kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы развития связной речи в современной практике работы ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Развитие навыков связной речи у детей дошкольного возраста в современной практике работы ДОУ.

Задача:

Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

                                              “Проблемы развития связной речи

                                             в современной практике работы ДОУ”

Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития связной речи в современной практике работы ДОУ »

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение № 92







«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОУ»



















Воспитатель:

Н. А. Кожевникова
























г. Оренбург

Проблемы развития связной речи

в современной практике работы ДОУ”



Период наивысшей речевой активности у детей, определяется к пяти годам жизни. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Из книг, телепередач, рассказов взрослых дети получают некоторые сведения о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. У них появляется круг вербальных (словесных) знаний, оперируя ими, дети зачастую делают логически неправильные выводы. Например: услышав разговор взрослых, ребенок поясняет взрослым, что “Близнецы- это не внуки, Близнецы- знаки зодиака”.

Воспитатель должен серьезно и уважительно относится к любым высказываниям детей. Дети очень эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для неё.

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов. Общаясь с дошкольниками, воспитатель должен употреблять синонимы, формы вежливого обращения. Стараясь привлечь внимание детей к слову, предложению, педагог может схитрить: “ой, забыла, как я про котишку только что сказала? Какой он? Спасибо, Дима”. Да, я сказала: “маленький лохматенький, но не котик, а (котишка)”. Дети всегда с радостью помогают “забывчивому” взрослому.

Детей всегда нужно хвалить не только за сообразительность, готовность ответить на вопрос воспитателя, но и за удачное высказывание: “Умница, Даша! Хвалю! И за то, что на трудный вопрос ответила правильно, и за то, что слова замечательные выбрала. В предложении твоём все слова в согласии живут”.

Обучение рассказыванию становится более успешном после 4-х лет. В это время происходит переломный момент в психическом развитии ребёнка, дети начинают стремительно “взрослеть”.

Начинать обучение рассказыванию надо начинать с описания игрушки. Она должна привлекать детей своей необычностью, образностью.

Воспитатель должен заранее составить рассказ-описание игрушки, выделив в нём основные предложения (их обычно три), которые помогут детям описать игрушку, рассказать о чём-то конкретном. Например, сначала о том, как красива кукла.

  1. Наша кукла очень красива. У неё большие синие глаза, румяные щёки.

  2. Затем – какая она нарядная, голубое платье в горошек, кармашек и т.д.

  3. О том, что кукла – игрушка музыкальная и т.д.

По обучению рассказыванию нужно использовать короткие игры – инсценировки, приёмы, используемые в игре могут быть разнообразными, лишь бы помочь детям обратить внимание на особенности внешнего вида игрушки и проговорить предложение, в котором отображены эти особенности. Например, утёнок прячется, и дети зовут его: “Жёлтый, пушистенький, кряк, выходи!” или сообщают зайцу: “Видим, видим твои длинные, белые ушки”.

Они угадывают, какого цвета персонажа глаза, размышляют, отчего грустный заяц и как следует поступить, чтобы помочь ему.

В виду того, что до пяти лет у детей не сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как, удержание мотива, последовательности действий, педагог должен помогать дошкольникам составлять рассказ, подсказывая им основное предложение: “Наша кукла очень красивая, у неё большие синие глаза и т.д”. Дети на интуитивном (неосознанном) уровне учатся рассказывать, придерживаясь определенного плана. А это одна из главных задач обучения рассказывания.

Готовясь к занятию по обучению рассказыванию на картине воспитатель также должен предварительно составить небольшой рассказ, выделяя в нём основные фразы-связки, которые нацеливают пристальное внимание детей к определённому объекту.

Эффективным средством развития связной речи являются сюжетные картинки (из 3-4 сюжетов), игры – драматизации, игры – импровизации, чтение стихов по ролям, чтение художественной литературы. Значительное место занимают произведения малых фольклорных форм (песенки, считалки, загадки, скороговорки, ).

В любом возрасте дети любят слушать сказки о животных, которые выступают носителями определённых качеств : лиса умна, хитра и артистична; заяц – трус, бахвал и воображала. Но эти качества характеризируют и людей: “Сказка ложь, да в ней намёк!”. Постепенно дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляем, убеждаем в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться.

Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности.

Прежде чем знакомить детей с произведением, педагог должен проанализировать его. Условно можно выделить три аспекта анализа.

  1. Содержательно – методический. Воспитатель должен определить, что ребёнок сможет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

  2. Языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых будет способствовать тому, чтобы язык художественной литературы стал достоянием ребёнка.

  3. Исполнительский. Педагог должен поупражняться в выразительном прочтении произведения. В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Однако для того, чтобы они стали достоянием речи детей, необходимо предоставить им возможность произнести, проговорить их. Например, воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают: “Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы.. (собирать), венки… (плести), песни…(петь), хороводы… (водить). Только одной снегурочке…. (по-прежнему не весело). Или “Тёмный лес что…(шапкой) прикрылся чудной, и заснул под нею… (тихо, непробудно)”.



Подобный анализ учит детей, слушая произведение, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям. Дети обычно находятся под впечатлением от прослушанного и хотят, чтобы им прочитали произведение ещё раз.

Понять и почувствовать образность языка детям помогают физкультурные паузы. Воспитатель предлагает показать (на ковре) как лиса свернулась в кольцо и спрятала лапки ( сказка “жихарка”, “как заяц убегал от лисы” и т.д.).

Для того, чтобы порадовать и проверить, не забыли ли они знакомые сказки, рассказы, стихи надо проводить литературные викторины (литературные калейдоскопы).

Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность, “пальчиковые” игры помогут детям с задержкой в развитии речи.

Пальчиковая гимнастика «Падал снег на порог»
Падал снег на порог. (дети показывают руками как падает снег, вверх - вниз)
Кот слепил себе пирог. («Лепят» - ладошки прижимают друг к другу)
А пока лепил и пек,


Ручейком пирог утек. (волнообразные движения кистями рук)













Пословицы:

- Каков разум, таковы и речи.

- В умной беседе – ума набираться,

В глупой свой потерять.



















содержательно –

методический












языковой









исполнительский

























как образуются новые слова



в -(во)

вы -

вз -

до -

за -

из -

на -

о – (об)

от -

пере -

по -

под -

при -

про -

раз -

с -

у -





бегать

ходить

летать

носить

возить







как образуются новые слова








вы -

до -

за -

на -

о – (об)

от -

пере -

по -

под –

при –

про –

раз –

с –

у -









говорить




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблемы развития связной речи в современной практике работы ДОУ

Автор: Кожевникова Надежда Алексеевна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Организация логопедической работы с детьми-билингвами "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-loghopiedichieskoi-raboty-s-diet-mi-bilinghvami"
    ["file_id"] => string(6) "193263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427619171"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Курсовая работа "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_"
    ["file_id"] => string(6) "472804"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528564489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства