kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирование познавательного развития детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирование познавательного развития детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирование познавательного развития детей дошкольного возраста.»

Термину-познавательная активность, Щербакова Е. И. даёт такое описание. Что это проявление стремления узнать, постичь, понять, найти, самостоятельно пути решения интересующего вопроса, проявление инициативы, творчества в процессе деятельности. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления. Основой познавательной активности является – познавательный интерес.

Все познавательные интересы ребёнка проявляются довольно в раннем возрасте, изначально в форме извечных детских вопросов«Что? Где? Отчего? Почему?» И перерастёт ли это простое любопытство в устойчивый познавательный интерес, уже зависит от родителей, воспитателей, окружения ребёнка. И кто, как не мы- взрослые должны помочь нашим детям воспитать любовь и потребность в знаниях. Не пресекать инициативность своего чада, когда он, например, разобрал игрушку до последнего винтика, испортил книгу, мебель, посуду, ведь в каждом маленьком ребёнке живёт исследователь и как, если не на своём опыте он узнает, что если промочить ноги в луже –можно заболеть? И разбирая игрушку он хочет не сломать её, а изучить, что-же там в ней такого, что она так двигается. В дошкольном возрасте опытно-экспериментальная деятельность является ведущей, наряду с игрой, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Реализуя общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, изучая теоретический методический материал, анализируя диагностику развития детей, делясь опытом работы с коллегами очно и заочно (на интернет порталах, наблюдая за деятельностью детей, я сделала вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность, способствует активизации познавательной активности дошкольника. И выявила потребность разработки содержания дошкольного образования по опытно-экспериментальной деятельности детей, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Основной целью для этого стало:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

1. Формировать у дошкольников в процессе экспериментирования освоение позиции субъекта познания и деятельности, т. е. стать субъектом деятельности-освоить её, быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию.

2. Развить социальные эмоции дошкольников, которые будут способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми и педагогом. Для того чтобы ребёнок смог проявить собственную активность и видел в педагоге равноправного партнёра.

3. Обоготить активный словарь дошкольников.

4. Создать условия для развития познавательной активности в опытно -экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты

- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

-Сформировать у детей потребность в проявлении инициативы, посредством уверенности в себе и своих силах, через развитие психических процессов, активностипознавательного интереса.

-Свободное апеллирование дошкольником обновлённым активным словарём.

-Обогащение и пополнение, в том числе с помощью родителей ПРС.

-Повысить уровень знаний дошкольников, воспитателей, родителей по опытно-экспериментальной деятельности.

Новизна представленного опыта.

Новизна данного опыта состоит в использовании комплекса современных и ранее известных методик детского экспериментирования, при использовании которых, появляются возможности работы в нетрадиционной форме, ставя дошкольника в позицию инициативного, думающего человека и равного партнёра с педагогом.

Теоретическое обоснование опыта

Такие известные педагоги как О. В. Дыбина, А. Н. Подъякова, Н. Н. Подъякова, Рыжова Е. Н., Л. Н. Прохорова, Н. Н. Совгир в своих научных работах по- разному описывают исследовательскую деятельность дошкольников. Обобщая их определения, можно сделать вывод, что главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. У ребёнка просыпается инициатива, появляется чувство уверенности в себе и своих силах. Проявляются положительные качества личности. И тут как нельзя кстати подойдё т высказывание Анатолия Шапиро: (учитель методист, отличник народного образования, заслуженный учитель, победитель первого всесоюзного конкурса учителей. Учитель физики) - «Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера». Но все эти педагоги едины в том, что опытно-экспериментальная деятельность-является ведущей деятельность дошкольников. И метод экспериментирования необходим в воспитании дошкольников.

Изучая научную литературу по данной теме, нашла интересную информацию про причины проблемы детского экспериментирования. Оказывается, она имеет свои физиологические аспекты. Знаменитый физиолог И. И. Павлов, в своей лаборатории, изучая условные рефлексы ребёнка, осуществил один незапланированный эксперимент. Он зажигал перед ним лампочку и давал ему засахаренную клюкву. Выяснил, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребёнок мог обследовать. Здесь ребёнок показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу. Что ещё раз доказывает обоснованность опыта.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Арзамасова Елена Юрьевна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618343


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства