мол, и слово другому уже дала. Только этого и надо было шаману; вскочил он в ярости, крикнул заранее приготовленное заклинание, а в очаг горсть песку бросил. Тут вся семья в камень обратилась. А красавица к морю от него побежала. Он за нею вслед, не уйдешь, мол, никуда не денешься. Дело-то как раз на закате было.

 Увидал Байкал любимицу свою в слезах, с растрепанными косами; разгневался страшно. Превратил девушку в солнечную дорожку, а шаману такого тумака дал, что с него все волосы упали, а самого его взял и в землю вколотил, только макушка из воды торчать осталась. Так и торчит по сию пору в Давшинской бухте. Ее давшинцы Шаман-камнем называют. Я подходил к камню этому шторм его батюшка шлепает – бьет, а после шторма он стонет потихоньку, голова то от тумаков трещит. Окаменевших родственников девушки Байкал по берегам расставил. Они теперь его покой сторожат. Их хозяевами называют. На скалистых утесах их лица можно увидеть. А когда солнечная дорожка к их подножиям случается, улыбаются они, с сестрой здороваются. Одного я видел между Давшинкой и Большой, еще одного возле Хакус, не доходя до Шерильды. А третий аж возле Байкальского на другом берегу моря. Если их всех найти, да по имени назвать, оживут они, плечи расправят, а из солнечной дорожки выйдет их радость – сестрица и встретятся они живехоньки-здоровехоньки. Но и тогда и шаман тот злобный тоже оживет. И как быть не знаю? Вот и посуди сам, деревьям тоже память и язык дадены. Не мог же я это все сам придумать?

Июнь 2006. Зимовье, устье реки Езовка, Баргузинский заповедник.

 

  







Ольхонская сказка

 

Еще одна есть история. Ее я от травы узнал. Вот спроси меня: «Чем пахло твое детство?». И я отвечу: «Оно пахло богородской травой…». А почему? Потому что родился и вырос я в Забайкалье, в Чернышевском районе. Места там степные, богородской травы много, ее и еще чебрецом называют. Травка эта не только пахучая, но и полезная, говорят от ста болезней помогает. А растет чабрец семейственно – подушками и перинами. Упадешь на такую головой и как в раю. Запах светлый, легкий, радостный. А уснешь, голова не заболит, как от запаха багульника свинячьего.

Так вот, оказались мы однажды на Ольхоне. Знаменитый остров на Байкале. По нашим делам, по театральным. Там фестиваль случился. Пофестивалили конечно, получили тырок от московских знаменитостей, поогорчались. Да долго я огорчаться не умею. Тем более, что Ольхон место интересное, скала там есть, местные Шаманкой называют. Ну и пошел я однажды с горя ее разглядывать. С одной стороны зашел – живописная такая, вроде как и не природой сделанная; с другой посмотрел – есть в ней что-то притягательное; с третьей начал заходить и обнаружил на склоне холма перину богородскую – здоровая, больше моего роста. Вспомнил детство, черновик с ручками и почеркушками отложил, завалился на спину, руки за голову, глаза в небо. Благодать полная… И, ну их, москвичей оттопыренных, не стоят они такого огорчения! Лежу, в небеса взглядом вникаю. Мысли в голове стройные, спокойные, изящные.

Чувствую, как в детство возвращаюсь – такая же свежесть ощущения, взгляда… Голову повернул, а Шаманка передо мною, только скалы меняются на глазах, как картины одна за другой, да интересно так, даже и звуки появились. Вот что увиделось мне на той чебрецовой перине. Жили буряты на мысу у Бакала – моря, в то время Ольхон еще островом-то не был. Была на полуострове гора - Жима называлась. Она и теперь так зовется. На горе той окрестные шаманы посвящение принимали. Ритуал тот особый, таинственный. К горе в этот момент подходить и то нельзя было. Поднимались на гору чуть не целый день, уж очень трудна дорога к вершине, на вечерней заре начинали камлать, шаманить значит, и так до утра, а с первыми лучами солнца появлялось божество Байкала – Угутэ-Нойн и наделяло начинающего шамана даром, а бывало и отказывало.

Так вот в улусе этом родилась девочка необычная. Еще при родах странность случилась: как только дитя закричало, опустились у жилища ворон черный и лебедь белый. Ворон каркнул, а лебедь курлыкнул. Мать перепугалась, повитухи остолбенели. А птицы посмотрели в дверь и посмотрели в разные стороны. Повитухи подхватились, давай дите обмывать-заворачивать, мать успокаивать. Только этим странности не закончились. Заплачет девочка, птица откуда ни возьмись прилетит – запищит-зачирикает, девочка и плакать забудет. Слушает, будто понимает о чем птаха толкует ей. Со временем все привыкли к эти странностям, перестали замечать.

А девочка росла: из младенца выросла в озорницу-шалунью, из шалуньи вытянулась в голенастую цапельку, а уж из Цапельки превратилась в журавушку. Стройная, ладная, на руку работящая, на язычок острая, на ногу легкая. Вот и время пришло спутника выбирать. Многие на нее поглядывали. Да она посмотрит, плечом поведет, словом, как бритвой резанет, да и уйдет посмеиваясь. Все бы ничего, да гроза однажды случилась. Проснулись все, пососкакивали с постели – так громыхало-полыхало! Мать спохватилась, а дочери то в доме нет, весь улус обыскали – не нашли, на берег побежали – не видать! Утро наступило – по всей округе пошли искать с собаками – никаких следов. Мать так убивалась аж смотреть больно было. День искали, два, три, на четвертый перестали… Решили – в море утонула. Оно ведь бывает и навсегда к себе забирает.

А ведь вернулась она! Через неделю ровно и появилась. Только узнать ее стало трудно. Она ведь бурятка была, смуглая-кареглазая, с темными косами до колен. А пришла кожей белая, как березовая кора; одна коса черная стала, как вороново крыло, а вторая белая, как лебяжье; глаза тоже изменились – радужки – одна половинка черная, вторая – зеленая. Разноглазые люди то бывают, но, чтобы оба глаза двухцветные! Тут кто хочешь забоится. И наряд на ней подстать изменениям – кожаная рубаха до колен, штаны кожаные широкие, ичиги на ногах, а на отвороте у ичигов когти медвежьи; по подолу рубахи перья ворона черного; по рукавам – лебяжий белый пух, а на голове шапочка из богородской травы сплетенная. Мать в обморок повалилась, а дочка к матери подошла, с земли подняла, родных молча оглядела, что-то матери на ухо сказала и ушла прочь от жилья.

На самом краю, далеконько от людей жить стала. В пещере внутри скалы береговой. Сильною шаманкою она вернулась. С даром необычным. И зло умела отвести, и будущее рассказать и болезнь прогнать, и в охоте помочь, и даже с погодой управиться, если засуха или дожди через край. Местные-то шаманы ее поначалу не принимали. Да деваться-то некуда, коли уж сильнее она и на деле это доказала. Так бы и шло все чин-чинарем.

Да в жизни нашей много зла да зависти, от них и беды наши. Полюбилась шаманка богатею одному и стал он ее добиваться. Чего-то только не делал он, какими только подарками не одаривал! Да все без толку. А еще в нее влюблен был сосед – охотник молодой, жилистый, сметливый; глаз орлиный, рука медвежья. Но охотник понимал, что не будет им счастья человеческого. Приносил когда-никогда дичины. В пещере ей какую-никакую обстановку справил, очаг сложил. А богатей, тем временем над сажается, понравиться изо всех сил пытается. Уж так ему, невмоготу как хочется, покорить шаманку. А когда понял, что добром да уговорами не возьмет свое, замыслил черное дело. Собрал тринадцать черных шаманов и попросил у них помощи, награду в случае успеха огромную пообещал и задаток каждому дал. Выбрали они ночь потемнее и пошли на Жиму творить черное камлание, а богатей у скалы притаился. Как увидел зарево шаманского костра, ворвался в пещеру, схватил Шаманку, а у нее сил сопротивляться нет. Кое как вырвалась она из цепких рук, криком позвала во весь голос на помощь, а он догнал ее. Еще пуще борьба завязалась чувствует Шаманка не справиться ей одной! Обратилась она к Байкальскому Угутэ-Нойну. И в это мгновение рухнул на спину обидчика камнем орел, схватил когтями за голову, как ножами лицо располосовал, в глаз клюнул – глаз напрочь вышиб. Богатей нож выхватил – хотел орла ударить и тут содрогнулась земля. Упал богатей на землю и видит – засветилось море светом белым, будто в каждой волне по луне, и вышли на берег тринадцать белых шаманов, за спиною у Шаманки встали, а орел в охотника-соседа превратился. Стоит рядом с Шаманкой кулаки сжимает. Тут раздался грохот да гром, от которого у всех сельчан уши заложило, превратился богатей в песчаное чучело, ветром его по берегу понесло, а вместе с ним и богатство его, и черные шаманы в песок превратились.

 Целый пляж динный-длинный до сих пор за утесом лежит. Такого песка на знаменитых пляжах нет. А Шаманка с охотником в скалу ушла. Вход в пещеру закрыла, один только коридор узкий оставила, по которому можно в одном конце скалы войти, а в другом выйти. В лунную, летнюю, теплую ночь можно услышать, как Шаманка с охотником разговаривают, смеются, а то и песню поют. Это добрый знак. Шаманка и охотник по сию пору живы. Время от времени орел над Ольхоном парит, ольхонцы говорят – он защитник острова. А Шаманка по острову прохаживается, присматривает за порядком. Если плохо вел себя гость ольхонский – жди неприятностей. Если гость чтит землю – поможет тебе шаманка обязательно, да и ватага ее тоже в долгу не останется.

Вот сам посуди, в музее Хужирском однажды не так как надо положили ее нагрудное украшение, так витрина взорвалась, а все, что в ней было будто взрывом расшвыряло по залу. Осерчала Шаманка. Порядок любит. Много конечно есть легенд о Шаманке. Которая из них правдивее, не мне судить. Да только своими глазами я Шаманку с охотником видел и тринадцать белых шаманов за ее спиной. А с тех пор, как побывал я на Ольхоне, стало мне везти. Не то, чтобы по-глупому, а серьезно – по большому счету. Закончилась история так: застыла последняя каменная картина. А я опомнился, смотрю уже солнце село, по скале тени ползут. И, слышу, поет кто-то, да так славно на два голоса. Женский высоко, чисто мелодию выводит, а мужской аккуратно, бархатисто подхватывает. И так мне хорошо стало, что простил я на веки вечные этих глупых москвичей. Вот такая вот история … Верить-не верить решай сам. А я за что купил, за то и продаю. Проверить хочешь, поезжай на Ольхон, найди ту перинку, да и полежи на ней часок. Может и сам увидишь чего-нибудь…

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект "Мои город"

Автор: Агаева Елена Николаевна

Дата: 12.05.2019

Номер свидетельства: 509776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект  «Мой город Пикалёво» "
    ["seo_title"] => string(28) "proiekt-moi-ghorod-pikaliovo"
    ["file_id"] => string(6) "245018"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446046719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация проекта "Мой город Нижневартовск""
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia_proiekta_moi_ghorod_nizhnievartovsk"
    ["file_id"] => string(6) "364689"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480602647"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Проект "Мой город Лангепас""
    ["seo_title"] => string(25) "proekt_moi_gorod_langepas"
    ["file_id"] => string(6) "583299"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1623613336"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Реализация воспитательно-образовательной работы в рамках проекта «Мой город»"
    ["seo_title"] => string(75) "realizatsiia_vospitatelno_obrazovatelnoi_raboty_v_ramkakh_proekta_moi_gorod"
    ["file_id"] => string(6) "645651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1707935209"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Проект "Мой город""
    ["seo_title"] => string(16) "proekt_moi_gorod"
    ["file_id"] => string(6) "500875"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1550762195"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства