Просмотр содержимого документа
«Проект для детей старшего дошкольного возраста "Если добрый ты"»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»
Проект в старшей группе
«Если добрый ты»
Автор: Корепанова Татьяна Витальевна
Краснокамск, 2019г.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: кратко - срочный (2 недели) с 08.02 – 22.02.2019г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего возраста, родители.
Актуальность проекта
Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Как писал известный русский учёный А. М. Пешковский, «там, где дети учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить, и обозначать свою мысль словом, умел обращаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. поколения. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в тоже время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание. В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Цель проекта:
-формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; развивать дружеские, доброжелательные отношения в коллективе, совершенствовать речевой этикет, воспитывать культуру общения, чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Задачи:
1.Социально-коммуникативное развитие: формировать первичное представление о добре и зле; продолжать учить детей правилам поведения за столом, общественных местах; развивать чувство доброты, сопереживания, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
2.Познавательное развитие: учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.
3.Речевое развитие: воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно.
4.Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности, память, воображение, фантазию, формировать музыкально-слуховых представлений, формирование у детей музыкально - эстетического сознания.
5.Физическое развитие: развивать двигательные навыки, крупную и мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат:
1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Методы педагогического воздействия:
• Пример взрослых (создание доброжелательной, дружеской обстановки в группе)
• Проблемные ситуации (оценка действий и поступков, поручение, контроль над выполнением правил)
• Поощрение (похвала)
• Примеры из литературных произведений (поступки героев) и др.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Сбор и накопление информации:
- повышение собственной профессиональной компетентности;
- подбор и изучение литературы, наблюдения, беседы, вопросы, рассматривание книг, иллюстраций;
-создание необходимых условий для реализации проекта (подбор наглядного материала и литературы для совместной организованной деятельности с детьми);
- перспективное планирование проекта.
2. Основной (практический) этап.
- педагогические наблюдения во время режимных моментов, совместной деятельности, занятий, повседневной жизни;
- реализация проекта через различные виды детской деятельности.
3. Обобщающий этап.
- систематизация материала;
- подготовка отчетной документации.
Перспективное планирование образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательные области
Виды деятельности
Социально-коммуникативное развитие
1. Беседа-введение по теме: «Что такое вежливость?» и «Что такое волшебное слово?» 2. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по темам: «За столом». 3. Обсуждение пословиц и поговорок о вежливости. 4. Обсуждение по картинкам из серии «Уроки вежливости» по теме: «В автобусе»
Речевое развитие
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
2. Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Сыновья».
3. Дидактические игры: «Похвали друга», «Хорошо или плохо», «Назови друга ласково», «Вежливо или не вежливо»
4. Чтение сказки «Цветик-семицветик» В.Катаев.
5. «Вежливые сказки» Т. Шорыгина
6. Составление рассказов из личного опыта: «Мои добрые поступки».
Познавательное развитие.
1.Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций «Вежливые стишки» «Сказка как царь отменил вежливые слова» «Учимся вежливости»
Мультфильм «Волшебное слово»
2. Д\и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Копилка добрых слов», «Оцени поступок», «Положительные и отрицательные герои сказок»
«Если добрый ты» (Муз. Савельева Б., сл. Пляцковского М);
«Улыбка» (В Шаинский, «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг»;
4. Предложить детям определить настроение песни: (Пропала собака, Песня Красной Шапочки, Колыбельная медведицы, Буратино)
Взаимодействие с родителями:
- создание рекомендации для родителей по теме: «Как помочь своему ребенку стать вежливым?» - ознакомление родителей с памяткой правил вежливого поведения. - консультации для родителей по теме: «Роль этикета в воспитании детей».
Приложение 1
Беседа с детьми: « Что такое вежливость?» « И что такое волшебное слово?»
Цель: рассказать детям о том, что такое вежливость, вежливые слова. Учить говорить друг другу вежливые слова. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.
Ход беседы: (вопросы к детям)
- Дети, какие вежливые слова вы знаете?
- А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?
- Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
- Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?
(Выслушиваются ответы детей)
Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения.
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.
Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и несоблюдавших их граждан наказывали. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.
Послушайте основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у вас и подумайте, соответствуете ли вы этим правилам:
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
Нужно всегда говорить правду.
Вежливо внимательно относиться к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
Конкурс «Похвали друга?»
«Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. (передаётся игрушка по кругу)
Послушайте еще несколько правил о вежливости.
Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).
В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
Загадки о вежливости.
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)
В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите». Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали.
Наше занятие закончено, все молодцы.
Приложение 2
Пословицы и поговорки о вежливости
Вежливость ничего не стоит, но много приносит — когда человек умеет хорошо себя вести в обществе, то с ним охотно общаются, он много может добиться.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — нельзя, находясь в гостях диктовать свои условия и все время обращать на себя всеобщее внимание. Лучше быть приветливым с хозяевами дома.
Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь — когда человек умеет вовремя промолчать и не разжигать конфликт, то это очень ценится.
На всякие приветы надобно иметь ответы — не всегда знакомые относятся радушно к своим приятелям. Иногда вместо приветствия могут сказать человеку о том, что он поправился. Не стоит это воспринимать в штыки, достаточно просто поздороваться и пройти мимо, не завязывая разговор. Или же можно перевести разговор в другое русло и начать также мягко обсуждать этого приятеля — указать на его недостатки.
Не спеши хватать: оботри руки — выражение употребляют при трапезе. Нельзя садиться за стол с грязными руками.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает — попробуйте сказать комплимент своему знакомому и вы увидите, как у него поднимется настроение.
Смола — не вода, брань — не привет — вежливые люди стараются не конфликтовать.
Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба — люди всегда ценят тех, кто добродушен и вежливо относится ко всем. Если человек с высоким положением не имеет такого качества, то к нему не будет и доверия.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит — когда человек умеет хорошо себя вести в обществе, то с ним охотно общаются, он много может добиться.
В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — нельзя, находясь в гостях диктовать свои условия и все время обращать на себя всеобщее внимание. Лучше быть приветливым с хозяевами дома.
Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь — когда человек умеет вовремя промолчать и не разжигать конфликт, то это очень ценится.
На всякие приветы надобно иметь ответы — не всегда знакомые относятся радушно к своим приятелям. Иногда вместо приветствия могут сказать человеку о том, что он поправился. Не стоит это воспринимать в штыки, достаточно просто поздороваться и пройти мимо, не завязывая разговор. Или же можно перевести разговор в другое русло и начать также мягко обсуждать этого приятеля — указать на его недостатки.
Не спеши хватать: оботри руки — выражение употребляют при трапезе. Нельзя садиться за стол с грязными руками.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает — попробуйте сказать комплимент своему знакомому и вы увидите, как у него поднимется настроение.
Смола — не вода, брань — не привет — вежливые люди стараются не конфликтовать.
Вежливость из раба сделала князя, плохой нрав из князя сделал раба — люди всегда ценят тех, кто добродушен и вежливо относится ко всем. Если человек с высоким положением не имеет такого качества, то к нему не будет и доверия.
Приложение 3
В.Осеева «Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
– С тобой что-то случилось?
– Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.
– Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
– Ещё бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.
– Убежишь?
– Убегу! Из-за одной Ленки убегу, – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..
– Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
– Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
– Пустяки! – сказал старик. – Один поругает – другой пожалеет.
– Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
– Что же, не берёт тебя брат?
– А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
– Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
– Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
– Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
– Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зелёные, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймёт волшебное слово!»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
– Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
– Какую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь на кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щёки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Приложение 4
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель. Упражнять в беге в различных направлениях, в умении быстро ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, находчивость.
Ход игры. Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – охотником.
Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становиться по зайцу. Игра проводиться по тем же правилам.
Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца.
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Цель. Упражнять в беге в прямом направлении. Приучать детей действовать согласно правилам игры. Закрепить умение имитировать действия птиц.
Ход игры: Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети - гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их дом. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка.
Пастух выгоняет гусей пасти на луг. Гуси ходят, летают по лугу.
Затем пастух говорит: Гуси, гуси!
Гуси останавливаются и отвечают хором: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите!
Гуси: Нам нельзя: Серый волк под горой, не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите!
Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), Летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, старается поймать их (коснуться рукой).
Пойманных гусей волк уводит к себе.
После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей.
Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Примечание: Когда воспитатель впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья (поднимают руки в стороны).
Пальчиковая гимнастика
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Дыхательная гимнастика
«Радуга, обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
Задержать дыхание на 3-4 с.
Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Приложение 5
Конспект НОД с детьми старшей группы
«Цветок – желаний»
Цель: формирование представлений у детей в создании художественных образов растительного мира в литературных сказок.
Задачи:
побуждать детей создавать художественный образ волшебного цветка;
упражнять в использовании изображения лепестков цветка прием цветового контраста;
воспитывать любовь к художественным литературным произведениям и гуманные чувства к ближнему в оказании помощи.
Методы и приемы: просмотр сюжета мультфильма «Цветик – семицветик», беседа по сюжету, физкультминутка, создание проблемной ситуации, игровой прием, объяснение, показ, рефлексия, поощрение.
Беседа по сюжету (цель – воспитание доброжелательности, сочувствия, желания прийти на помощь тем, кто попал в беду. Формирование дифференцированной оценки образов художественного произведения).
- Кто написал сказку «цветик – семицветик? »
- Кто является главным героев этой сказки?
- Какие волшебные слова произносила Женя, чтоб исполнилось желание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
- Какие желания загадала Женя?
- Какие Женины желания показались вам важным? Объясните, почему вы так думаете?
- Представьте себя, на месте Жени, какие бы вы желания загадали?
- Какие свои желания исполнила Женя? (ответы детей)
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?
Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь).
- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
- Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?
- Как вы оцениваете поступок Жени?
- Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?
- Чему нас учит эта сказка?
Какую же мудрую мысль хочет донести до детей эта сказка? (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя)
-Если бы у вас остался последний лепесток от цветика - семицветика, то он, какого цвета был бы?
Какое последнее желание загадали бы вы?
Физкультминутка «Цветок».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Изображение «Цветок – желаний».
Педагог: - Ребята! Давайте, изобразим свой цветок желаний.
Берем емкость с пульверизатором, заполняем окрашенной водой акварельной краски розового цвета, затем начинаем распрыскивать краску на весь лист бумаги, таким образом, выполняем тонировку листа. Затем даем возможность подсохнуть краске. На отдельном листе бумаги выкладываем засушенный березовый (рябиновый, осиновый и т.п.) лист и начинаем наносить гуашевую краску на этот лист. Используя в изображении технику оттиском, засушенный лист в краске, отпечатываем на уже подсохшем тонированном листе бумаги. Создавая образ цветка. Все листики у цветка разного цвета, затем дорисовываем стебель и лист.
Рефлексия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какие желания загадывала девочка Женя?
- Какое желание вам больше всего понравилось и почему?
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}