Отдел образования Пролетарского районного в г. Донецке совета
Дошкольное учебное учреждение № 395 – ЦРД «Росток»
Конспект интегрированного занятия
по технологии проектирования с элементами ТРИЗ
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовлен
воспитателем
ДУУ №395 – ЦРД «Росток»
Шапровой С.В.
г. Донецк
ТЕМА: «Окошко в сказку»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- продолжать развивать у детей интерес к сказкам;
-учить моделировать сказку с помощью схем, соблюдая последовательность;
-учить детей решать проблемы и анализировать предстоящие трудности;
- закреплять умение строить модели любого вещества из карточек с изображением маленьких человечков;
- закрепить умение отгадывать ребусы, писать буквы;
- развивать умение пользоваться собственным опытом при анализе различных вариантов, находить правильное решение;
-развивать ассоциативное воображение, внимание;
-побуждать детей выражать своё мнение, формировать понятийный аппарат:
- воспитывать дружелюбие, прививать понятие взаимовыручки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассказывание детям сказок разных народов и писателей: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Золушка», «Принцесса на горошине», «Снежная Королева», «Сказка о глупом мышонке», «Кто сказал мяу?», «Под грибком», рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок про сказочных героев, моделирование сказок с помощью схем и символической синектики.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сказочное окошко со сменными декорациями (лес, река, замок Снежной Королевы), конверты с изображением сказочных героев (ТРИЗ), карточки по
ТРИЗу «Маленькие человечки», карточки с ребусами, друдлы, цветные макароны, шнурки и фломастеры по количеству детей, схемы нанизывания бус, музыкальный диск «Времена года», песня «Маленькая страна», портрет Снежной Королевы: злой и доброй, волшебное зеркало.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель с детьми стоит в кругу, держась за руки.
Психологический этюд: «Доброе животное».
В – ль. : Дети, давайте представим, что мы с вами одно большое доброе животное. Наше животное дышит: вдох, выдох. Прислушайтесь, как бьётся сердце нашего животного: тук – шаг вперёд, тук – шаг назад.
Дети одновременно выполняют движения.
В – ль.: Дети, как вы думаете, где живёт доброе животное, которое умеет говорить, смеяться, плакать, переживать.
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к ответу, что животное может жить в сказке.
В – ль.: А как можно попасть в сказку? Ответы детей.
В – ль: В нашей группе есть предмет из сказки, только в сказке он летает. Как вы думаете, что это?
Ответы детей.
В – ль: Верно, это ковёр – самолёт.
Дети рассаживаются на ковре.
Дети, как вы думаете, какие качества должны быть у друзей?
Ответы детей.
В – ль.: Есть такое выражение «народная мудрость». Много лет люди наблюдали за природными явлениями, за отношениями между людьми и придумали много пословиц. Как вы понимаете такое выражение: «Дружба не гриб, в лесу не найдёшь».
Ответы детей.
В – ль: Какие ещё вы знаете пословицы о дружбе?
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
- Человек без друзей, как дерево без корней.
- Не бросай друга в беде.
В – ль.: Я думаю, дети, что во время нашего путешествия в сказку вы не забудете о народной мудрости и будете настоящими друзьями.
Давайте вспомним, кто правильно объяснил нам пословицу «Дружба не гриб, в лесу не найдёшь», и предоставим ему право дать старт нашему ковру – самолёту.
Ребёнок считает от 10 до 1, звучит музыка, имитация взлёта.
В – ль: Дети, давайте посмотрим, что видно внизу?
Воспитатель показывает детям друдлы, а дети предлагают свои ответы на что похоже.
В – ль: Я вижу сказочную страну, приземляемся.
Посмотрите, дети, как здесь красиво. Распускаются волшебные цветы, ветер раскачивает деревья. Вот полетела жар – птица. Вот и волшебные пенёчки, давайте присядем на них. Посмотрите, дети, для вас открылось сказочное окошко, оно поможет заглянуть в сказку. Посмотрите, что это за сказка встречает нас?
В окошке меняются иллюстрации (лес, речка, замок), дети предлагают свои варианты сказок, к которым подходят иллюстрации.
В – ль: Дети, в сказочной стране случилась беда. Снежная Королева захотела стать королевой сказок и запустить в них зиму. Как вы думаете, почему она так хочет сделать? Ответы детей.
Давайте обратимся за помощью к волшебному зеркалу.
- Свет, мой зеркальце скажи, да всю правду доложи,
Покажи нам королеву и её настроение.
В зеркале портрет злой Снежной Королевы.
В – ль: Дети, как вы думаете, что произойдёт в сказке «Колобок», если там будет зима.
Ответы детей.
- А в сказке «Дюймовочка»?
Предложения детей.
- Дети, как вы думаете, как можно помочь сказочной стране, и остановить Снежную Королеву?
Ответы детей.
В – ль: Дети, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы человек стал добрее?
Воспитатель на ватмане рисует схему с изображением сердитой мимики и отводит от неё стрелочки. Дети предлагают варианты,
воспитатель зарисовывает их с помощью символической синектики. Мини – проект: «ДОБРОТА СИЛЬНЕЕ ЗЛА».
В – ль: Давайте научим Снежную Королеву отгадывать ребусы. На листочках нарисованы предметы, если вы напишите под ними первые буквы, то получится название сказочного героя.
Дети, умеющие читать и писать буквы, работают с ребусами, дети младшего возраста дорисовывают героев из геометрических фигур.
Д/и: «Отгадай ребус».
В – ль: Дети, давайте научим Снежную Королеву собирать из разноцветных льдинок сказки. Предлагаю разделиться на четыре команды по пять человек. На столах лежат карточки с изображением сказочных героев, соберите из них сказку от начала до конца, назовите название и автора.
Д/и: «Собери сказку».
В – ль: Дети, вы говорили, чтобы человек стал добрее его нужно угостить. Давайте угостим Снежную Королеву чаем.
Д/и: «Маленькие человечки».
Дети с помощью маленьких человечков строят модели твёрдых, жидких и газообразных веществ.
В – ль: Дети, давайте обратимся к волшебному зеркалу, пусть покажет Снежную Королеву, может, она уже подобрела.
Свет, мой зеркальце скажи, да всю правду расскажи,
Покажи нам Королеву и её настроение.
В зеркале изображение злой Снежной Королевы.
В – ль: Вы говорили, что надо Снежной Королеве сделать подарок – давайте сделаем бусы из цветных макарон.
У каждого на столе лежат схемы, как собирать бусы.
Д/и: «Собери верно».
Воспитатель предлагает детям подойти к схеме «ДОБРОТА СИЛЬНЕЕ ЗЛА» и вспомнить, что они делали в течение занятия. Воспитатель показывает портрет Снежной Королевы: доброй с цветными бусами.
- Дети, как вы думаете, получился наш проект, Снежная Королева стала добрей?
Ответы детей.
- А вам понравилось делать добрые поступки?
- А кто вам понравился на занятии из сверстников и почему?
- Что вам запомнилось на занятии?
- Что удивило?
Давайте сделаем ещё доброе дело и подарим нашим гостям разноцветные бусы, но помните когда дарят подарки говорят пожелания.
Дети дарят гостям бусы, звучит музыка «Маленькая страна». Воспитатель приглашает детей в сказочную страну.
- Дети, вы помогли сказочным героям, и попали в страну сказок. И теперь каждый день вы будете здесь желанными гостями. На память о нашем занятии хочу подарить вам наклеечки.