лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности.
Игры с природным материалом
«МОЙ УШАСТИК!»
«Узоры и цветы из каштанов и орехов»
Опыты и эксперименты
«Сухой и мокрый песок»
Примерный алгоритм:
1.Выбор объекта исследования.
2. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
3. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
4. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
5. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
6. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини- лабораториях или центре науки).
7. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
8. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки мнемотаблицы и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Трудности
•Создание лаборатории.
•Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
•Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному.
•Планирование работы.
•Планирование занятий.
Варианты фиксации результатов
Литература в помощь Книги издательства «Речь», Санкт-Петербург
В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.
Знания привыкли передавать ребёнку в основном через глаза и уши. Автор этих книг стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, а тем самым мы смогли бы подарить ребёнку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя
О.В.Дыбина
О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Детство-Пресс, 2013
Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
Куликовская И.Э.,
Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование»
изд. Педагогическое
о-во России, 2003 г.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008
Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
Л. М. Кларина, 3. А. Серова « Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников .» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой
Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных –
экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать
свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить
свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.
.
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
В.А. Сухомлинский
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на наиболее высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»