kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приёмы и методы, чтобы работать в зоне ближайшего развития ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию четыре метода, которые помогут обучить детей разного возраста социальным и коммуникативным навыкам. Используйте приемы скаффолдинга – новой технологии, которая развивает ребенка внутри зоны ближайшего развития. Работайте в «зоне ближайшего развития», чтобы организовать коррекционно-развивающую работу по новой ФАОП ДО. 

Что такое скаффолдинг?

Скаффолдинг – это приемы временной адаптивной помощи, «строительные леса», опора, которую взрослый воздвигает, чтобы обучить ребенка новому навыку. Термин предложил американский психолог Джером Брунер. Он использовал метафору строительных лесов, чтобы описать временную адаптивную помощь педагога ребенку в решении трудной задачи. Основной показатель скаффолдинга – угасающая помощь со стороны взрослого. Взрослый снижает интенсивность помощи, когда вырастает компетентность ребенка, чтобы добиться полной самостоятельности воспитанника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы, чтобы работать в зоне ближайшего развития ребёнка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23

















ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА:

«Приемы и методы,

чтобы работать в зоне ближайшего развития ребенка»

(сентябрь)










Подготовил: педагог-психолог

Аванесян С.С.








Ставрополь, 2023 г.

Представляю Вашему вниманию четыре метода, которые помогут обучить детей разного возраста социальным и коммуникативным навыкам. Используйте приемы скаффолдинга – новой технологии, которая развивает ребенка внутри зоны ближайшего развития. Работайте в «зоне ближайшего развития», чтобы организовать коррекционно-развивающую работу по новой ФАОП ДО. 

Что такое скаффолдинг?

Скаффолдинг – это приемы временной адаптивной помощи, «строительные леса», опора, которую взрослый воздвигает, чтобы обучить ребенка новому навыку. Термин предложил американский психолог Джером Брунер. Он использовал метафору строительных лесов, чтобы описать временную адаптивную помощь педагога ребенку в решении трудной задачи. Основной показатель скаффолдинга – угасающая помощь со стороны взрослого. Взрослый снижает интенсивность помощи, когда вырастает компетентность ребенка, чтобы добиться полной самостоятельности воспитанника.

Чтобы научить детей действовать самостоятельно, например, одеваться, умываться, укладываться спать без помощи взрослого, используйте методы и приемы скаффолдинга. Выберите один или несколько методов для групповой или коллективной работы с детьми. Методы позволят провести занятие с опорой на уровень знаний ребенка, адаптировать темп занятий под возможности воспитанника и объяснить ему задание.

Основной метод скаффолдинга – «Я делаю, мы делаем, вы делаете». Сначала медленно выполните действие сами, чтобы показать детям образец. Затем – повторите несколько раз вместе с детьми, постепенно сокращайте степень помощи. В конце предложите каждому ребенку выполнить действие самостоятельно. Помните: ребенку может потребоваться не один день, чтобы научиться, например, самостоятельно надевать куртку. Используйте памятку с алгоритмом действий для групповых или индивидуальных занятий.

Алгоритм приема «Я делаю, мы делаем, вы делаете»

Шаг 1

Смоделируйте действие. Покажите детям краткий сценарий действия. Например, медленно возьмите куртку со стула, покажите, как надет один рукав, как придержать одежду и надеть второй рукав, как застегнуть.

Шаг 2

Выполните вместе с детьми. Попросите воспитанников рассказать вам, как выполнить задание. Если детям трудно, вернитесь к шагу 1 и еще раз покажите действие, задавайте наводящие вопросы. Используйте три типа вопросов: открытые, например, «с чего я должна начать?», побуждающие к размышлениям, например, «почему я беру ножницы за кольца, а не за лезвия?» и направляющие внимание, например, «что делать после этого?».

Шаг 3.

Обсуждайте задания в группе. Предложите детям самим выполнить действие и поддерживайте воспитанников во время задания, например, покажите еще раз, объясните, задайте наводящие вопросы, прогнозируйте: когда ты сделаешь..., получится...; да, сейчас ты подготавливаешь... для того, чтобы потом... Если ребенок затрудняется, покажите ему два варианта действий, например, спросите: «Уже можно делать крышу или надо добавить что-то еще?», «Сначала вырезать или сначала сложить из бумаги?».

Шаг 4

Организуйте самостоятельную практику. Предложите детям самостоятельно выполнить действие без помощи педагога. Помните: дети осваивают новый навык в разном темпе, поэтому не переходите к четвертому шагу одновременно со всей группой.

Второй метод – наглядные пособия. Используйте наглядные подсказки для воспитанников с ОВЗ и детей раннего возраста. Составьте для ребенка дорожную карту или органайзеры, запишите видео, чтобы визуализировать действие, или проведите детей по учебным станциям.

Дорожные карты. Дорожная карта – это пошаговый алгоритм, который составляют, чтобы спланировать будущее. Сделайте карту в виде картинок и фотографий с этапами действия. Например, нарисуйте карту «Готовимся спать». Выделите и покажите на карте три этапа: убираем с кровати покрывало, складываем покрывало на стуле, надеваем пижаму. В зависимости от уровня развития детей включите в карту шаг «чистим зубы» или разбейте этап «надеваем пижаму» на «надеваем штаны», «надеваем рубашку». Если в группе есть проектор, показывайте детям электронную карту на время отработки навыка.

Учебные станции. Подготовьте 3–4 учебные станции в разных частях кабинета. На каждой станции предложите ребенку выполнить задание и разместите дидактический материал: дорожную карту с выделенным этапом, который выполняют на этой станции, или рисунок со схемой, как действовать. Например, чтобы научить детей вырезать из цветной бумаги полоски нужной длины и соотносить их длину с линиями на листе, подготовьте три станции. На первой дети разрезают бумагу по нанесенным ровным линиям. На второй – отмеряют линейкой или шаблоном нужную длину отрезанных бумажных полосок. На третьей – воспитанники наклеивают эти бумажные полоски на начерченные на бумаге линии подходящей длины.

Экранизация. Покажите детям видео, на котором действие выполняет учитель или ребенок, у которого оно получается. По возможности запишите для каждого ребенка видео, как он выполняет действие и как рассуждает о навыке, которому учится. Затем дайте ребенку посмотреть видео.

Органайзеры. Раздайте каждому ребенку органайзер – контрольный список для самопроверки. Составьте список в виде карточки с картинками – изображениями результатов каждого этапа действия. Например, чтобы научить вырезать, раздайте карточки, на которых изобразите вырезанные ножницами детали аппликации, саму аппликацию и мусорную корзину, в которую летят ненужные обрезки бумаги. Другой вариант контрольного списка – перечень шагов. Разместите список на каждой контрольной точке, чтобы помочь детям убедиться, что они действуют верно. С каждой контрольной точкой увеличивайте список шагов на органайзере.

Контрольные точки. Попросите детей зарегистрироваться после того, как они выполнят часть задания, например, нарисовать на листе ватмана фигурку, когда соберут детали конструктора. Такие контрольные точки придают привлекательности обучению и его рутинным частям. Используйте разные формы регистрации: попросите ребенка поставить на полку один кубик, подойти к педагогу, чтобы сфотографироваться с готовой частью конструктора, поставить отпечаток ладони на песочнице с кинетическим песком, отнести картонную морковку плюшевому зайцу.

Карточки-суфлеры. Раздайте воспитанникам карточки с подсказками. Например, на лицевой стороне карточки нарисуйте результат действий – чистые руки, а на обратной стороне – этапы мытья рук. Карточки-суфлеры также подойдут, чтобы научить детей читать: изобразите предмет и букву, на которую он начинается.

Аквариум. Выберите трех-четырех детей и попросите их разместиться в центре группы, а остальных участников – встать вокруг. Дети в центре как будто в аквариуме – их все видят, они – умные рыбки-помощники, которые показывают, как выполнять задание. Дети в «аквариуме» могут ошибаться, это не страшно, дайте им подсказки, схемы, попросите детей-наблюдателей подсказать.

Чтобы дать возможность всем воспитанникам освоить навык в своем темпе, используйте метод замедления. Помните, скаффолдинг – это разумная постепенность, не торопите детей. Когда видите, что ребенок не может решить задачу, корректируйте не цели, а шаги: вернитесь к прошлому этапу, используйте наглядные модели.

Как упростить задачу?

Снижайте темп. Если у ребенка возникли трудности, повторите шаг медленнее, не добавляйте новые шаги. Еще раз медленно расскажите и покажите образец действия. Разрешите ребенку выполнить не все действия, а столько, сколько сможет. Оказывайте эмоциональную поддержку и дайте воспитаннику опору в виде наглядной схемы действий. Главное правило этого приема: где сложно – замедляйтесь, не увеличивайте нажим и не давайте больше заданий. Помните: замедление быстрее способствует прогрессу и не травмирует.

Скройте часть задания. Рассказывайте ребенку только об одной части задания. Например, закройте белым листом часть инструкции или повторите и покажите ребенку 1–2 ближайших действия, а не всю их последовательность.

Дайте детям время. Предложите воспитанникам поговорить о том действии, которое они выполняют. Попросите сесть в круг, участника слева повернуться к тому, кто сидит рядом, рассказать и показать друг другу, что уже сделал и что делать дальше. Если детям трудно, задавайте наводящие вопросы, спросите детей об их успехах. Как объяснить ребенку задание

Комментарии и подсказки. Когда показываете воспитанникам действие, попросите их прокомментировать, что вы делаете. Если показываете не в первый раз, предложите подсказывать, что дальше. Используйте прием для работы детей в паре: один пробует выполнить действие, второй озвучивает и по необходимости подсказывает.

Метод «Думай громко». Попросите ребенка произносить все свои мысли о задании. Предложите рассказать, что он думает, чтобы помочь осмыслить задание и двигаться вперед.

Опрос. Когда ребенок приступает к очередному этапу, сначала задайте ему вопросы: что будешь делать, зачем, как, что понадобится, с чего начнешь. Используйте опрос как способ осмыслить схему действий на начальных этапах освоения навыка.

Разговор по группам. Используйте на любом этапе обучения. Разделите детей на группы по три-пять человек и попросите обмениваться мыслями, как выполнять то действие, которому вы их учите. Помните: друг от друга дети учатся быстрее, чем от взрослых.

Пять принципов скффолдинга

«Навести мосты». Когда обучаете новому, опирайтесь на багаж знаний и умений ребенка. Разбивайте новый навык на небольшие выполнимые элементы, каждый из которых уже доступен ребенку или находится в его ЗБР.

Не слишком упрощать. Не помогайте в том, что ребенок уже может сделать сам. Помните: своим вмешательством вы отучаете ребенка от самостоятельности и можете вызвать сопротивление, демотивировать воспитанника.

Менять объем помощи. Сокращайте объем помощи и подсказок от максимального к полной самостоятельности ребенка.

Вербализовать процесс. Все элементы деятельности проговаривайте вслух, в том числе с помощью специальных приемов.

Не менять задание. Меняйте не задачу ребенка, а степень поддержки и скорость работы. Если воспитаннику сложно, окажите больше помощи и замедлите темп перехода от одного действия к другому.

С помощью приемов метода вербализации расскажите детям о задаче или предложите самостоятельно описать ее другим воспитанникам. Помните, что говорить о задаче – это тоже вклад в то, чтобы научиться ее решать. Во время разговора о необходимых действиях дети быстрее и прочнее осваивают их.

Оцените эффективность работы с ребенком по трем критериям и листу контроля. Цель обучения достигнута, если ребенок выполняет действие полностью самостоятельно и может повторить без помощи взрослого в аналогичной ситуации.

Пять признаков эффективности Скаффолдинга

Ребенок:

- Начал действовать быстрее.

- Может озвучить свои действия.

- Может показать свои действия другому.

- Может применить действие на аналогичном материале.

- Способен выполнить все этапы действия полностью самостоятельно.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приёмы и методы, чтобы работать в зоне ближайшего развития ребёнка

Автор: Аванесян Сюзанна Сиамантоевна

Дата: 20.09.2023

Номер свидетельства: 636905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "« Источник развития  ребёнка дошкольного возраста -игра». "
    ["seo_title"] => string(58) "istochnik-razvitiia-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "229572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441803018"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Педагогический проект " Организация личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskii-proiekt-orghanizatsiia-lichnostno-oriientirovannogho-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "155062"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421238402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Развитие творчества на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(49) "razvitiietvorchiestvanaurokakhanghliiskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "276806"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452787196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства