Методическая разработка развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Семья. Семейные ценности и традиции»
Методическая разработка развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Семья. Семейные ценности и традиции»
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению. Мероприятие «Семья. Семейные ценности» нацелено на воспитание ценностного отношения к семье, гордости за свою семью, формирование позитивного опыта семейных отношений, стремления к совместной творческой деятельности, способствует взаимопониманию детей и взрослых, укреплению нравственных начал в семейных отношениях, повышению культуры общения.
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению. Мероприятие «Семья. Семейные ценности» нацелено на воспитание ценностного отношения к семье, гордости за свою семью, формирование позитивного опыта семейных отношений, стремления к совместной творческой деятельности, способствует взаимопониманию детей и взрослых, укреплению нравственных начал в семейных отношениях, повышению культуры общения.
Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.
Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают:
-установление партнерских отношений педагогов и родителей;
-просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;
разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Семья. Семейные ценности и традиции»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Методическая разработка
развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста
«Семья. Семейные ценности и традиции».
Авторы:
воспитатель Малова Алина Николаевна
г. Новочебоксарск.
2020 г.
АННОТАЦИЯ
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению. Мероприятие «Семья. Семейные ценности» нацелено на воспитание ценностного отношения к семье, гордости за свою семью, формирование позитивного опыта семейных отношений, стремления к совместной творческой деятельности, способствует взаимопониманию детей и взрослых, укреплению нравственных начал в семейных отношениях, повышению культуры общения.
Именно в семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества. Учитывая это, можно с полным правом утверждать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка, его проводником в мире ценностей.
«Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, значимость, польза, полезность» (толковый словарь С. И. Ожегова).
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на обеспечение единства подходов в решении задач воспитания у ребенка привязанности к родному дому, семье, сопричастности ребенка с родственниками, осознания правил, регулирующих взаимоотношения в семье, семейных традиций и обычаев.
Проблема приобщения дошкольников к семейным ценностям может быть решена в тесном содружестве детского сада и семьи при квалифицированной поддержке и сопровождении родителей в данном вопросе со стороны детского сада.
Условиями успешного взаимодействия ДОО и семьи по приобщению дошкольников к семейным ценностям выступают:
-установление партнерских отношений педагогов и родителей;
-просвещение родителей по вопросам приобщения дошкольников к семейным ценностям;
разработка совместных проектов, мероприятий детского сада и семьи, направленных на формирование у старших дошкольников семейных ценностей.
План-конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста
«Семья. Семейные ценности и традиции».
Цель: формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи:
1.Укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.
2.Воспитывать уважение детей к близким.
3.Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи
4. Осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Методы: словесный – беседа, сообщения учащихся; творческий – чтение стихов, игра на музыкальном инструменте, создание ромашки с пожеланиями; игровой – игра «составь из данных слов пословицу о семье», наглядный – демонстрация презентации; проектный - подготовка проекта «Моя семья».
Оборудование: мультимедийная установка, ромашки с пожеланиями, сообщения учащихся, домра, фотографии, рисунки детей.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему его вы узнаете, разгадав этот ребус «7 Я»:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
II. Сообщение темы и вводная беседа:
Воспитатель: Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях.
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.
III. Работа по теме:
Воспитатель: Так что же такое СЕМЬЯ?
А) Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья?
Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
Читает ребенок:
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Игра: «Составьте из данных слов пословицу о семье».
- Как вы их понимаете? (Ответы)
На что лад в семье, коли клад.
На что клад, коли в семье лад.
Семья холодно – ней печка: как, собираются все к.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
Семья на душа месте вместе – вся .
Семья вся вместе – душа на месте.
Воспитатель: Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Действительно, почему для человека так важна семья. (Ответы я)
Б) В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, но и нравственные ориентиры. Вы - дети , и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью?
- Я расскажу вам одну легенду.
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:
«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое это слово? (Ответы учащихся)("понимание").
Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к взаимопониманию.
Текст на слайде:
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
15. Стремись все делать как можно лучше.
16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.
Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи/Слушают аудиозапись)
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы)
Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!
Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.
Воспитатель: Давайте попробуем назвать качества счастливой семьи. (Ответы учащихся)
• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Признание. (Уважение и благодарность.)
• Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
• Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)
Читают дети:
ХОРОШАЯ СЕМЬЯ
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.
- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)
Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения)
- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся) Чтобы семья была крепкой и дружной.
Игра «Сосчитай»
- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений.
Воспитатель: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это было распространено среди знати.
В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Дети показываю свое генеалогическое дерево (демонстрация)
3. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.
Воспитатель: Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
«Семейный альбом»
Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.
Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,
Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?
А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.
От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.
Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,
Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.
А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,
И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!
Дети рассматривают семейные альбомы
5. Или хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколение
История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Дети рассматривают заранее приготовленный материал
6.Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях
(рассматривание фотовыставки «наши бабушки и дедушки»)
8. Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Презентация проекта «Праздники моей семьи».
IV. Закрепление
Дети показывают инсценировку «Современная семья»
V. Итог.
Воспитатель: Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Ребята, а нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)
Я предлагаю сделать ромашку символом нашей семьи. Давайте выйдем всеми к доске и пожелаем нам и нашим гостям здоровья и счастья их семьям.
Финальная песня. (Дети раздают под песню гостям ромашки с пожеланиями).