Просмотр содержимого документа
«Проект «Мир моря»»
Магомедалиева Ирина Акимовна
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 24 «Ромашка»
г.Каспийск, Республика Дагестан
ПРОЕКТ
«Мир моря»
Актуальность проблемы:
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наш город располагается на берегу Каспийского моря. Что бы сохранить Каспийское море - жемчужину юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Каспийского моря.
А ведь подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Мир моря».
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта:
формировать у детей представления о морских обитателях;
формировать желание пользоваться специальной терминологией;
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
владеть понятиями «морские животные», «рыбы»;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать навыки поисковой деятельности;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный:
Изучение научно – методической литературы по проблеме.
Информирование родителей о начале работы по данной теме (памятки, консультации, индивидуальные беседы).
Планирование проекта.
2 этап. Основной:
Внедрение проекта.
Выполнение работ по теме.
этап. Заключительный:
Развлечение «По морям, по волнам».
Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».
План мероприятий
Образовательные области
Мероприятия
Познавательное развитие
Рассматривание репродукций картин:
И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Ураган на море»;
С.Б.Бибикова «Рыбаки на Каспии».
Рассматривание альбомов, открыток из серии: «Рыбы», «Морские жители», «Обитатели водоемов».
Беседа с детьми:
«Вода Земли»,
«Морские обитатели»,
«Среда обитания рыб»,
«Дагестанские города на берегу Каспийского моря».
Занятия:
«Экологические проблемы Каспийского моря и их причины»,
«Прогулка на катере по Каспию»,
«Обитатели моря»,
«Труд рыбаков на Каспии».
Познавательные опыты:
«Почему вода в море соленая»,
«Очистим воду».
Дидактические игры:
«Сделай рыбку»,
«Чего не хватает?»,
«Назови ласково»,
«Где рыбка?»,
«Один-много»,
«Сосчитай до пяти»,
«Поймай рыбку»,
«Исправь ошибку»,
«Что не так?».
Речевое развитии
Составление описательных рассказов о рыбах с использованием схем.
Чтение художественной литературы:
В. Бианки «Рыбий дом»;
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Ю. Могутин «Ерши»;
В Орлов «Золотые рыбки»;
В. Татаринов «И рыба клюет».
Чтение стихотворений:
И. Токмаковой: «Где спит рыбка», «Красивые рыбки».
В. Орлова «Для чего морю наряды?»;
С. Эмиров «Песня капельки».
Загадки о морских жителях.
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают».
Рисование: «Золотая рыбка».
Пластилинография «Волшебная рыбка».
Рисование восковыми мелками и акварельными красками «Наш аквариум».
Конструирование:
Из бумаги – «Макет морского дна»;
из цветных палочек Кьюизенера «Выложи рыбку» (по предложенным схемам).
Оригами « Морские рыбки»
Слушание музыки:
могучего, грозного моря («Каспий» М.Кажлаева из симфонических картины «Дагестан», II часть из «Дагестанской сюиты» С.Агабабова);
«Пять журчащих ручейков» Ш.Шамхалова в обр. А.Аликараева,
Чайковский «Море»;
Дебюсси К. «Море», «Разговор ветра с морем»;
Равель М. «Игра воды».
Пение:
«Море зовет» З.Гаджиева,
«Дождик над Каспием» Р. Фаталиева, «Капельки», «Горная река» М. Гусейнова.
«Юный капитан» сл. О. Беляевской, муз. Гомонова.
Социально-коммуникативное развитие
Просмотр мультипликационных фильмов:
«В поисках Немо», «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В порту».
Ручной труд: «Необыкновенные рыбки» (кулоны и браслеты из ракушек).
Сюжетно-ролевая игра:
«Рыбаки Каспия»,
«Моряки»,
«Подводная экспедиция».
Физическое развитие
Психогимнастика «На берегу моря».
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбки»,
«Осьминожки».
Подвижные игры:
«Рыбка плавает в водице»,
«Щука и рыбки»,
«Море волнуется»,
«Мы – капельки»,
«Ходят капельки по кругу»,
«Кто быстрее соберёт мусор на берегу»,
«Ловля рыб»,
«Водолаз».
Дагестанские подвижные игры:
«Ручеек» (дагестанская игра),
«Бег к реке» (аварская игра),
«Дождик и козлик» (дагестанская игра),
«Три сестры к одному брату».
Физминутка:
«Рыбки плавают в воде»,
«Льется чистая водица».
Работа с родителями:
Консультации:
«В жаркий день – на пляже, в бассейне»,
«Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море»;
«Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;
Фотовыставка «Подружись с волной!».
Помощь в оформление игрового уголка «Морской мир».
Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.
Заключение
Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления.
В ходе реализации проекта мы добьемся поставленной цели: дети узнают много нового об обитателях подводного мира; изучат новые методы и приемы лепки. Мы привьем детям бережное отношение к окружающей природе, развитие познавательного интереса к ней; разовьем взаимосвязь эстетического и художественного восприятия творческой деятельности;
Работая над проектом, дети будут иметь возможность заниматься не только самостоятельно, но и в группе, при этом максимально используя свои возможности.
Данный проект – это деятельность, которая позволит детям проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой достигнутый результат. Можно отметить положительные моменты работы над проектом. У детей разовьются навыки самостоятельности и ответственности.