Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия»
Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия»
Цель:
1. Познакомить воспитателей ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия. (Программы: О.П. Радынова, музыкальные шедевры, К. Орф «Шульверк», М.Ю. Картушина «Логоритика».
2. Повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс для воспитателей ДОУ: «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия»»
Мастер класс для воспитателей ДОУ:
«Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Королева Н.Л.
ДОУ№4 «Теремок»
г.Амвросиевка
2018г.
Цель:
1. Познакомить воспитателей ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия. (Программы: О.П. Радынова, музыкальные шедевры, К. Орф «Шульверк», М.Ю. Картушина «Логоритика».
2. Повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание».
Теоретическая часть
Дошкольное детство – благоприятный период для развития творчества, т.к. в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие, речь.
Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности, прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку личным опытом, надо «побывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать, сочинять, переживая при этом чувство удовольствия. Главный залог успеха – совместное творчество с детьми.
Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.
Тема «Настроение, чувства в музыке» входит в программу О.П. Радыновой, является важным для понимания детьми музыки как вида искусства, передающего настроение, чувства. Дети учатся различать оттенки, настроения, понимать музыку.
Для развития творческого восприятия музыки можно использовать методы и приемы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Шульверк» К. Орфа (музыку можно услышать везде), логоритмику М.Ю. Картушиной (услышать музыку, передать ее движениями и словами).
Практическая часть
О.П. Радынова предлагает ряд приемов и методов, помогающих в работе для развития творческого восприятия.
1. Цветовое уподобление – уподобление, соотнесение и подчинение характеру музыки различных действий под музыку.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений.
П.И. Чайковский «Баба Яга»
Э. Григ «Шествие гномов»
Э. Григ «Утро в горах»
П. И. Чайковский «Сладкая греза»
Задание: поднять карточку того цвета (карточки разного цвета предложены на выбор), который по вашему мнению соответствует звучанию музыки.
Э. Григ «Утро в горах»
(цвета: желтый, оранжевый, красный)
Восходит солнце, не спеша, свои лучи постепенно разбрасывает вокруг.
Пальчиковая игра «Солнышко»
- Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
(ладошки скрестить, пальцы раздвинуть, поднимают руки над головой)
- Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
(вращают кистями рук)
- Подари, солнышко,
Нам свои лучи
(руки вытянуть вперед к себе)
(Можно исполнить песню или хоровод «Солнышко»)
Постепенно под солнечными лучами просыпается природа, настает погожий день.
Солнце светит над землей,
Разгоняет тучи,
Улыбнется нам с тобой,
Миру станет лучше.
Улыбнутся небеса,
Природа расцветает,
Ведь в улыбке вся краса –
Все об этом знают.
(Можно предложить детям нарисовать солнце, хороший день, природу)
Нарисую солнце –
Приклею на оконце,
Стало в комнате светлей.
Сразу стало веселей.
И скажу я вам, друзья,
Жить без солнышка нельзя.
(можно поговорить о птицах, животных, цветах на следующих занятиях)
2. Словесное уподобление характеру музыки развивает образную речь, словарь эмоций, с помощью которого ребенок может определить настроение музыкального произведения.
Прослушать фрагменты музыкальных произведений:
А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский «Подснежник»
Э. Григ «Весной»
П.И. Чайковский «Весна»
Задание:
1. Найти слова, подходящие характеру музыки.
2. вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие характеру музыки.
П.И. Чайковский «Весна»
Землю солнышко пригрело, все вокруг зазеленело,
Из-за гор, из-за морей,
Мчатся стаи журавлей.
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут
Пробудилось все от сна
Это к нам спешит весна.
Закличка с движениями «Приходи весна»
Приходи, весна (руки подняты вверх)
Все мы ждем тебя (прижать руки к груди)
Солнышко, свети («фонарики»)
Пусть бегут ручьи (волнообразные движения кистями рук)
Пусть птички летят (взмахи кистями рук, как крыльями)
О весне кричат
Двигательное упражнение «Весна»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы весну встречать
(шагают на месте)
Весна красна, иди скорей
Землю солнцем обогрей
(шагают по залу, хлопают)
Пусть тает снег, исчезнет лед
(волнообразные движения перед грудью, затем разводят руки в стороны)
А птичка песенку споет
(бегают, машут руками, как крыльями)
Скорей, набухнут почки
(сжимают кулаки, поднимают руки вверх, согнув их в локтях)
И вырастут листочки
(разжимают кулаки, пальцы вместе)
Любуясь природой, П. И. Чайковский передал свои впечатления, написав эту музыку.
Солнце лучики роняет
И от этого тепло
Быстро снег повсюду тает,
Ручейки бегут, звеня.
В синем небе проплывают
Белой стайкой облака.
Первые цветы кивают:
К нам пришла весна-красна.
На последующих занятиях можно использовать голосовую разминку «Пробуждение природы», голосом и движениями показывая, как это происходит.
Пригрело весеннее солнце
(поднимают руки вверх, поют свой звук в фальцетном регистре)
С пригорка побежал весенний ручеек
(болтают языком, изображая бульканье ручейка)
Он до краев наполнил большую глубокую лужу
(все голосом опускаются с верхнего в нижний регистр)
Перелился ручеек через край
(голосом делают волну, вверх-вниз)
И дальше побежал
(бульканье ручейка)
Выбрались из-под коры жучки,
(ж-ж-ж…в низком регистре)
И букашки
(зз-зз – в более высоком регистре)
Расправили крылышки
(крш, крш…)
И полетели кто куда
(тр-тр…шепотом)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало
(шур-шур)
И вылез ежик
(сопение носом)
Лес наполнился птичьими голосами
(имитация птичьих голосов все одновременно, каждый проговаривает свое – кар-кар, тех-тех, чив-чив)
Вот и пришла весна
(каждый поет свой звук в фальцетном регистре негромко. Ура!)
3. Тактильное уподобление – прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривание слова, обозначающего настроение в музыке, в соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном в раннем возрасте.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
Гречаннинов «Материнская ласка»
П.И. Чайковский «Мама»
Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
1. Нет никого роднее мамы,
Нет ничего нежнее ее рук,
Нет ничего добрее и красивей,
Мама – самый лучший друг.
2. Моя мамочка, какая?
Моя мама золотая.
Золотое сердце, золотые руки.
Моя мама никогда
Не знает скуки.
4. Мимическое уподобление – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонация голоса взрослого усиливают выразительность речи.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений.
Свиридов «Ласковая просьба»
Ж. Рамо «Злюка»
Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавные девчушки», соответствующую звучанию музыки, и передать мимикой своего лица характер музыки.
(игра – набор карточек, на которых выражаются эмоции: радуется, удивляется, сердится, плачет и т.д.)
Стихотворение «Разное настроение»
Чтобы сидеть и не скучать,
С эмоциями будем мы играть.
Чтоб героев сказок лучше понять,
Эмоции героев мы можем показать
(карточки с эмоциями)
Знаем все мы без сомненья,
Что такое удивленье (карточка)
Удивились дед и баба
(изображают удивление)
Ну и Ряба, ну и Ряба.
А сейчас покажем радость (карточка)
Принесли ребятам сладость, -
Хрум хрум хрум, ням ням ням,
Очень вкусно будет нам
(изображают радость)
Грусть приходит иногда (карточка)
И улыбки нет тогда
Но я с ней не подружусь,
Уходи скорее, грусть.
(изображают грусть)
Волк сердитый, очень злой (карточка)
Покажите, он какой.
Чтобы злость ушла скорей
Нужно стать ему добрей.
(показывают злость, радость, доброту)
5. Полихудожественное уподобление – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование разных видов художественной деятельности.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
П.И. Чайковский «Игра в лошадки»
Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный персонаж.
П.И. Чайковский «Вальс цветов»
Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шепот лепестков,
Утром они лепестки раскрывают,
Ну а вечером их закрывают,
Собирает их в бутон,
Чтобы видеть сладкий сон.
(иллюстрации цветов)
Пальчиковая игра «Цветы»
Утром рано они закрыты
(кисти рук сомкнуты)
Но к полудню ближе
(ладони отходят друг от друга – полураскрывшийся бутон)
Раскрывают лепестки,
Красоту их вижу
(кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно расходятся в разные стороны – «раскрывшийся бутон»)
К вечеру цветы опять
Закрывают венчик
(пальцы сомкнуты – «закрывшийся бутон»)
И теперь он будет спать
(кисти рук сомкнуты)
До утра, как птенчик
(кисти рук под щеку «спят»)
На лесной полянке
Море из цветов.
Поиграть с ними
Каждый из нас готов.
Двигательное упражнение «Любование цветком»
(под музыку передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им)
Можно с цветами исполнить танцевальную импровизацию, а так же..
Упражнение «Цветы»
(на развитие мимических мышц. Мимикой передавать эмоции, о которых говорится в стихотворении)
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались,
И весело с нами смеялись.
П.И. Чайковский «Игра в лошадки» (иллюстрации)
Хороши и хвост, и грива,
Посмотри, как я красива,
«цок-цок-цок», - стучат копытца
Ты не хочешь прокатиться? (лошадка)
Слушание пьесы (определение характера музыки)
Динамическое упражнение «Конь»
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот
(постукивают одной ногой об пол)
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
(наклоны головы вперед-назад)
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу
(прямой галоп)
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой
(машут рукой)
Игра «Лошадки в конюшне»
(стоят группой, опустив руки вдоль туловища, голову вниз)
Музыка 1: «Колыбельная» - «спят»
Музыка 2: «Веселая» - «просыпаются»
Стучат одной ногой («копытом») оп пол
Цок-цок-цок-цок-цок
Я лошадка – серый бок,
Я копытцем постучу,
Кто захочет – прокачу.
Музыка 3: скачут прямым галопом, с окончанием музыки – собираются группой.
6. Инструментальное уподобление предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки, последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:
Аранжировка музыкального произведения с помощью детских музыкальных инструментов.
Вывод:
Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей.
Воспитателям ДОУ рекомендуется использовать эти приемы и методы. Музыка, художественное слово, движение, использование иллюстрационного материала, детские музыкальные инструменты, рассказывание стихотворений с помощью рук. Пальчиковые игры помогают детям не только в их творческом развитии, но и в других видах образовательного развития детей дошкольного возраста.