Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Расскажи - и я забуду, покажи -и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Эта пословица говорит о том, что все усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит иделает сам. Опыты, эксперименты и наблюдения строятся на основе уже имеющихся представлений. При проведении опыта в работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать, таким образом познавать закономерности и явления окружающего мира.
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица .
Она говорит о том, что все усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
ФГОС рассматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности с взрослыми и не только в рамках НОД, но и при проведении различных режимных моментов, прогулок.
Опыты, эксперименты и наблюдения разделены на две возрастные группы: младше – средний возраст (3 – 5 лет), старший дошкольный возраст (5 – 7 лет). По тематике делятся на разделы: «Волшебница – вода», «Воздух - невидимка», «Что у нас под ногами?», «О мире растений», «Мир животных», «Солнце, свет, цвет», «Вес, притяжение», «Человек», для старшего возраста – «Человек – рукотворный мир».
Проведение каждого опыта строится на основе уже имеющихся представлений, несложные опыты могут быть использованы в играх детей, или связаны с трудом на огороде, в уголке природы, включаться в занятия.
При проведении опыта в работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении опытов, экспериментов, под руководством взрослого сделать выводы, обобщение.
Опыты, эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте (с объектами живой и неживой природы).
По месту проведения опытов (в группе, на участке).
По количеству детей (индивидуальные, групповые, коллективные).
По причине проведения (случайные, запланированные).
По характеру включения в педагогический процесс (эпизодические, систематические).
По продолжительности (от5 до 15 минут, свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, цикличные.
По месту в цикле: первичные, повторные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: (сравнительные, обобщающие..)
По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется только один объект, если он не может быть дан детям в руки (солнце, дерево, облако), либо объект, представляющий опасность. В остальных случаях проводятся фронтальные наблюдения, эксперименты, опыты.
В организации и проведении опытов выделяются четыре этапа:
Постановка проблемы.
Поиск пути решения проблемы.
Проведения наблюдения.
Обсуждение итогов и формулировка вывода.
Важно учитывать особенности детского экспериментирования.
- оно должно быть свободно от обязательности,
- как в игре, не следует регламентировать продолжительность опыта,
- не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана,
- дети не могут работать, не разговаривая,
- нужно учитывать индивидуальные особенности детей,
- необходимо учитывать право ребенка на ошибку,
- обязательное соблюдение правил техники безопасности,
- анализ результатов и формулирование выводов.
К организации опытов, экспериментов предъявляются требования:
Способность пробуждать интерес у детей.
Обеспечение детям возможности проявить свои способности, знания.
Предоставление самостоятельности в поиске решения проблемы, задачи.
Доступность для ребенка источников новых знаний, умений, навыков.