Приобщение дошкольников к художественной литературе
Приобщение дошкольников к художественной литературе
Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования. В современном мире чтение отходит на второй план. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.
Однако в теории и практики обучения дошкольников вопросам ознакомления детей с творчеством писателя уделяется недостаточное внимание. Все это обусловило актуальность нашей темы. Интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие.
В трудах Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева.
З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем).
Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают необходимость знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, формирование у дошкольников понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Основная образовательная программа ДОУ содержит перечень литературы для каждой возрастной группы, в котором представлены и произведения поэтов и писателей. Материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке.
В связи с анализом имеющихся ресурсов, целью нашей работы является: воспитание у детей потребности общения с книгой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приобщение дошкольников к художественной литературе»
«Приобщение дошкольников к художественной литературе»
Воспитатель
МБДОУ « Детский сад №29»
Кожаева Е.Ю.
Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования. В современном мире чтение отходит на второй план. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.
Однако в теории и практики обучения дошкольников вопросам ознакомления детей с творчеством писателя уделяется недостаточное внимание. Все это обусловило актуальность нашей темы. Интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие.
В трудах Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева.
З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем).
Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают необходимость знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, формирование у дошкольников понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Основная образовательная программа ДОУ содержит перечень литературы для каждой возрастной группы, в котором представлены и произведения поэтов и писателей. Материал равномерно распределен по кварталам учебного года с учетом воспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временном отрезке.
В связи с анализом имеющихся ресурсов, целью нашей работы является: воспитание у детей потребности общения с книгой.
Задачи
познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов и писателей
формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений;
воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;
побуждать желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику знаний
способствовать воспитанию у детей добрых чувств
приобщать родителей к семейному чтению литературы.
1 этап основной заключался в:
1. Изучении методической литературы и опыта передовых педагогов по данной теме.
2. Создании предметно – пространственной развивающей среды в группе (разработка картотеки игр и игровых пособий для знакомства с художественными произведениями).
3. Определении методой и приемов работы.
Изучение биографии писателя – сложный процесс. В дошкольном возрасте дети обычно лишь мельком встречаются с писателем — это встречи-эпизоды. Знакомство с биографией писателей сложный материал для восприятия малышей. Мы выбрали самых известных и ярких для восприятия детей поэтов и писателей: Барто, Пушкин, Маршак, Михалков. Носов, Чуковский.
Определили методы и приемы работы
Метод
Приемы
Словесный
Чтение произведений. Чтение с продолжением.
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Беседа по произведению, о книге, после чтения
Прослушивание видео и аудиозаписи
Практический
Элементы инсценировки.
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Наглядные
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов, видеоматериалов.
Оформление выставки
Составили перспективный план работы
2 этап – основной начали со знакомства детей с авторами через их произведения и рассматривания портрета писателя. Помещали информацию в книжный уголок. Начинали с близких малышам авторов: А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака и постепенно дополняли и усложняли подбор в соответствии с возрастом детей. Мы рассматривали портрет, иллюстрации к произведению, читали произведение, беседовали, драматизировали и инсценировали по выбору. Подбирали фонотеку.
В средней группе детей кратко знакомили с творчеством писателей и поэтов (Например, К. Чуковский «Айболит и воробей», «Муха-Цокотуха», С. Маршак «Вот какой рассеянный». В старшей группе дети углубляют свои знания о творчестве этих писателей, К. Чуковский («Телефон», «Айболит» и «Тараканище»), А. С. Пушкин («Сказка о рыбаке и рыбке»). В подготовительной к школе группе детей продолжали знакомить с творчеством С. Маршака и его произведениями «Кошкин дом», «Пожар», Михалкова « Кошкин дом», А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане») и др.
Только читать произведения детям недостаточно. Чтение обязательно должно сопровождаться беседой о прочитанном. Ее цель – уточнить понимание детьми содержания произведения, его идеи, выяснить степень осознания средств художественной выразительности.
Чтобы беседа носила развивающий характер, использовали следующие группы вопросов
1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоционально отношение детей к явлениям, событиям, героям:
-Что больше всего понравилось в произведении?
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему:
-Кто вам больше всех понравился и почему?
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей:
-Почему так произошло?
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности:
-Вспомните, как автор назвал…
5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам:
-Зачем писатель рассказал нам эту историю?
-Как бы вы назвали этот рассказ?
Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы, побуждают их не только вспомнить содержание произведения, но и осмыслить его, выразить словом возникшие при слушании мысли и переживании.
В старшей группе мы знакомили детей с элементами биографии авторов. Кому нужна биография? И ребёнку, и взрослому! Младшего настраивает на восприятие текста, старшему даёт возможность глубже понять его, правильно прочесть, придать нужную эмоциональную окраску. Не нужно знакомить дошкольника с полной биографией, и тем более рассуждать с ними об особенностях творческого пути автора. Мы выбирали наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. В книжный уголок кроме портрета автора помещали, например, его детскую фотографию, портрет в семейном окружении, или его рисунки, рукописи.
Продолжали эту работу и в подготовительной группе. Весь материал старались преподносить детям в доступной форме. Фотографии, портреты, иллюстрации помещали в уголке для доступного рассматривания детьми. Помещали короткие тексты и надписи, которые ребята могли прочитать сами. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой рассказывали детям интересные факты из жизни авторов различных произведений.
Знакомство с биографией писателя заканчивалось изготовлением книжек-малышек о жизни и творчестве писателя с фотографиями, которые мы собирали вместе с детьми.
Чтобы донести до детского восприятия основную идею произведений использовали дидактические игры.
Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания, самых маленьких читателей, и в то же время, имеют глубокий смысл. В сказках Чуковского сохраняются чёткие границы между добром и злом, жадностью и щедростью.
Произведения Маршака- своеобразные обучающие произведения («Пожар», «Почта», «Война с Днепром», «Круглый год» и др.).
Произведения такого замечательного писателя, как Н.Н. Носов дарят детям очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения! Находчивые, изобретательные ребята действуют на страницах произведений Николая Носова «Фантазеры». Рассказы и повести Николая Носова помогают детям стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха — задорного, доброго, а иногда и гневного. В стихотворениях «Девочка чумазая», «Рёвупгка», «Болтунья», «Снегирь» А. Барто высмеивала капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. На вечере поэзии, когда мы знакомились с А.Барто, я каждому из детей дала выучить стихотворение домой в соответствии с возможностями ребёнка. Учили не только знакомые стихи, но и малознакомые: «Смешной цветок», «Воробей», «Фонарик», «Ути-ути» и др. На вечере поэзии ребята читали эти стихи. Подключались и малоактивные и неуверенные дети. Использовали приём «Расскажи стихи руками», учились выразительно рассказывать.
Литературному развитию детей способствовали вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта. Например, на вечере А.С.Пушкина дети выполняли непростые задания
1 задание «Назови сказку правильно»
2. Угадай героя сказки»
3. Продолжи стихотворение
4. Найди сказочные вещи
5 Объясни слово ( яства,невод, лукоморье..)
Организовывали игры, в которых дети демонстрировали знания произведений писателя.
Игра «Бюро находок»
Воспитатель-ведущий: «Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из знакомого произведения и назовешь его автора». Воспитатель демонстрирует следующие картинки:
1) Солнце.
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил (К. Чуковский)
2) Перчатка.
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки (С. Маршак)
3) Мяч
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик (А. Барто)
Мы устраивали в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга».
Большую роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет среда. Во время самостоятельной игровой деятельности происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы. Мы пополнили игровую среду пособиями, цель которых приобщение детей к миру художественной литературы и развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.
Мы подготовили разнообразные задания, которые позволяли закреплять полученные знания «Сложи картинку», «Найди 10 отличий», «Найди фрагмент картины».
В игровых пособиях « Расскажи историю», «Путаница», « Вспомни рассказ», «Прочти стихотворение» дети совершенствовали связную речь, учили самостоятельно по картинкам рассказывать художественное произведение.
Мы с детьми посещали занятия в библиотеке, где дети продолжали знакомиться с творчеством писателей, поэтов. Это знакомство проходило в разнообразных формах: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко - часы, игровые программы и др.
Цель работы с родителями – популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания.
Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах». Широко использовала такую форму работы, как конкурс.
При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей всех возрастных групп, сотрудников детского сада, наших гостей. Наши воспитанники и их родители стали активными участниками конкурсов:
- конкурс самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками».
- выставка – фантазия «Страничка из книжки»;
- выставка поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».
- конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим книжку-малышку».
При ознакомлении с творчеством писателей и поэтов мы использовали всевозможные приемы, активизирующие восприятие ребенка, направленные на формирование эмоционального отношения к книге, интереса к произведениям художественной литературе. Это дало положительные результаты. Можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей. Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
Таким образом, у большинства детей сложилось устойчивое положительное отношение к книге, появился интерес к творчеству писателей, желание больше узнать об их жизни. Они активно участвуют в конкурсах, посвященных литературе.