Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирование познавательного развития детей дошкольного возраста.»
Термину-познавательная активность, Щербакова Е. И. даёт такое описание. Что это проявление стремления узнать, постичь, понять, найти, самостоятельно пути решения интересующего вопроса, проявление инициативы, творчества в процессе деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления. Основой познавательной активности является – познавательный интерес.
Все познавательные интересы ребёнка проявляются довольно в раннем возрасте, изначально в форме извечных детских вопросов: «Что? Где? Отчего? Почему?» И перерастёт ли это простое любопытство в устойчивый познавательный интерес, уже зависит от родителей, воспитателей, окружения ребёнка. И кто, как не мы- взрослые должны помочь нашим детям воспитать любовь и потребность в знаниях. Не пресекать инициативность своего чада, когда он, например, разобрал игрушку до последнего винтика, испортил книгу, мебель, посуду, ведь в каждом маленьком ребёнке живёт исследователь и как, если не на своём опыте он узнает, что если промочить ноги в луже –можно заболеть? И разбирая игрушку он хочет не сломать её, а изучить, что-же там в ней такого, что она так двигается. В дошкольном возрасте опытно-экспериментальная деятельность является ведущей, наряду с игрой, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая теоретический методический материал, анализируя диагностику развития детей, делясь опытом работы с коллегами очно и заочно (на интернет порталах, наблюдая за деятельностью детей, я сделала вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность, способствует активизации познавательной активности дошкольника. И выявила потребность разработки содержания дошкольного образования по опытно-экспериментальной деятельности детей, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Основной целью для этого стало:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
1. Формировать у дошкольников в процессе экспериментирования освоение позиции субъекта познания и деятельности, т. е. стать субъектом деятельности-освоить её, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию.
2. Развить социальные эмоции дошкольников, которые будут способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми и педагогом. Для того чтобы ребёнок смог проявить собственную активность и видел в педагоге равноправного партнёра.
3. Обоготить активный словарь дошкольников.
4. Создать условия для развития познавательной активности в опытно -экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
-Сформировать у детей потребность в проявлении инициативы, посредством уверенности в себе и своих силах, через развитие психических процессов, активности, познавательного интереса.
-Обогащение и пополнение, в том числе с помощью родителей ПРС.
-Повысить уровень знаний дошкольников, воспитателей, родителей по опытно-экспериментальной деятельности.
Новизна представленного опыта.
Новизна данного опыта состоит в использовании комплекса современных и ранее известных методик детского экспериментирования, при использовании которых, появляются возможности работы в нетрадиционной форме, ставя дошкольника в позицию инициативного, думающего человека и равного партнёра с педагогом.
Теоретическое обоснование опыта
Такие известные педагоги как О. В. Дыбина, А. Н. Подъякова, Н. Н. Подъякова, Рыжова Е. Н., Л. Н. Прохорова, Н. Н. Совгир в своих научных работах по- разному описывают исследовательскую деятельность дошкольников. Обобщая их определения, можно сделать вывод, что главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. У ребёнка просыпается инициатива, появляется чувство уверенности в себе и своих силах. Проявляются положительные качества личности. И тут как нельзя кстати подойдё т высказывание Анатолия Шапиро: (учитель методист, отличник народного образования, заслуженный учитель, победитель первого всесоюзного конкурса учителей. Учитель физики) - «Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера». Но все эти педагоги едины в том, что опытно-экспериментальная деятельность-является ведущей деятельность дошкольников. И метод экспериментирования необходим в воспитании дошкольников.
Изучая научную литературу по данной теме, нашла интересную информацию про причины проблемы детского экспериментирования. Оказывается, она имеет свои физиологические аспекты. Знаменитый физиолог И. И. Павлов, в своей лаборатории, изучая условные рефлексы ребёнка, осуществил один незапланированный эксперимент. Он зажигал перед ним лампочку и давал ему засахаренную клюкву. Выяснил, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Здесь ребёнок показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. Что ещё раз доказывает обоснованность опыта.