Проект для детей старшего дошкольного возраста «Герб семьи»
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Герб семьи»
Цель проекта: Развитие связной речи у детей, обогащение словаря. Стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание в детях семейного патриотизма. Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи:
1.Формировать у детей понимание символического смысла изображений на гербах.
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Развивать у детей творческие навыки ручного труда и изобразительной деятельности.
Развивать у детей связную речь и познавательную активность.
Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к своей семье.
Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект для детей старшего дошкольного возраста «Герб семьи»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детскийсад «Ладушка» Родионово-Несветайского района
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Герб семьи»
Составили:
Трубникова Татьяна Викторовна
Черникова Галина Николаевна
сл.Родионово-Несветайская
2024г.
Проект «Герб семьи»
длядетейстаршейгруппы
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. По продолжительности: краткосрочный (20.05. – 31.05.2024). Участникипроекта:дети, родители, воспитатели.
Актуальность проекта:
В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни, очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья.
Современные родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в-третьих – на творческое самовыражение; в-четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров, так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль.
Цельпроекта:Развитие связной речи у детей, обогащение словаря. Стимулирование интереса родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание в детях семейного патриотизма. Формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи:
1.Формировать у детей понимание символического смысла изображений на гербах.
Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Развивать у детей творческие навыки ручного труда и изобразительной деятельности.
Развивать у детей связную речь и познавательную активность.
Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к своей семье.
Способствовать объединению участников проекта (детей и родителей) в рамках создания коллективных творческих работ.
Предполагаемыйпродуктпроекта:Создание альбома творческих работ
«Герб семьи».
Предполагаемый результат: Расширится кругозор детей, они узнают много нового и интересного об истории, видах, значения гербов, о прошлом своей семьи, ее традициях и реликвиях, сплотится коллектив детей и взрослых.
Взаимодействие с родителями:
Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в семье», создание памятки «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Беседы с родителями по оформлению семейных гербов.
Совместная творческая деятельность детей и родителей.
Создание альбома «Герб семьи».
Содержание проекта «Герб семьи»:
этап.Подготовительный:
Анализ методической и художественной литературы по темам «Герб семьи», «Патриотическое воспитание старших дошкольников».
Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта (выставка наглядного и дидактического материала по теме «Символика» - гербы и флаги родной слободы, нашей области, нашей страны, других стран).
этап. Практический:
Совместная образовательная деятельность педагога с детьми:
беседа «Символика нашей страны»;
НОД «Моя семья» по речевому развитию, НОД «Герб моей семьи» по речевому развитию;
просмотр презентации «Моя Родина – Россия»;
дидактические упражнения «Найди флаг», «Узнай герб нашей страны и расскажи о нем»;
сюжетно-ролевые игры «Дом. Семья», «Буду в Армии служить»;
рассматривание иллюстраций по темам: «Символика нашей Родины»,
«Семья», семейных фотографий;
чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине и семье;
помощь в разработке и изготовлении семейных гербов родителями и детьми.
этап. Заключительный:
Презентация творческих работ детей и родителей «Герб семьи» с рассказами о семейных гербах.
Выставка рисунков «Символика нашей Родины».
Вывод:
Воспитание патриотических чувств ребенка является важнейшим разделом нравственного воспитания. А истоки этого воспитания - в семье. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное становление. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В ходе проекта дети познакомились с гербами многих стран. Научились «читать» информацию, заложенную в гербе. Дети и взрослые при работе над семейным гербом сделали много открытий. Ценно то, что каждая семья подошла к созданию своего герба творчески, все гербы отличаются самобытностью, стилем, содержанием. В основе всех – детское творчество.
Список используемой литературы:
Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 1998. - 175 с.
Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
Приложение№1
Беседа «Символика нашей страны»
У каждого государства есть свои государственные символы. В цветах флага, в рисунке герба, музыке и словах гимна отражается боевое историческое прошлое, устремления и ценности всех людей, которые живут в этой стране.
Символы государства – это святыни, которые объединяют всех людей нашей страны.
Герб России - золотой двуглавый орел на красном поле. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие суверенитет, как всей России, так и ее частей. В лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
ФлагРоссии - трехцветный: сверху проходит белая полоса. Белый цвет означает чистоту России, честность людей. Ниже синяя полоса означает
- небеса и говорит, что наша Россия связана с богом, который помогает делать россиянам добрые дела, и защищает Россию в трудные времена. Красный цвет на нашем флаге - пролитая кровь наших предков, он говорит о том, что мы помним и почитаем всех людей, которые погибли, защищая нашу Родину - Россию во все времена. При подъеме государственного флага ему отдаются воинские почести. Наш флаг появился более 200 лет назад.
Гимн России - это главная песня нашей страны. Слова гимна отражают чувства патриотизма, уважения к истории нашего государства. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Гимн России был написан композитором А.В. Александровым и поэтом С.В. Михалковым.
Страны, области и города имеют свои гербы. Ростовская область также имеет свой герб. Гербы обычно связаны с историей данной местности, с родом занятий или с какими-то легендами.
Герб Ростовской области
Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя - выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс.
ФлагРостовскойобласти
Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - желтого и нижней - алого цвета. Вертикально вдоль древка расположена белая полоса, составляющая 1/5 часть ширины флага.
Цвета флага символизировали единство трёх социальных групп (синий — донских казаков, жёлтый — калмыков, красный — русских), живших на Дону. В 1996 году на основе донского триколора был утверждён флаг Ростовской области. Он был дополнен вертикальной белой полосой — символом единства области с Российской Федерацией.
Герб и флаг Родионово-Несветайской слободы
Геральдическое описание герба Родионово-Несветайского сельского поселения гласит:
«…В червленом поле с волнистой зеленой оконечностью, тонко окаймленной серебром и зеленью и обремененной двумя скрещенными серебряными казачьими шашками в черных ножнах, рукоятями вверх в перекрестии, золотая башня, сопровождаемая справа и слева тремя золотыми же хлебными колосьями…»
Описание символики:
- башня и 6 хлебных колосьев - в состав Родионово-Несветайского сельского поселения входят 7 следующих населенных пунктов: сл. Родионово-Несветайская, х. Авилов, х. Большой Должик, х. Весёлый, х. Новоегоровка, х. Павленков, х. Калиновка.
- серебряный пояс (перевязь) – поселение у реки. В 1802 году войсковая канцелярия разрешила подполковнику Марку Родионову занять участок под поселение. Так был основан поселок Родионов. Позже посёлок стали именовать Родионово-Несветайским, поскольку он был основана реке Большой Несветай. Затем был преобразован в нынешнюю слободу Родионово-Несветайскую, ставшую центром Родионово-Несветайского района Ростовской области.
- казачья шашка, соединенные подковой– многие представители рода Родионовых состояли на военной службе и добились отменных результатов в служении государству Российскому.
- червленый (красный) цвет – символ мужества, силы, трудолюбия и красоты;
- золото – символ величия, достатка, процветания и прочности.
- серебро в геральдике символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально- культурным традициям.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Ребенок не рождается «плохим» или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
В дошкольной образовательной программе «Детство» предусмотрено воспитание патриота - гражданина, которое включено в социально- нравственное развитие. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ:
Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё мал, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях в детском саду и после них).
Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!»,
«Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!».
Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих!
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольноговозраставсемье»
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливыйсадовникукрепляеткорень,отмощностикоторогозависитжизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должензаботитьсяовоспитанииусвоихдетейчувствабезграничнойлюбвик
Родине.В.А.Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это
«...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом, защищать девочек и заботиться о них. У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими людьми, утешать и заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших добрых людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста:
знать и называть свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
знать семейные праздники; иметь постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
знать, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины;
иметь представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
иметь представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родной слободы.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.