Цель: познакомить с разнообразием приемов, применяемых в практике работе с детьми дошкольного возраста, направленных на развитие культуры слушания музыки и творческого характера восприятия музыки в дошкольном возрасте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы развития музыкального восприятия»
Приемы развития музыкального восприятия
Прием обучения – это составная часть метода, конкретные действия педагога и детей, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.
Если говорить о развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, важно отметить, что речь идет не о выработке умений и навыков исполнительства, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий ( в пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально ритмических движениях).
Так, оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на инструменте, сколько для творческого применения их.
Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части.
Прием оркестровки способствует развитию дифференцированного восприятия, т.е. способности выделять при слушании музыки наиболее яркие выразительные средства музыки (интонации, регистр, динамику, тембр, артикуляцию, акценты), изобразительные моменты. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.
Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, веселый характер музыки, можно использовать яркий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий тембр колокольчика или арфы. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки росинок, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут шуршащие погремушки. Педагог напоминает детям, что нужно играть ритмично, в характер музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов.
Прием оркестровки целесообразно применять не ранее чем на третьем занятии, после того как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки, выделят изобразительные моменты.
Тембровые особенности музыкальных инструментов придают звучанию образность. Их применение повышает интерес к музыкальном произведению. Этот прием углубляет представления дошкольников о выразительных возможностях музыкальных инструментов, способствует творческому применению их в самостоятельной деятельности.
Одним их эффективных практических приемов развития у детей музыкального восприятия является передач характера музыки в движении ( инсценировка песен, творческое использование танцевальных движений).
Педагог объясняет детям, что выбирая движения, прежде всего необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий иногда действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.
Приемы развития музыкального восприятия необходимо сочетать друг с другом, варьировать. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении. Дети делятся на группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню. В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыкально-ритмические движения. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии. Дети в игровой форме выражают свои впечатления от музыкального произведения, становятся активными. Их интерес к музыке возрастает, восприятие углубляется.
Также, существует прием сравнения. Он активизирует процесс восприятия, делает его более осмысленным и глубоким.
При развитии музыкального восприятия этот прием может сочетать в себе различные методы: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический.
Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.
Для сравнения можно использовать контрастные произведения:
- одного жанра ( два марша);
- пьесы с одинаковым названием («дождик»);
- контрастные произведения в пределах одного настроения ( веселые)
- Варианты исполнения одного и того же произведения.
Сравнение произведений одного жанра уместно, когда дети шагают, недостаточно согласуя свои движения с характером музыки.
Сравнение других произведений одного жанра, углубляет восприятие детей, делает их движения более выразительными, соответствующими музыке.
Для сравнения можно использовать музыкальные произведения, различные по характеру, но близкие по тематике, например пьеса Д.Д. Шостаковича «шарманка» и пьеса П.И. Чайковского « Шарманщик поет». В обоих произведениях присутствуют звуки шарманки, но какое разное чувство и звуки она выражает.
Также для нового разучивания, полезно сравнивать предназначенную для исполнения песню с близкой по названию песней. Для уяснения характера произведения, можно привлекать знакомые детям песни.
Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в ее звучание, а также понимать, что одним словом, например « веселая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение. Нужно найти несколько сло-образов. Например при сравнении пьес Г.В. Свиридова « парень с гармошкой» - веселая, плясовая, бойкая и П.И. Чайковского « Мужик на гармошке играет» - веселая, маршевая, удалая, тяжелая.
Прием цвет – настроение. Он позволяет применять новое слово и в игровой форме показывать о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.
Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что например карточку желтого цвета они поднимут, если услышат веселую, решительную, музыку, а карточку синего цвета, если услышат тревожную, беспокойную. Дети проговаривают новые для них слова.
Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходят очень быстро; словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки.
Объединение разных видов искусства всегда желательно. Музыка, живопись, поэзия. Важно только точно подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений и показ картин, иллюстраций по настроению исполняемой музыке.
Задача усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую музыке, или наоборот, музыкальное произведение близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения двум картинам. Аналогично можно сопоставить и музыкальные произведения со стихотворениями.
Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному; яркие, сочные краски – веселому, радостному, характеру музыки.
Дети часто на произвольно используют выразительные возможности цвета: злую ведьму рисуют темными красками, а добрую Белоснежку – яркими и светлыми. Необходимо развивать представления ребят о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(296) "Слушание музыки как процесс развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. (Традиционные и инновационные методы в работе с новым музыкальным репертуаром)."
["seo_title"] => string(80) "slushaniie_muzyki_kak_protsiess_razvitiia_emotsional_noi_otzyvchivosti_u_doshkol"
["file_id"] => string(6) "362708"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1480157423"
}
}