Просмотр содержимого документа
«« повышение икт компетентности педагогов доу»»
Выступление на РМО воспитателей ДОУ
Тема: « Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОУ»
Воспитатель МДОУ « Детский сад №9 « Алёнушка»
Выродова Елена Анатольевна
Добрый день, уважаемые коллеги!
За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности.
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм.
Одним из новшеств последнего времени в работе педагогов детских садов стало активное использование различных мультимедийных средств.
Компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации, являются мощным техническим средством обучения, коммуникации, которые необходимы для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Компетентность педагогических работников в ИКТ области – важнейшее условие эффективного развития детского сада.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.
В рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» ИКТ-компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ расширяет возможности внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, способствует целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями и педагогами.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности..
Именно педагог решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
Очевидно, что педагог, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Учитывая все преимущества ИКТ и, считая эту проблему актуальной, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Совет нам всем:
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» (Чарльз Дарвин)
«Даже если я не могу и не хочу использовать ИКТ в образовательном процессе - то всё равно НАДО!»
Однако мы столкнулись с проблемами – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
- Анализ данной ситуации, сделанный на основе анкетирования педагогов , позволил выявить ряд проблем и противоречий между:
потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
Как и во многих детских садах, в нашей работе тоже есть свои камни преткновения:
Недостаточная материально-техническая база МДОУ.
Хотелось бы, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
Основными формами использования ИКТ в практике педагогов нашего ДОУ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов);
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов;
А испытывают затруднения в
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint во всех образовательных областях: «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
- создание собственных сайтов и портфолио
- проведение ИКТ – семинаров и онлайн – практикумов на различные тематики
Для реализации темы « Повышение ИКТ компетентности педагогов ДОУ» , мной был составлен план , обозначена цель и задачи,
- выбраны различные формы работы,
– разработаны этапы
подготовлен практический материал и оборудовано место для практических занятий.
Существую различные модели наставничества ( традиционное, партнерское, групповое, реверсивная, флеш-наставничество, виртуальное), мной была выбрана модель- партнерская. Так как считаю, что в некоторых вопросах наши педагоги могут обучить и меня.
Данная работа находится на начальном этапе реализации, так как в начале учебного года проводилась работа с молодым специалистом, но педагог уволилась.
Так же необходимо пройти дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме .
Результатом своей работы я вижу, что педагог должен уметь:
1. Создавать графические и текстовые документы;
2. Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
3. Знакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете.
4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций.
Я считаю , что будущее – за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Надеюсь, что реализация направления информатизации образования в рамках национального проекта «Образование» в комплексе с государственными и региональными программами информатизации образования позволит создать условия для внедрения в воспитательно-образовательный процесс современные технологии, электронные ресурсы нового поколения; включить все образовательные учреждения в единую корпоративную информационную сеть. И всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому хочется озвучить дальнейшие перспективы в работе ДОУ:
Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях.
Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки использование ИКТ
Нерешенных вопросов еще много, и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих проблем для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово педагога.