Организация: МБДОУ «Ясли- сад № 69 «Красная шапочка»
Населенный пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Пояснительная записка
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции.
Традиция-это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков.
Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста».
Проект «Семья и семейные традиции» направлен на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и его традиций способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Реализация проекта позволит добиться следующих результатов:
развитие у детей интереса к семейным традициям, воспитание чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям;
возрождение семейных традиций;
восстановление преемственности семейных поколений;
повышение родительской культуры в воспитании и развитии ребенка через планомерное взаимодействие с семьями воспитанников;
родители ориентированы на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям.
Задачи проекта
1 .Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6. Совершенствовать у детей умения проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Срок реализации
I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап - заключительный
Ожидаемый результат
1. У детей сформируются знания о семье, ее ценностях, традициях;
2.У детей появится желание и стремление к эмоциональному общению с родными и близкими.
Структура проекта:
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, анкетирование, обсуждение возможных результатов.
Вся дальнейшая работа направлена на обогащение знаний детей о своей семье и семейных традициях, сближение коллектива родителей, педагогов и детей.
I этап - подготовительный.
Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семье и семейных традициях.
II этап – практический.
Цель этапа: Знакомство детей, родителей с семейными праздниками через разные формы работы.
III этап – заключительный.
Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
В ходе реализации проекта прослеживается взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
1. Воспитатель вместе с детьми.
Речевое развитие - Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?
Разучивание стихов, загадок, пальчиковых гимнастик о семье.
Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья? »; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям? »; «Кто ты для бабушки? »
Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Мои домашние обязанности», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Традиции нашей семьи».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Художественно – эстетическое развитие -Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери», «Поздравительная открытка для папы»
Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья» (фотоальбом) .
2. Родители – дети.
Социально – коммуникативное развитие
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Речевое развитие
Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
3. Воспитатель – родитель.
Консультации для родителей с рекомендациями психолога по проблеме «Общение детей и родителей в семье».
Поместить тесты в уголок для родителей с целью повышение их культуры общения в семье: «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель».
Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция», «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению.
4. Воспитатели – родители – дети.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
Художественная деятельность «Семейный портрет».
Развлечение ко дню матери.
Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей! ».
Заключительный этап
фотовыставка «Мамочка – милая, самая любимая»
Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.
Поделки для пап ко дню защитника Отечества.
Развлечение « 23 февраля-папин День»
Этапы реализации проекта:
Этапы
Содержание работы
Срок
1. Подготовительный этап
1. Составить план - схему проекта,
привлечь специалистов (музыкального руководителя, психолога, логопеда, родителей) к осуществлению соответствующих разделов проекта
сбор, накопление материала
включение в план схему проекта образовательной деятельности игр и других видов детской деятельности
домашние задания для само - выполнения
2. Основной этап
Реализация плановых мероприятий:
Воспитатель вместе с детьми.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”:
Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? »
Дидактические игры «Кто старше? »; «У кого сегодня день рожденья? »; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям? »; упражнение « нарисуй своих родителей».
Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Мои домашние обязанности», «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Традиции нашей семьи».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд»
Художественно – эстетическое развитие
Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день 8 Марта», «Поздравительная открытка для папы»
Фото-выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья» (фотоальбом)
Развлечение « 23 февраля-папин День»
Утренник, посвящённый мамам, ко дню 8 Марта.
2. Родители – дети.
Социально – коммуникативное развитие
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Речевое развитие
Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
Художественно – эстетическое развитие
Выставка творческих работ с привлечением детей «Мамочка – милая, самая любимая» посвящённая дню матери (рисунки детей портрет мамы)
3. Воспитатель – родитель.
Консультации для родителей по проблеме «Общение детей и родителей в семье».
4. Воспитатели – родители – дети
Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!».
5. Деятельность педагога.
Изучить историю составления родословной.
Подготовить художественную литературу по данной теме.
2 недели
3. Заключительный этап
фотовыставка «Мамочка – милая, самая любимая»
Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.
Поделки для пап ко дню защитника Отечества.
Развлечение « 23 февраля-папин День»
Итоги реализации проекта.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей.
Список используемой литературы
Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПК
РиПРО, 2009. – 45 с.
Приложение 1
Речевое развитие (чтение художественной литературы)
Михалков Сергей «А что у вас?»
Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.
Дело было вечером, Делать было нечего.
Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так:
– А у меня в кармане гвоздь. А у вас? – А у нас сегодня гость. А у вас?
– А у нас сегодня кошка Родила вчера котят. Котята выросли немножко, А есть из блюдца не хотят.
– А у нас на кухне газ. А у вас? – А у нас водопровод. Вот.
– А из нашего окна Площадь Красная видна. А из вашего окошка Только улица немножко.
– Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий, Презелёный красный шар.
– А у нас огонь погас – Это раз. Грузовик привёз дрова – Это два. А в‑четвёртых, наша мама Отправляется в полёт, Потому что наша мама Называется пилот.
С лесенки ответил Вова: – Мама – лётчик? Что ж такого!
Вот у Коли, например, Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы – инженеры.
А у Лёвы мама – повар. Мама – лётчик? Что ж такого!
– Всех важней, – сказала Ната, – Мама вагоновожатый, Потому что до Зацепы Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо: – Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьёт? Ну конечно, не пилот.
Лётчик водит самолёты – Это очень хорошо. Повар делает компоты – Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны, Мамы всякие важны.
Дело было вечером, Спорить было нечего.
Рассказ «Мамина работа»
(Сергей Алексеевич Баруздин)
Каждое утро мама и папа уходили на работу. Каждый вечер мама и папа приходили с работы. Они так и говорили: — Мы идём на работу. — Мы пришли с работы. — А что такое работа? — спрашивала Светлана. — Я тоже хочу на работу! — Пока ты маленькая, твоя работа — это детский сад, — говорил ей папа. Но Светлане очень хотелось посмотреть на настоящую работу, и она всё время просила маму: — Возьми меня с собой! Как-то раз мама пришла за Светой в детский сад раньше, чем всегда. Она поговорила о чём-то с Зинаидой Фёдоровной, а потом сказала: — Ну, Светик, одевайся. Пойдём смотреть мою работу. Они вышли во двор, потом на улицу, спустились в метро и уже через несколько минут были на другом конце города. Здесь, среди деревьев, стояло большое красное здание. Мама провела Светлану через красивые железные ворота, и они пошли по просторному двору к дверям дома. — Это что? — спросила Светлана. — Это фабрика, где я работаю, — сказала мама. — А у тебя какая работа? — спросила Светлана. — Хорошая, интересная работа! — ответила мама. — Сейчас мы пойдём с тобой на фабрику, и я тебе всё покажу. Когда они вошли в цех, то Светлана сначала даже растерялась. Она никогда ещё не видела таких огромных комнат со стеклянными крышами. Повсюду рядами стояли какие-то машины, и все они так шумели, что ничего не было слышно. Мама подвела дочку к одной машине, и тут Светлана увидела, что к ней широкой лентой тянется светлая материя, а вылетает из неё разноцветная. Быстро красит машина материю! — Вот здесь я и работаю, — услышала Света сквозь шум машины мамины слова. — У нас на фабрике делают материю, из которой потом шьют ребятам красивые платья. И твоё платье тоже сшито из такой же материи. — А кто там работает? — спросила Света и показала рукой на соседнюю машину. — И на той машине я работаю, — сказала мама. — У нас каждая работница обслуживает несколько машин. Вдруг Света увидела на маминых машинах маленькие красные флажки. — А это что? — Такие красные флажки дают тем работницам, которые хорошо работают, — сказала мама. — А у нас в цехе все хорошо работают. Тут Светлана увидела, что и на других машинах тоже развеваются красные флажки. — И я хочу такой флажок и машину тоже, — сказала она. — И тебе обязательно дадут такой флажок, когда ты вырастешь и будешь хорошо работать. Долго они ещё ходили по цеху и смотрели на чудесные машины, потом вышли во двор. А здесь Светлана увидела, как вереницей ехали с фабрики грузовики, доверху нагруженные готовой материей. Повезут её теперь во все концы страны, чтобы сшить для ребят много новой, красивой одежды. Светлане очень понравилась мамина работа. А ночью ей приснился сон. Стоит она в большом, светлом цехе около машины, а из машины вылетают разноцветные платья! Надевают их ребята и говорят: «Хорошие платья!» А на Светланиной машине, на самом верху, вьётся маленький красный флажок — за хорошую работу!
Елена Благинина
«Посидим в тишине»
Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой.
И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!.
Пословицы о семье
В родной семье и каша гуще.
В семье дружат — живут не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семьей и горох молотят.
Согласие да лад в семье — клад.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Семья в куче — не страшна и туча.
Семья без детей — что цветок без запаха.
Семейное согласие всего дороже.
Семейный горшок всегда кипит.
В недружной семье добра не бывает.
Намеки да попреки — семейные пороки.
Стихи о семье
«Бабушка и дедушка»
Надо бабушку любить,
Надо с дедушкой дружить.
Только вместе всей семьёй
Можно долго нам прожить.
С ними можно поиграть,
Или книжку почитать,
И от них, когда захочешь,
Можно новое узнать.
«Семья»
М. Тахистова
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
«Семья»
М. Шварц
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
«Детские стихи о семье»
У меня есть семья -
Мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем.
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
Пусть всегда живет семья -
Мама, папа, брат и я.
«Семейное древо»
Г. Дядина
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…
«Большая семья»
У меня семья большая.
Очень дружная такая.
Мама, папа, Оля, я-
Вот и вся моя семья.
Нет не вся. еще бабуля
И беззубый дед-дедуля.
«В семейном кругу»
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Пальчиковые гимнастики о семье
«Моя семья»
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка
(Разжимают большой палец)
Этот пальчик - бабушка
(Разжимают указательный палец)
Этот пальчик - папочка
(Разжимают средний палец)
Этот пальчик - мамочка
(Разжимают безымянный палец)
Этот пальчик - я.
(Разжимают мизинец)
Вот и вся моя семья
(энергично сжать руку в кулак несколько раз)
"Мой дом"
Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший: мама в нём!
«Мама»
Много мам на белом свете,
Все их любят очень дети!
(хлопок, кулачок)
Журналист и инженер,
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
(поочередно загибать пальчики)
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
(сжимать, разжимать кулачки)
Упражнение «Нарисуй своих родителей”.
Цель и задача: представление участником своих родителей вместе с другими родными. Определение отношения участников к каждому родителю и обоим родителям вместе.
Ведущий: «В ваших рабочих тетрадях нарисуйте на листке своих родителей, а по краям листочка всех кого ты захочешь, кто, как тебе кажется, имеет отношение к твоим родителям свою семью. Вы можете пользоваться этими карандашами. Мы не художники, поэтому не будем стесняться. Главное, чтобы было понятно, кто есть кто?»
Участники рисуют в тетради свою семью.
Беседа «Моя семья»
Цель:
-формирование представлений о семье и родственных отношениях.
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы
существительных.
- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство любви и
уважения к членам своей семьи.
Ход беседы:
Воспитатель:-Ребята, попробуйте отгадать загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать. Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная…
Дети: Семья
Воспитатель: Правильно! Мы поговорим сегодня о семье.-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Воспитатель: Правильно. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. У каждого человека должна быть семья, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге и всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своей семье
Приложение 2
Работа «Воспитатель-родитель»
Упражнение «Что мне нравится в моем ребенке, так это...»
Направлено на рефлексию позитивного отношения к личности ребенка и рефлексию родительского чувства.
В течение 2-х минут участники пишут положительные качества, имеющиеся у ребенка, либо воспринимаемые тарными. По окончании упражнения написанное зачитывается. Участники делятся своими чувствами и переживаниями.
Упражнение «От чего вы бываете счастливы?»
Рефлексия позитивного эмоциональною состояния родителя, ребенка и актуализация состояния общего эмоционального подъема.
Рефлексия родительских чувств и чувств ребенка. Участникам предлагается ответить на вопросы: «От чего вы бываете счастливы?», «От чего счастливы ваши дети?» Для этого следует разделить лист бумаги пополам, для каждой номинации. Упражнение выполняется 5 минут. Далее, анализируя совпадение моментов счастья детей и родителей, каждый участник отвечает на вопрос: «Возможно ли общее счастье?» Обмен мнениями, впечатлениями.
Упражнение « Родители, какие они?»
Направлено на рефлексию личностных качеств родителя. Каждый берет лист бумаги и в течение 2-х минут пишет определение к фразе: «Родители, какие они...» По окончании работы тексты зачитываются и участники составляют портрет родителя (часто идеализированный и многогранный) Обмен мнениями.
Упражнение № 6 “Спасибо и извини ”
Цель: Формирование благоприятного психологического климата в семье. Формирование чувства любви, эмпатии, уважения. Участники: родители и их дети от 5 лет
Процедура проведения: Все участники каждому из членов семьи говорят фразу «Спасибо тебе за то, что….!!!» можно проделать несколько кругов. После чего точно так же фразу «Извини меня за то, что…!!!» В заключение все обнимаются, показывая, как все друг друга любят. Обсуждается вопрос, что было легче говорить спасибо или извиняться, самому говорить или принимать высказанное. Как часто в повседневной жизни члены семьи друг перед другом извиняются и говорят спасибо. И как часто следовало бы это делать.
Консультация "Особенности общения с детьми в семье»
Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать родителям советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения с детьми.
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие принципы существуют:
1.Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
2.Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
3.Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им.
4.Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.
В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения. Такие упражнения можно найти в книге В. Е. Кагана «Преодоление: неконтактный ребенок в семье». Автор дает рекомендации по устройству повседневной семейной жизни, целительной для ребенка; рассказывает о развитии общения и сотрудничества.
Если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, то в такой атмосфере у ребенка развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Ребёнок в таком случае усваивает особенности общения в естественных для себя условиях. И даже если он оказывается в конфликтной ситуации, то ему легче справиться с ней, так как он настроен конструктивно.
Пока ребенок воспитывается в условиях семьи, то проблема общения может быть незаметной, в семье все будет происходить, на первый взгляд, так, как обычно. Но когда он пойдет в детский сад, где необходимо будет взаимодействовать со сверстниками, то конкуренция на равных может дать такой эффект, при котором малыш займет зависимую позицию во взаимоотношениях с ровесниками.
Обычно детям не требуется специального обучения общению. Обучение общению — процесс естественный. Ребенок учится общаться, подражая тому, как это делают родители.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым, в первую очередь матерью.
Консультация для родителей «Что надо знать о своем ребенке?»
Мудрый родитель и педагог подобен архитектор, который строит новое здание, хорошо они представляют не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы.
Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах и надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять биологические, социальные законы, перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности. Каковы же они, главные законы детства?
1. Хорошие родители;
2. Хорошие условия жизни и воспитания;
3. Полноценное общение со сверстниками и взрослыми;
4. Постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность .
Могучая потребность в деятельности вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
В дошкольном возрасте – это игровая деятельность. Нарушение нормального развития ребенка наступает, когда нет согласия между воспитателями, папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется «возу, который тянут в разные стороны». Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.
Педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.
Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.
Первая школа растущего человека – это семья. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}