Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт запомнит его на долго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Они могут выступать как наглядный материал ( при изучении «вулкана» и т.д.) и как проблемная ситуация ( утонет ли яйцо в воде?). Легко можно обыграть любой опыт: превратится в волшебницу, в фокусника, фею. Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.
«Радуга»
Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.
Цель:
- развивать способность у детей наблюдать,
- познакомить с механизмом возникновения цвета.
Материал: тазик с водой, картон черный, лак для ногтей бесцветный.
Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги. Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака. Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.
«Опыты с пресной и соленой водой»
Цель:
- подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
- свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
- Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
- В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
- Дайте воде отстояться.
В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
«Яйцо утонет или всплывет?»
Цель:
- продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренное, вкрутую (7 мин. В кипящей воде), 4 ч. л.соли, 2 стакана воды.
- Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
- В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
«Холодная вода тяжелее, чем теплая»
Этот опыт может быть наглядным материалом при рассмотрении полюсов земли.
Цель:
- подвести детей к пониманию, что вода теплая, легче чем ледяная;
- систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Материал: прозрачная миска или банка литровая, вода теплая, тушь, ледяная.
- Налейте теплую воду в миску.
- Капните в ледяную воду тушь, чтоб вода окрасилась.
- Осторожно вливайте ледяную воду в теплую.
Вы заметите, что ледяная вода опускается на дно, как холодная вода у полюсов.
«Вулкан»
Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.
Цель:
- систематизировать знания детей о вулкане;
- показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;
- развитие познавательной активности детей.
Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.
- Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
- Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
- Вставьте в конус пробирку.
- Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.
Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми это очень интересно!