kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Игры народов мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный проек. Весело играем с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект в подготовительной группе»

Проект в подготовительной группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ №1» г. Лиски

Проект

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участниковгрупповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: краткосрочный(04 .09 .17-08.09 .17)

Авторы проекта: Терешина Вера Васильевна, Бурахина Ксения Алексеевна

Проблема: Работая с детьми подготовительной группы, возникла проблема с тем, что у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут построить распространенное предложение для пересказа литературного произведения, плохо запоминают стихи. Так же,у многих детей наблюдается плохая дикция, недостаточный словарный запас и неспособность построить монолог.



Актуальность:

 При поступлении в первый класс ребенок должен обладать многими качествами, среди которых: четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию, заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения, уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Проведя диагностику детей, мы обнаружили, что некоторые дети подготовительной группы имеют: недостаточный словарный запас, бедную диалогическую речь, плохую дикцию, так же многие неспособны построить монолог и не имеют навыков культуры речи.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Речь является основным средством человеческого общения. Человек становится полноправным гражданином общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда устанавливаются межличностные контакты. Всё это невозможно без речи. Речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

В современном мире люди зависимы от компьютера. С популяризацией интернета походы в библиотеку, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание красочных иллюстраций стали терять свою популярность. Взрослые, вместо того, чтобы рассказать ребёнку сказку перед сном, вручают ему планшет - ребёнок занят и никаких проблем. Дети просиживают перед монитором компьютера в гордом одиночестве и молчании, в то самое время, когда можно общаться со сверстниками на улице, с родителями во время воскресного похода на каток, в зоопарк. Живое общение дорогого стоит и имеет самое непосредственное влияние на развитие личности – ребёнок должен делиться своими впечатлениями, восхищаться красивым, быть почемучкой и получать на все вопросы содержательные ответы.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач дошкольного образования. В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

У детей подготовительного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким– нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету».



Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1.  Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2.  Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3.  Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией. Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация .

Актуальность проблемы обусловила наш выбор темы педагогического проекта.

Объект проектной деятельности: процесс развития речи детей подготовительной группы

Предмет проектной деятельностимнемотехника как средство развития речи детей подготовительного дошкольного возраста.

Цель проектаразвитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у детей подготовительного возраста будет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

деятельности.

Ресурсы проекта:

Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.

Материально-технические ресурсыГруппа детского сада, игровая комната соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям;

компьютер,

дидактические игры,

сюжетно-ролевые игры,

подбор наглядного материала (иллюстрации, зарисовки)

Кадровые ресурсы: Воспитатели, дети, родители.

Этапы проекта:

1.Организационный: Оценка уровня словесно-логического мышления;

Постановка проблемы и цели;

Проводение методики «трёх вопросов» (Что мы знаем про это? Что хотим узнать? Что надо сделать, чтобы это узнать?)

Составление перспективного плана работы по проведению проекта; Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой;

Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала.

Участие в анкетировании;

2.Основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.

3. Заключительный. Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Создание детьми своих творческих мини-проектов: рисунков

План образовательной деятельности

Образовательные области: Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями

Групповаяподгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие Работа с мнемотаблицей по теме «Сказки», «Насекомые», «Животные», «Птицы».

Составь сказку на выбор совместно с родителями (работа с мнемоквадратами)

Пересказ своих сказкок по мнемотаблице.Отгадывание мнемозагадок.

Составление предложений о лете, птицах, насекомых по мнемодорожкамМнемотаблицымнемокавдраты для составления рассказов.

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки)

Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице.

Социально-коммуникативное развитие «Найди по описанию»;

«Узнай и назови»;

Загадки о животных, насекомых и птицах.

Познавательное развитие Беседы «Перелётные птицы».

Наблюдения за объектами и явлениями природы.

П/и на тему «Перелётные птицы»«Насекомые» и «Животные». Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

Консультация для родителей «Мнемотехника».

Проведение индивидуальных бесед с родителями;

Художественно-эстетическое развитие «Рисуем слова».

Графическая зарисовка мнемотаблиц. Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями. Атрибуты для театрализованной деятельности карандаши,фломастеры, мелки, краски,

раскраски, трафареты.

Физическое развитие П/и «Охотники и утки»«Кошка и скворцы». Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кольцебросс.

Ожидаемый результат: Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Критерии оценки результатов по диагностике:

Низкий: Ребёнок не проявляет интереса к теме проекта, не проявляет интереса к пересказу сказок, разучивает стихи загадки только по предложению воспитателя. Не всегда включается в коллективную деятельность по изготовлению мнемоквадратовмнемодорожек. Не может раскодировать значение образов в таблицах.

Средний: Ребёнок проявляет интерес к теме только после предложения воспитателя, с помощью взрослого преобразовывает образы в слова, перессказывает рассказы и заучивает стихи по мнемотаблицам. Включается в коллективную познавательную деятельность группы, но только по предложению воспитателя. Проявляет интерес активность творческой деятельности.

Высокий: Ребёнок проявляет интерес к теме проекта, инициативу в речевой деятельности по составлению, перессказу, сочинению по мнемотаблицам. Самостоятельно придумывает образы заменяемые слова, сочиняет загадки, составляет поговорки по мнемотехнике. Проявляет инициативу в творческой и познавательной деятельности.

Продукт проекта:

Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям.

Мнемоквадраты

Мнемопоговорки,мнемозагадки.

Дидактические игры по мнемотехнике

Презентация проекта: «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности»

Рефлексия: В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи детей.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции:

Негативные последствия. Способы коррекции

Низкая мотивация детей Подобрать как можно больше интересного материала по мнемотехнике.

Отказ родителей от сотрудничества Предоставить доступную информацию по данной теме, о её эффективности в процессе развития речи.

Высокая заболеваемость в группе Провести беседы и с родителями и с детьми о мерах профилактики простудных заболеваний.

Список использованной литературы:

Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

Бондаренко Т. М «Практический материал по освоению образовательных областей»;

Интернет ресурсы

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

Периодические издания



Мнемотехника - искусство запоминания

Консультация для родителей

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

    «Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

    Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

    Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные

  • контролировать длительность запоминания

  • перемещать запомненные данные

    На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации

  • колоссальную экономию времени при запоминании

  • возможность быстрого обучения

  • мощное развитие мышления и внимания  

  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

    Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

    Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

    Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
   Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

    Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
   Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

-            Берем заданное на изучение стихотворение.

-            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

-           Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

-            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

-            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект "Игры народов мира"

Автор: Сусолина Наталья Владимировна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема проекта: "Ёрдынские игры" "
    ["seo_title"] => string(32) "tiema-proiekta-iordynskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "212447"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431855327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Проект "Приобщение дошкольников  к национальной культуре" "
    ["seo_title"] => string(63) "proiekt-priobshchieniie-doshkol-nikov-k-natsional-noi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "217613"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433406351"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Познавательный час «Стратегия «Казахстан – 2050» - один народ – одна страна – одна судьба»"
    ["seo_title"] => string(90) "poznavatiel-nyi-chas-tiema-stratieghiia-kazakhstan-2050-odin-narod-odna-strana-odna-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "210428"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431438484"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Проектно-исследовательское направление "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektno-issliedovatiel-skoie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "233596"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443162340"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Проект "Театральный калейдоскоп""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-tieatral-nyi-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "260077"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448890874"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства