Просмотр содержимого документа
«Проект "Играем вместе"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
№17 «Ромашка» г. Ессентуки
Проект педагога - психолога
по сопровождениюдетейраннего возраста (2-3 лет)
«Играем вместе».
Дмитриева Е.В.
Педагог– психолог
Цель: Формирование у детей раннего возраста интереса к игровой деятельности.
Задачи:
1.Укрепление физического и психического здоровья детей, развитие их познавательной и эмоциональной сферы, речевых навыков в соответствии с возрастом с учетом индивидуальных возможностей.
2.Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной активности.
3.Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
4.Формирование у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками.
Участники проекта: Дети раннего возраста (2-3) лет, педагог – психолог.
Вид проекта: Долгосрочный.
Тип проекта: игровой
Сроки реализации проекта: январь 2024 г. – апрель 2024 г.
Ожидаемые результаты
1.Устоновление доверительных отношений между участниками игровой деятельности.
2.Обеспечение психологического комфорта для полноценной игры между всеми участниками.
3.Раскрываются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности;
Актуальность проекта
И от того как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»,-
В. А. Сухомлинский
Сегодня, как никогда широко осознаётся ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребёнка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Игра относится к косвенному методу воздействия. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, который ребёнок, играя, принимает на себя. В тоже время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых- родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности готовность к взаимодействию с ней и во многом определяют и пути налаживания партнёрства детского сада с семьёй. Это проблема была всегда актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл
Первые три года жизни рассматриваются как чрезвычайно важный и ответственный этап в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, речевых и двигательных навыков. Общеизвестно, что раннее детство – это возраст, когда происходит закладка основ здоровья и характера человека; особый период становления всех органов и систем ребенка. Поэтому крайне важно создать ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития, независимо от того, где происходит этот период детства – в семье или в детском саду.
Этапыработы:
Этапы
Содержание работы
1.Подготовительный этап.
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
• Подбор методик, справочной литературы по развитию детей раннего возраста.
• Подбор методического и демонстрационного материала.
• Изучение интернет - ресурсов.
2.Основной этап.
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
П/Игры «Воробушки и кот», «Стайки». «У медведя во бору», «Догони свою пару»
Дидактическая игра «Скажи ласково», «Какой игрушки не стало»
«Чудесный мешочек»
«Угощение»
«Семья»
«Кукла»
«Шофер»
«Поезд»
«Ветер и листочки»
3.Итоговый этап.
Цель: подведение итогов реализации проекта.
1) Анализ результативности работы.
2) Беседа «Как мы любим играть».
3)Оформление фотоотчета по проекту
Литература:
1.Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П. и др. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ.– М. : Просвещение, 2007;
2.Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2007.
3.Галанов А.С. Развивающие игры для малышей. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
4.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008
5.Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005
6.Шпикова Н, Шульман Т. Играй и умней! ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
Приложение 1
Игры и упражнения для детей раннего возраста
“ПОЙМАЙ МЯЧ”
Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.
Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.
Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.
“МЫ ПОПЛЯШЕМ”
Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.
Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.
“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”
Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.
Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.
Усложнение: правой и левой рукой поочередно.
“ПРОКАТИ ШАРИКИ”
Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТИКИ”
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.
Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.
Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.
“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).
Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.“Ладушки-ладушки!
Где были? – У бабушки!
Ладушки-ладошки
Звонкие хлопошки!
Где вы бывали?
Что вы видали? Рылись мы в песочке,
Пекли пирожочки.
Вот-так, вот-так
Пекли пирожочки.”
“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ”
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).
“СОРОКА-СОРОКА”
Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.
Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:
“Сорока-сорока
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),
Этому дала (безымянный),
Этому дала (средний),
Этому дала (указательный),
Этому дала (большой).”
“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”
(мишке или т.п.)
Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
“Водичка, водичка!
Умой зайке личико,
Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),
Умой зайке ротик,
Умой зайке носик,
Умой зайке хвостик!
И поехал зайка к ребятишкам в гости.
“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”
Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:
“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;
И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;
Топал долго топ-топ, топ-топ;
И упал на кочку оп-опп!”
Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.
“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”
Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.
Материал: лист чистой бумаги, карандаш.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: “Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: “Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.
Усложнение: 1. Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т.д.”. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2.Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.
“ПЕРЧАТКИ”
Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.
Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.
“ВАРИМ КАШУ”
Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).
“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”
Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.
“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”
Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.
Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.
Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.
“ДЕЛАЙ КАК Я”
Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.
“Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
И кружимся потом”
“Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой”
“Руки спрятали за голову,
Положили на плечи.
Спрятали за спину,
Положили на живот”
“Ладошки вниз,
Ладошки вверх,
А потом на бочок
И сжимаем в кулачок,
Постучали”.
Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.
“МОЛОТОК”
Цель: развивать моторику руки.
“Кулачок как молоток
Мы сожмем его разок
Тук-тук-тук!”
Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.
“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.
Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.
“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”
Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.
“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”
Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.
Материал: бумага цветная.
Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.
Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.
Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.
Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.
“НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ”
Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.
“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”
Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.
Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.
Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.
Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.
“ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ”
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: “Слушайте, поезд пошел”. Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом “тук”, и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения “вагончики поехали”. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.
“НАДУЕМ ШАРИК” , “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”
Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.
Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.
“ЛОШАДКА”
Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.
“По дороге скользкой, гладкой
Скачет быстрая лошадка.
Чок-чок, чок –
Скачет быстрый табунок”
Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) - движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение “скачет лошадка”.
Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.
Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз “Га-га-га, где мои гусята?” - говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: “Гуси-гуси!”. Дети отвечают: “Га-га-га”. – “Есть хотите?” - продолжает педагог. Дети отвечают: “Да-да-да”.
Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.